Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:41, реферат
Цель реферата:
Наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве
С.В Рахманинова.
Задачи реферата:
Проанализировать особенности церковных обрядов, используемых в духовных сочинениях С.В Рахманинова
Введение ………………………………………………….............3
Глава 1 «Литургия св. Иоанна Златоуста»
1.1.История создания ………………………………………..7
1.2 Содержание и структура «Литургии»………………...9
Глава 2 « Всенощное бдение»
2.1.История создания ………………………………………15
2.2.Содержание и структура «Всенощного бдения»…….18
Заключение………………………………………………………23
Список литературы………………………………………….24
Венчает Всенощное бдение три песнопения - тропари «Днесь спасение» и «Воскрес из гроба» (№13,14) и кондак «Взбранный воеводе» (№15). Во всех проходит тема прославления Творца. Здесь хор трактуется не в оперном ключе, а скорее как однородный оркестровый состав. Камерно-лирическое песнопение (№13) воскрешает мир Вечерни с ее тонкими одухотворенными сакрально-мистическими образами. В финальном разделе цикла много ассоциативных связей. В тропаре «Днесь спасение» есть отзвук Троицкой песни «Завью венки» и напоминание главной партии из первой части Третьей симфонии Рахманинова. В песнопении «Воскрес из гроба» слышатся интонации первого аллегро Второй симфонии композитора, а также лейтмотив царя Ивана из «Псковитянки» Римского-Корсакова. В начале последнего номера «Взбранный воеводе» есть напоминание главной темы финала рахманиновскогоТрегьего концерта. [ Кандинский А. « Всенощное бдение» с.77-78]
В рассматриваемом произведении мы встречаемся с высокохудожественным воплощением сакрально-религиозной темы. Обратившись к древней сокровищнице русского духовного творчества - подлинным знаменным распевам, композитор при их разработке достигает высшего и блистательного результата, проявляя себя Мастером, сочетающим в сложнейшем художественном мире Всенощной разные времена и пространства, сплавляющим в своем неповторимом композиторском стиле песенностъ русского народа, каноническую знаменность церковного богослужения, партесность и кантовость, классические традиции композиторов-кучкистов и Чайковского. Нити от его великого творения тянутся не только в прошлое, но и в будущее.
Заключение.
Хоровые духовные произведения С. Рахманинова - ценнейший вклад в русскую духовную музыку. Обращение в XIX веке к жанрам церковной музыки русских композиторов классиков Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, А. Лядова, П. Чайковского привели к расцвету духовной музыки вначале XX века в творчестве А. Кастальского,П. Чеснокова, А. Гречанинова, вершиной которого явилась «Всенощная» С. Рахманинова. Это произведение выходит далеко за рамки церковной музыки, принадлежащего одновременно искусству духовному и светскому. Во «Всенощном бдении» С. Рахманинова сплетены в неразрывное целое древние пласты церковной и народно-песенной культуры.
Древние обиходные напевы, оплетаясь выразительными приемами и средствами современного музыкального искусства, образуют целостную музыкальную ткань произведения, в которой древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту первоисточника.
Гений композитора открыл скрытую
в древних напевах бесконечную глубину
содержания, духовных смыслов и символов.
Вместе с тем, автор раскрывает стилистическое
своеобразие, заложенное в первоисточнике,
обогащает эпическую основу древнего
распева подлинным симфонизмом, оперным
богатством образов и напряженностью
драматургического развития. Глубина
личного религиозного чувства, преклонение
и восхищение величием Творца, молитвенная
просветленность и глубокое покаяние,
сосредоточенное размышление и призыв
к единению во имя мира всему миру - вот
содержание и гуманистический пафос «Литургии
Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного
бдения» С. Рахманинова.
Список литературы.
Бобров В. Вершины музыкального православия - Музыкальная жизнь-1998 №12- с. 27-29
Брянцева В. С.В. Рахманинов - М,1962. - с .135
Кандинский А. Литургия Иоанна Златоуста Рахманинова -Музыкальная академия- 1993№3- с. 148-156
Келдыш Ю.Рахманинов и его время -М,1973.-с. 412-420
Парфентьева Н.В, Парфентьев Н.П «Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века - Челябинск, 2000.- с. 78-90
Чернушенко В. Придите, поклонимся... - Музыкальная жизнь 1988 №24- с.20-22
Материалы взяты с сайта www.wikipedia.ru
Материалы взяты с сайта www.belkanto.ru
Информация о работе Духовная музыка в творчестве C.В Рахманинова