Спортивные бальные
танцы являются молодым: развивающимся видом спорта, каковым они официально
признаны в 1995 году. Однако, как социокультурное
явление, танцы этого направления существуют
в России с середины 50-х годов. Длительный
период бальные танцы являлись частью
культурно-досуговой деятельности и развивались
в рамках художественной самодеятельности.
Они получили распространение не только
в крупных центах (Москва, Ленинград, Киев
и т.п.), но ив самых отдаленных регионах
России. Однако, силой объективных и субъективных
обстоятельств, развитие бальных танцев
стало уделом энтузиастов со всеми вытекающими
из этого последствиями. На этом фоне почти
отсутствует медико-биологическое обоснование
этого вида спорта и его влияние на здоровье
детей.
Отечественный специалист
по возрастной физиологии И.А. Аршавский
[13] выдвинул и экспериментально доказал положение
об энергетическом правиле скелетных
мышц, согласно которому двигательная
активность стимулирует повышение обмена
веществ, что способствует росту и развитию
таких физиологических систем ребенка
как нервно-мышечная, сердечнососудистая,
дыхательная и других.
В трудах выдающихся физиологов
и психологов И.М. Сеченова, П.К. Анохина,
Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже
имеются указания о важном значении;
мышечной деятельности для укрепления
здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития.
В экспериментах показано, что увеличение
двигательной активности (ДА) оказывает
стимулирующее воздействие на перцептивные,
мнемические и интеллектуальные процессы
детей [12] ; А.А. Ухтомский писал, что "суровая
истина о нашей природе в том, что в ней
ничего не проходит бесследно". И что
"природа наша делается из следов прошлого"
возрастают доминанты
и побуждения настоящего для того,
чтобы предопределить будущее. Если
не овладеть вовремя зачатками: своих
доминант они завладеют нами". По мнению, автора, "орган"
тем более активен, чем; более разнообразную
информацию в окружающей среде он способен
воспринимать и усваивать.
Танец - совершенно особый
вид искусства. Он отражает чувства.
Через танец человек познает
окружающий мир и учится взаимодействовать с ним.
Танцы - "прекрасное лекарство, помогающее
избавиться от многих заболеваний и укрепить
здоровье" [15].
Современные спортивные
танцы - синтетический вид спорта
высших достижений. Подготовка спортсменов-танцоров
высокой квалификации требует интегрального развития
эстетических и этических качеств личности,
гармонии психики, высокого технического
мастерства, всестороннего функционального
и физического развития. Вместе: с тем
танцевальный спорт, как и другие виды
спортивной деятельности высших достижений
- занятие далеко не самое благоприятное
в смысле формирования у человека идеального
здоровья. Специальные медико-биологические
исследования, показывают, что "Между
спортом высших достижений и здоровьем
спортсмена мало общего" (спортивный
врач Э. Дойзер), что большой спорт сокращает
жизнь, ведет к преждевременному изнашиванию
сердечнососудистой, иммунной, нервной
и: эндокринной систем человеческого организма,
приводит к инвалидности,, причем не только
в результате физических травм; [14].
Каждый из видов танца
имеет свои физиологические, биомеханические
и музыкально-ритмические особенности.
Классические танцы обладают математической
выверенностью, точностью и логичностью
линий; чего порой очень не достает
спортивному танцу. Они требуют развития, прежде всего, аэробных
возможностей организма человека.
Пост-модерн и джаз являются
более прогрессивными видами пластики.
по сравнению с классикой, и несут
в себе более глубокий потенциал
с точки
зрения развития психофизиологических
и эстетических возможностей человеческого тела
как средство художественной и духовной
выразительности. Богаче лексика, свободнее
пластика, отсутствие присущего классике
консерватизма [16].
Характерный и народно-сценический;
танец незаменим в плане воспитания
у танцоров скоростно-силовых качеств, навыков.
сценического образа, актерского мастерства,
передачи характера, свойственного каждому
танцу в, отдельности. Каждому режиссеру,
психологу, хореографу, балетмейстеру
известны практически все жесты, отражающие
весь спектр физиологических и психо-эмоциональных
состояний человека, взаимодействий его
с окружающим миром - это то, что в спортивных
танцах практически не используется [13].
В спорте, так же как ив хореографии;
существуют методики тренинга, усовершенствованные
многими поколениями тренеров. В спортивном
танце с точки зрения физиологии спорта
необходимо достичь сразу нескольких
компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых
действий; специальной выносливости, экономичности
энергетических затрат, внутримышечной
и межмышечной координации; скорости двигательных
реакций, гибкости и пластичности, максимального
КПД работы, мускулатуры, правильного
дыхания, красивого физического развития
и конституции [14]. Направленность физиологического
совершенствования' разрешается с помощью
разнообразных физических упражнений.
Наиболее целесообразные для спортивного
танца, с точки зрения общей, физической
подготовленности виды спорта: гимнастика,
бег, восточные единоборства, бодибилдинг,
шейпинг, фигурное катание, синхронное
плавание [15].
Спортивные танцы крайне разнообразны
по физиологической нагрузке, форме
и ритмам. Физическое развитие в
обследуемой возрастной период (11-15
лет) изменяется постоянно, но неравномерно.
Наибольшие количественные сдвиги происходят
в подростковом и юношеском возрасте.
Процессы роста и развития; организма
заканчиваются у юношей к 18 годам, у девушек
- к 16.
По данным А.М. Макратумяна [12] повышенные
цифры артериального давления наблюдались
у 27% учащихся, 12% обследованных имели
избыточную массу тела. До 40% учащихся
при? наличии гипокинезии имели; по данным
KHF признаки напряжения сердечно-сосудистой
системы (COG), а у 35% выявлено дезадаптивное
реагирование на ортопробу. По мнению
автора, на разных этапах онтогенетического
развития: гомеостаза оказывает ряд факторов,
которые динамично изменяются с возрастом
и это положение необходимо учитывать
при коррекции ДА, питания, БАД, нежелательных
возрастных отклонений, влияние социально-демографических
факторов. В частности, в 11-12 лет доминируют
факторы физического развития (34%), пубертатного
характера (28%), мощности биологической
активности; (15%);,... моторной активности
(9%). В 12-13 лет соответственно: функциональные
(38%), морфометрические (27%), скоростно-силовые
качества (11%), компоненты опорно-двигательного
аппарата (ОДА) (19%). В 13-14 лет на первый план
выдвигаются компоненты двигательной
и соматовегетативных функций (44%), функциональных
резервных возможностей (25%), ОДА (19%). У
юношей 14-15 лет фактор развития подготовленности
составил 36%, функциональной устойчивости
(26%), функциональной реактивности (10%),
стабильности ОДА (9%).
Представленные данные характеризуются
влиянием - прогрессивных технологий
здравостроения на скачки пубертатного
развития.
Социальная и биологическая
значимость, проблемы заключается* в необходимости
создания: типовых биологических критериев
"паспортизации" возраста, необходимости
оптимизировать возрастное развитие путем
снижения остроты критических периодов
и повысить на каждом этапе полноценность
его функций [14].
Наиболее полно раскрыта сущность теории
критических периодов онтогенеза в работах.
Т.В. Карсаевской считающей важным в процессе
изучения человека признание существование
критических периодов морфофизиологического
и биологического развития и гетерохронности
созревания его систем. В критические
периоды повышается чувствительность
к тем или иным аспектам внешней среды,
причем к действию как повреждающих факторов,
так и оптимальных условий; Выявление
сущности, значения и границ критических
периодов - важнейшее условие прогресса
медицины, педагогики и психологии [15].
Критические периоды характеризуются;
повышенным риском возникновения болезней
наблюдаются кризисы психического
развития; и парапубертатный (2-3-5 года),
пубертатный: (12-15 лет), климактерический
инволюционный. Физиологические сдвиги,
происходящие в это время, как: правило,
отражаются; на свойствах личности. Это
связано с морфологическими и функциональными
перестройками, с новыми формами интеграции
внутреннего мира субъекта, изменениями
его отношений с внешним миром, в то время
как прежний стереотип его существует.
Значение темпа роста скоростно-силовых
качеств в прыжках отмечаются
у мальчиков в 12-13 лет, а в метаниях
в 13-14 и 16-17 лет.
Весь цикл индивидуального развития
человека неоднороден; он дискретен. Поэтому
его принято делить на определенное число
этапов, фаз, периодов. Новая фаза, период
развития включает цепь событий в комплексе
клеток (физиологически подготовленных
к этому) ведущая к развертыванию в них
процессов детерминации. Некоторые из
указанных периодов развития, характеризующиеся
повышением "реактивности" организма
на воздействия внешней среды издавна
получили название критических (благоприятных)
или чувствительных (сенситивных) периодов
развития. Под критическими периодами
развития в психофизиологии в настоящее
время понимают обусловленные генетически
и внешней средой. Взаимосвязанные во
времени периоды интеграции процессов,
регулирующих: клеточный, метаболизм,
в результате чего наступает стойкий морфологический
или физиологический сдвиг. В критическом
периоде факторы риска в развитии заболеваний
рассматриваются без их учета.
В критическом периоде развития
занятия, спортивными бальными танцами
оказывают специфическое воздействие,
которое сохраняется на протяжении
всей жизни. В целом сущность приспособления
детей к окружающей среде нельзя считать
достаточно изученной, тем более с учетом
регионального подхода.
Заключение
Жизнь приносит в танец новые
хореографические измерения, новые
пластические интонации и каждый
хореограф, если он хочет быть современным
не только в смысле прочтения на сцене
современной тематики, но и использования
всех возможностей современного хореографического
мышления, должен видеть и подмечать в
самой действительности зарождение и
развитие новых пластических “красок",
пластических образных ресурсов.
К классическому танцу я отношусь
не как к выработанному веками
канону, в него вкладывается эстетический
идеал современности, танец наполняется
стремительным, пульсирующим ритмом жизни,
так как мерилом художественности
для танца по-прежнему остается способность
современно видеть мир и преображать его
в пластике, близкой и понятной современному
человеку.
Для меня танец - это образ в движении
и музыке, который необходимо мастерски
передать, донести до каждого зрителя,
образ необыкновенно выразительный,
но в то же время наделенный изобразительными
правами танцевальной пластики. Изобразительность
и выразительность в танце соревнуются
друг с другом, никогда не утрачивая глубину
мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.
Также танец выражает собой философскую
суть.
Формирование здоровья детей, полноценное
развитие их организма - одна из основных
проблем в современном обществе.
Медики, родители и педагоги повсеместно
констатируют отставание, задержки, нарушения,
отклонения, несоответствия нормам в развитии
детей, неполноценность их здоровья. Это
касается в первую очередь нервной системы,
её опорно-двигательного аппарата. Усилия
медиков в основном направлены на лечение
заболеваний, деятельность педагогов
редко включает развивающие методы работы
с детьми. Практически не разработаны
подходы обучения с позицией развивающей
предметно-двигательной среды ребёнка.
По этому задача, стоящая сегодня перед
учителями физической культуры заключается
в поиске и использовании специальных
методик, которые позволяют подойти к
вопросу развития детей (физического,
психологического, интеллектуального)
более продуктивно, применяя новые технологии.
Сегодня важно определить роль, место
и значение танца в системе
физического воспитания и признать,
что эстетические параметры танца являются
важнейшими, но не единственными характеристиками.
Задачи физического, творческого, эстетического
и духовного воспитания детей дошкольного
возраста и школьников заставляют пересмотреть
разновидности и многообразие типов танца
в социальном контексте развития личности.
При таком подходе мы остановимся на многофункциональности
танца как важного феномена, который в
силу недостаточной исследованности ограниченно
и пассивно используется в системе воспитания,
образования и в процессе физического
обучения и требует дополнительного исследования.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных
форм организации физического воспитания
детей и молодежи // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка.
- 1996. - № 1. - С.23-25.
2. Бальсевич
В.К., Запорожанов В.А. Физическая
активность человека. - Киев: Здоровье.
- 1987. - 223 с.
3. Ветлугина
Н.А., Теория и методика музыкального
воспитания в детском саду: учебное
пособие для студентов педагогических
институтов по специальности "Дошкольная педагогика
и психология" / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман.
- М., 1983. - 46с.
4. Кряж В.Н.
Гимнастика, ритм, пластика / В.Н. Кряж,
Э.В. Ветошкина. - Минск; Полымя, 1987.
- 87с.
5. Лисицкая Т.С.
Гимнастика и танец / Т.С. Лисицкая.
- М.; Советский спорт, 1988. - 135с.
6. Лисицкая Т.С.
Ритмическая гимнастика / Т.С. Лисицкая.
- М.; Физкультура и спорт, 1985. - 82с.
7. Лифиц А.
Ритмика: учебное пособие для
студентов средних и высших
педагогических учебных учреждений
/А. Лифиц. - М.; "Академия", 1999. - 74с.
8. Лубышева Л.И.
Социология физической культуры
и спорта в системе физкультурного
образования /Л.И. Лубышева // Теория
и практика физической культуры.
- 1999. - №12. - С.13 - 14.
9. Лубышева Л.И. Концепция
физкультурного воспитания. Методология
развития и технология реализации // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка.
1996. - № 1. - C.11 - 17.
10. Луговская А.С. Ритмические
упражнения, игры и пляски. Для
детей дошкольного и младшего
школьного возраста / А.С. Луговская.
- М.; "Советский композитор", 1991. -
52с.
11. Мир движений мальчиков
и девочек: методическое пособие
для руководителей физического
воспитания дошкольных учреждений,
- СПБ, "Детство Пресс", 2001. - 63с.
12. Степаненкова Э.Я. Теория
и методика физического воспитания
и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова.
- М., 2001. - 213с.
13. Тарасов Н.И. “Классический
танец” / Н.И. Тарасов - М., 1981. - 125с.
14. Филатов С.В. “От
образного слова - к выразительному
движению”/ С.В. Филатов - М., 1993.
- 52 с. .
15. Франио Г. Методическое
пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц
- М.; Музыка, 1987. - 84с.
16. Уральская
В.И. Рождение танца / В.И. Уральская.
- М.; Советская Россия, 1982. - 43с.
17. www.mirrabot.com
18. www.quick-referat.ru
19. www.rivermix.ru
20. www.7ya.ru
21. www.fitness-home.ru
22. www.sportdance.ru
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
КАК СРЕДСТВО ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ