Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:55, реферат
Зарицкий Юрий Маркович родился 17 декабря 1921 года в Ленинграде. В начале 30-х годов в Ленинградском Дворце пионеров в одном из фортепианных классов, у педагога С. Ц. Миниович, он начал свое музыкальное образование. В 1938 году, когда под руководством композитора И. О. Дунаевского был создан первый в Советском Союзе пионерский ансамбль песни и пляски, Юра Зарицкий, как один из лучших пианистов, был принят в его состав.
В 1940 году он был призван в армию, где пробыл до 1946 года.
I. Сведения о произведении и его авторах
Литературный текст
II. Музыкально-теоретический анализ
III. Вокально-хоровой анализ
IV. Исполнительский анализ
Заключение
Список использованных источников
Наиболее частым недостатком является низкое интонирование согласных, в результате чего в исполнении возникают «подъезды», glissando в начале звука. Чтобы избежать этого в пении, согласные нужно произносить на высоте гласных, к которым они примыкают.
В произведении «Уж ты, прялица» сложности дикционного ансамбля в первую очередь связаны с разночтением, возникающем в 4-5 тактах. Разночтение связано с делением хоровой фактуры на солирующие голоса и аккомпанирующие голоса. Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией в большей мере зависит от ее роли в фактуре произведения.
Основной дикционной сложностью исполнения произведения «Уж ты, прялица» Ю. Зарицкого представляют собой звукосочетания, такие как:
мать подачку двадцатипятирублевенькая шелтозерские денежки обнимащечку прижимащечку
Тембровый ансамбль
Работа над красотой и выразительностью тембра - неотъемлемая часть вокального воспитания певцов хора. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, которая необходима в хоровом исполнительстве. Несомненно, тембр является значимым фактором исполнения произведения «Уж ты, прялица», влияющим на строй и ансамбль хора.
Наиболее сложный вид хоровой фактуры - унисон, так как он требует максимальной слитности хоровых голосов по тембру. Именно поэтому дирижер должен уделить огромное внимание тактам 9-10 анализируемого произведения, где использован данный вид фактуры.
Единого хорового тембра от исполнителей требует и гамофонно-гармоническая фактура произведения, так как именно он (тембр) в большой степени помогает созданию хорошего вертикального ансамбля. Для того чтобы достичь одинакового тембрового звучания рекомендуется пропевать аккорды всем хором на одну гласную, добиваясь максимального выровненного звучания голосов.
Также необходимо обратить внимание на то, что насыщенность тембра хоровых голосов может изменяться на протяжении произведения. Это в большей мере зависит от интерпретации дирижера и должно исходить от характера литературного текста. Так, те места партитуры, где мелодия помещена в партию сопрано вторых, требуют более насыщенного тембрового ее звучания (т.14-16).
Дыхание
В анализируемом произведении встречается два типа дыхания: общехоровое (дыхание берется всеми партиями одновременно) и цепное (все партии берут дыхание по цепочке).
Развитие музыкального материала произведения «Уж ты, прялица» осуществляется по четко выраженным музыкальным построениям и предполагает использование при пении дыхания по фразам, то есть по выставленным паузам. Внутри каждой фразы используется цепное дыхание.
IV. Исполнительский ансамбль
хоровое произведение диапазон гармонический
Основной задачей исполнения является создание целостного художественного образа произведения «Уж ты, прялица».
Для достижения этой цели требуется кропотливая работа дирижера-хормейстера на различных уровнях произведения, начиная с создания жанрово-стилистического единства формы и содержания сочинения, рельефности, соразмеренности и логичности динамического развития, и завершая частными вокально-хоровыми выразительными возможностями.
В произведении «Уж ты, прялица» все музыкально-выразительные средства органично соединены между собой и целенаправленны на раскрытие основного содержания.
В первую очередь в интерпретации произведения важную роль играет правильно выбранный темп. Ведь от этого зависит, будет ли хор звучать, захватывать своим пением слушателя, оказывать на него эмоциональное воздействие. Темп, указанный автором в начале произведения - Allegro (скоро), который сразу же определяет и скорость движения и дает понятие о характере всего сочинения. Дирижеру-хормейстеру следует выбрать такой темп, в котором будут прослушиваемы все мелкие ритмические длительности произведения, будет отчетлив и ясен литературный текст.
Следует обратить внимание на фермату, проставленную автором в 10 такте сочинения. Эта фермата является смысловой и отделяет друг от друга разные эмоциональные состояния, заложенные в литературном тексте. Кроме того она требует небольшого замедления темпа.
Еще одним важным средством художественной выразительности является динамика. Скудное указание динамики автором дает некоторую свободу в интерпретации анализируемого произведения. Так, указанное в начале произведения f может приобрести разные оттенки. Динамика f у хорового tutti прозвучит ярко и мощно, далее у партии сопрано (т.3-4) это скорее mf. Затем постепенное присоединение хоровых голосов образует естественное crescendo.
Также динамика в данном сочинении помогает подчеркнуть смену настроения литературного текста. Так, в тактах 11-12 слова «мы сидели с ним и плакали», выражающие грусть, отображены в музыке при помощи динамики pp.
Немаловажную роль в динамике произведения играет дирижерский жест. Задавая основные динамические краски, он должен умело контролировать звучание хора, в нужный момент, выделяя ведущий голос и приглушая аккомпанирующие. Это говорит о том, что дирижер должен обладать хорошей и гибкой дирижерской техникой.
Бесспорно, дирижер должен вдохновить хор своим жестом, тонко передать ему шуточный, задорный характер произведения, направить все свои силы для раскрытия авторского замысла. От него требуется хорошее владение мелкой техникой: дирижерский жест должен быть четким, максимально собранным, ясно фиксирующим метроритмические и динамические изменения. В качественной интерпретации произведения дирижер должен ясно ощущать единство всех разделов и частей целого, за мелкими задачами каждого куплета помнить о целостности сочинения.
Заключение
Произведение «Уж ты, прялица» Ю. Зарицкого - это яркое, игровое произведение шуточного характера.
Проанализировав вокально-хоровые и технические особенности произведения: широкий диапазон, тесситуру, гармонический и ладовый язык, динамические особенности - можно придти к выводу, что данное сочинение написано для весьма хорошо подготовленного учебного или концертного женского хора. Произведение «Уж ты, прялица» может быть исполнено как хорошо обученным любительским составом, обладающим необходимыми вокально-хоровыми навыками в академической манере, так и профессиональным.
Произведение «Уж ты, прялица» отличается высокой композиторской техникой, тонким воплощением литературного текста. Это один из лучших образцов обработки народной песни для хора. Композитор Ю.Зарицкий прекрасно владеет знаниями о вокально-технических особенностях хорового исполнительства, тонко использует хоровые тембры.
Дирижер занимает главное место в исполнении данного произведения. Именно он должен уметь передать хору с помощью жеста все эмоциональные нюансы сочинения, раскрыть замысел композитора.
Исполняя такое произведение как «Уж ты, прялица» Ю. Зарицкого дирижер-хормейстер должен обратить особое внимание на его эмоционально-выразительную и тембровую сторону. В процессе исполнения произведения важно создать яркий художественный образ, передать его «дух», донести до слушателя заложенную в нем идею, заставить его эмоционально откликнуться.
Список использованной литературы
Анализ вокальных произведений. Ред. О.П. Коловского, - Л., 1988.
Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. - М., 1987.
Жукова Л. А. Словари и песнопения православной и католической служб с переводом их на русский язык. - Новополоцк, 1995.
Дмитревская К. Анализ хоровых произведений. - М., 1985.
Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М., 1969.
Левандо П. Хоровая фактура. - Л., 1984.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1960.
Матвеев Н.В. Хоровое пение. - М., 1998.
Музыкальная энциклопедия.1-6 том. - М., 1988.
Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1980.
Назарова Е. Хоровой практикум. - Мн., 2002.
Романовский Н. Хоровой словарь. - М., 2000.
Самарин В.А. Хороведение. - М., 2000.
Соколов В.Г. Работа с хором. - М., 1983.
Способин И. Музыкальная форма. - М., 1980.
Уколова Л.И. Дирижирование - М., 2003.
Ушкарев А.Ф. Основы хорового письма. - М., 1986.
Хоровая литература // Учебное пособие в двух частях. Автор-составитель - Кеериг О.П. - С.-Пб., 2007.
Размещено на www.allbest.ru
1 вепсы - фино-угорский народ
2 коковица - кукушка.
3 село в Прионежском районе Карелии, центр Шёлтозерского вепсского сельского поселения. В 1994--2004 годах было центром Вепсской национальной волости. Население -- 1039 чел. (2002, перепись). Является центром вепсской национальной культуры.