Возникновение и развитие русской духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Цель работы: показать влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века.
В качестве задач нами выделены:
1. Выявление основных исторических этапов развития жанров духовной музыки;
2. Изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки в творчестве известных композиторов

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Истоки духовности в музыке С.В. Рахманинова

 

Классическая русская  музыка уникальна по своей духовной наполненности. Она берет начало от древних национальных напевов, вплетенных в канву принесенного извне византийского наследия. Духовная музыка долгое время предшествовала музыке светской. Она была неотъемлемой частью человеческой жизни. И потому в основе творчества русских композиторов скрыты истоки национальной культуры. К таким явлениям по праву принадлежит музыка Сергея Васильевича Рахманинова. В  России  менее  всего  известны  другие  произведения  Рахманинова, связанные с возрождением русской духовной музыки. На рубеже XIX-XX  веков  в России  возникает  национальное  движение  «Новое  русское  возрождение»  по определению А.  Блока.

 В  то  время   в  обществе  пробудился   интерес   к художественному   наследию  русского  средневековья  (к  зодчеству,   иконам, фрескам), на  этой  волне  многие  композиторы   обращаются  к  древнерусской  музыке. В этом русле создаются хоровые циклы Рахманинова – «Литургия  Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощная» (1915). Ко  времени  создания  «литургии»  Рахманинов   был   автором   трёх фортепианных  концертов,  трёх  опер  и  двух  симфоний.  Но,  по  признанию композитора, над редкой вещью он работал с таким удовольствием. 

Основываясь на традициях  русской литургии, Рахманинов создаёт  концертное  произведение, где, в  отличие от «Всенощной», практически  не использует подлинные  распевы. Он  смело  соединяет  интонации  народного  и  профессионального  искусства, создаёт впечатляющий образ древнего культового пения.   В своём  творчестве  Рахманинов  стремился  отразить  духовную  жизнь России во взаимосвязи прошлого  и  настоящего.  Поэтому  он  и  обращался  к хоровым  произведениям,  своеобразным  массовым  действам,  где  можно  было

передать глубину  народной  психологии  (примером  тому  могут  служить  его кантаты  «Весна» и «Колокола»). Большое внимание уделял и С.В. Рахманинов церковной музыке. В ноябре 1903 года известный церковный композитор А.Д. Кастальский (1856–1926), преподнося С.В. Рахманинову издание своей «Панихиды» (служба с заупокойными молитвами), сделал такую надпись: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». А в 1910 году Рахманинов сам написал Кастальскому: «Простите меня, Бога ради, что я Вас решаюсь беспокоить. У меня к Вам большая просьба. Дело в следующем: я решил написать «Литургию». Вас же я хочу просить разрешить мне некоторые недоумения, касающиеся текста. Еще мне очень хочется просить Вас просмотреть ее, прокритиковать, высказать Ваше мнение. Решаюсь беспокоить именно Вас, так как от всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге, по которой Вы идете…» [13,245]. Кастальский в своем творчестве занимался преимущественно гармонизациями древних мелодий, возрождая древнерусское музыкальное наследие. Рахманинов подходил к сочинению церковной музыки как к сложнейшему творческому заданию, ощущая необходимость следовать определенным традициям, сложившимся в сфере духовного творчества. В качестве образца Рахманинов изучал и «Литургию» Чайковского. Однако в отличие от Кастальского в «Литургии» Рахманинов не стал брать за основу непосредственно древние распевы. В русле более строгой церковно-певческой традиции Рахманинов выступил в своем «Всенощном бдении», написанном им спустя пять лет после «Литургии». Вероятно, Рахманинов мог бы повторить слова, предпосланные П.И. Чайковским изданию своей «Всенощной» (1882): «Иные из этих подлинных церковных напевов я оставил неприкосновенными, в других позволил себе некоторые незначительные отклонения. В-третьих же, наконец, местами вовсе уклонился от точного последования напевов, отдавшись влечению собственного музыкального чувства» [22, 78]. Вершиной духовного творчества Рахманинова стали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Любовь к церковному пению композитор пронес через всю свою жизнь. Сочинение Литургии было давней его мечтой. «Об Литургии я давно думал и давно к ней стремился. Принялся за нее как-то нечаянно и сразу увлекся. А потом очень скоро кончил. Давно не писал… ничего с таким удовольствием» [13, 261] - говорил он в письмах к друзьям. В Литургии Рахманинов использует мелодии фольклора, знаменного пения и имитации колокольного звона, что придаёт музыке истинно национальный характер. В этом произведении композитор даёт новую жизнь хоровым жанрам русской духовной музыки. Своим творчеством он противостоит бездуховности нарождавшегося с Запада модернизма. «Всенощное бдение», в отличие от наполненной радостью и ликованием Литургии, носит лирический, просветленный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Духовные произведения великих русских композиторов светскими хоровыми коллективами в годы гонений на православную культуру почти не исполнялись. А.В. Луначарский, будучи наркомом просвещения, выступил с инициативой — запретить певцам советской оперы петь в церкви. Но эта инициатива не получила статуса официального запрета. Негласность же запрета позволяла иногда и светским исполнителям петь в церковном хоре. Такие великие певцы, как Ф.И. Шаляпин и И.С. Козловский в данном случае служили «отрицательным» примером: они не переставали петь в храме.

Зачастую светские хоровые коллективы не могли исполнять церковные сочинения из-за прямых идеологических запретов. Иногда пели мелодию без слов или подставляли другие слова. Но во второй половине XIX века духовные произведения великих русских композиторов постепенно начали исполняться в подлинном виде. А к концу века уже трудно было найти в России такой светский хоровой коллектив, который не пробовал бы свои силы в исполнении церковной музыки. Возрождение приходов и монастырей, снятие негласных запретов на участие светских певцов в церковном пении, издание грампластинок и кассет с церковными песнопениями, опыты по восстановлению древнерусских напевов — все это привело к тому, что из всех видов церковного искусства именно церковное пение получило в конце XIX века наибольшее развитие.

Духовная музыка -  прародительница  всего русского музыкального творчества. Во все времена она  являлась  сферой приложения творческих сил выдающихся русских композиторов. Мотивы, по которым они обращались  к духовным жанрам, были различны – от внутренних религиозных установок, до эстетических предпочтений. Музыка русской православной церкви является истоком музыкальной классики вплоть до наших дней. Она находит свое естественное преломление в творчестве композиторов, работающих в жанрах духовно-музыкальных сочинений. Но в силу своей глубокой почвенности, этот музыкальный план, воспринимаемый часто как фольклор включается композиторами и в произведения светских музыкальных жанров.

Русские композиторы принесли в  мировую культуру оригинальные, присущие лишь России приемы музыкального письма. В основу  их художественного метода положены древние церковные жанры, обогащенные интонациями русского фольклора  и достижения профессионального композиторского творчества. Эти традиции продолжены современными отечественными композиторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 1. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – Л.; 1979.

 2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. История. Том 2. Сергиев Посад, 1998.

3. Голицын Н. С. Современный вопрос о преобразовании церковного пения в России. СПб., 1884.

4. Григорьев С. С.  Теоретический курс гармонии. М., 1981.

5. Карасев П. А. Беседы  с Н. А. Римским-Корсаковым // Русская  музыкальная газета. 1908. № 49.

6. Ковалёв К.П. Бортнянский . – м.; 1984.

7. Компанейский Н.  И. О стиле церковных песнопений // Русская музыкальная газета. 1901. № 38.

 8. Конисская Л.М. Чайковский в Петербурге. Л-д, 1976

9. О собрании программ  концертов Синодального хора  с 1894 года (РГАЛИ, ф. 662, оп.1, № 4).

10. Одоевский В.Ф. Сочинения. В 2-х т. – М.; Худож. лит. 1981.

11. Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924.

12. Прибегина Г.А. П.И. Чайковский М.; Музыка 1982.

13. Рахманова М. П.  Духовная музыка Н. А. Римского-Корсакова  // Музыкальная академия. 1994. № 2.

14. Рахманова М. П.  Н. А. Римский-Корсаков. М., 1995.

15. Римский-Корсаков А.  Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь  и творчество. Вып. 1. М., 1933.

16. Римский-Корсаков Н.  А. Избранные письма к Н.  Н. Римской-Корсаковой. Т. 2: Публикации и воспоминания // Музыкальное наследство: Римский-Корсаков. М., 1954.

17. Римский-Корсаков Н.  А. Летопись моей музыкальной  жизни // Полное собрание сочинений:  Лит. Произведения и переписка.  Т. 1. М., 1955.

18. Римский-Корсаков Н.  А. Полное собрание сочинений: Лит. произведения и переписка. Т. 5. М., 1963.

19. Солопова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. – М.; 1983.

20. Трифонова Т.В. Хоровое церковное пеиие как один из видов музыкального оформления православного богослужения: метод. работа/

21.Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: Лит. произведения и переписка. Т. 10. М., 1966.

22. Чайковский П.И. О России и русской культуре. Полное собр.соч. М.; 1966. т 11

23. Чешихин В. Е. Н. А. Римский-Корсаков. Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений // Русская музыкальная газета. 1916. Библиографический листок № 2.

24. Ястребцев В. В.  Список произведений Н. А. Римского-Корсакова  // Русская музыкальная газета. 1900. №51.

 

 


Информация о работе Возникновение и развитие русской духовной музыки