Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

Задачами школьного музыкального образования является воспитание у учащихся потребности, интереса и любви к музыке, формирование эмоциональной отзывчивости, обогащение их художественных впечатлений. Одно из условий успешного решения этих задач – активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках музыки, развитие их музыкального восприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки


«Учение с увлечением» – всем известное и давно уже устоявшееся словосочетание. Прекрасно и легко вести урок, когда в классе царит творческая атмосфера, горят глаза детей. Эмоциональная составляющая уроков музыки необычайно велика и важна. Учитель стремится воспитать у учащихся интерес, любовь к музыке, сформировать эмоциональную отзывчивость, обогатить их художественные впечатления. Важны многие моменты: слово учителя, микроклимат, сравнение, историзм, межпредметные связи. Активизация восприятия даст нам более высокий результат педагогической работы.

Актуальность проблемы :

Задачами школьного музыкального образования является воспитание у учащихся потребности, интереса и любви к музыке, формирование эмоциональной отзывчивости, обогащение их художественных впечатлений. Одно из условий успешного решения этих задач – активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках музыки, развитие их музыкального восприятия. 
Восприятие 
Проблемы восприятия вообще – одна из важнейших задач психологической и педагогической науки. Ещё такие видные психологи и физиологи, как И.М.Сеченов, Б.М.Теплов, Л.С. Выготский, В.П.Зинченко, Н.Н.Ланге, И.Я.Лернер определили это явление, классифицировали и раскрыли проблему восприятия. 
Музыкальное восприятие школьников

Эстетический словарь даёт определение художественного восприятия: «Восприятие эстетическое (художественное) – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности    , которое сопровождается эстетическим переживанием». 
Изучение такого сложного вопроса, как восприятие музыки связано с целым рядом социальных, общекультурных, индивидуально-психологических и других факторов. После исследований Б.М.Теплова, Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского за последние десятилетия данная проблема обогатилась новыми исследованиями Г.С.Тарасова, В.К.Белобородовой, Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, Г.С.Ригиной, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр, М.С.Красильниковой. Они рассматривают музыку как живое искусство, ставят во главу угла процесс её художественного восприятия. В основе любой формы приобщения учащихся к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.[6] Только тогда музыка может выполнить свою познавательную, эстетическую и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся слушать её и размышлять о ней.[5] Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется духовный мир учащихся, их чувства и мысли.[1]

Типы и виды восприятия музыки

Музыкальное восприятие – это прежде всего слушание и слышание музыки. Музыка – искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и её первоисточник (природа, жизненные образы) неразрывно связаны. Однако довольно часто у слушателя единство чувственного и жизненно-образного начал музыки может быть ослаблено и даже нарушено. Мы наблюдаем в таких случаях разные типы восприятий(по мнению Г.С.Тарасова).[11] 
1. Зрелищно-событийный. Слушатель представляет конкретную жизненную  
ситуацию и только потом обращается к музыкальным достоинствам произведения. 
2. Эмоциональный. Слушатель первоначально эмоционально реагирует на музыку, и только потом возникают жизненные ассоциации. 
3. Обычные слуховые ориентировки. Преобладают черты «теоретического» слушания (форма, гармония, полифония) или внешние эффекты, изощрения и оригинальничание. В младших классах «теоретическое» слушание практически отсутствует, так как не хватает знаний и жизненного опыта. А вот стремление выделиться наблюдается. Второй тип восприятия наиболее желателен для нас. В нём представлено качество, общее для любых форм восприятия искусства, смысл которого восприятие как общение. Такая позиция требует от слушателя выразительного личностного отношения. Восприятие искусства требует творчества.[7]Активизация процессов восприятия  Уровень творческой активности учащихся не следует приравнивать к процессу зрелого творчества, поскольку опыт учащихся всё же ограничен. И вместе с тем творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех их потенциальных сил. Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. В настоящее время выросла необходимость разработки и освещения психолого-педагогического аспекта проблемы активизации восприятия учащихся.[2] Многолетний педагогический опыт дал импульс для разработки теоретических и методических взглядов, чтобы осуществлять восприятие музыки как музыкальное восприятие бытия.[4]

 

1. Э.Б.Абдуллин. Теория музыкального  образования. – М.,Академия.2004г. 
2. В.П.Беспальков. Слагаемые педагогической технологии. – М.,Просвещение.1989г. 
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. – М.Академия.2004г. 
5. И.Я. Лернер. Дидактические основы методов обучения. – М.1981г. 
6. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. М.1981г.т.1 
7. Музыка. Программно-методические материалы. Составитель Ярёменко Е.О. – М. Дрофа 2001г. 
11. Г.С. Тарасов Педагогика в системе музыкального образования. М.1986г

 

Развитии восприятия в начальной школе.

Уже с первых уроков музыки первоклассники нацеливаются на главное: не только слушать музыку, но и размышлять о ней. Прочувствованное и продуманное восприятие музыки активизирует внутренний мир учащихся, делает их душевно богаче, утончённее, способствует развитию музыкальной и общей культуры.[8] Создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать интерес, подготовить учащихся к восприятию музыки призвано вступительное слово учителя, беседа.[9] В младших классах вступительный рассказ краток, надо обращаться к их воображению, вызвать чувства, настроения, соответствующие настроению произведения. В ходе слушания «Попутной песни» М.И.Глинки можно рассказать, что он был очевидцем открытия первой железной дороги в России, как и все, переживал, интересовался, ждал этого события с большим нетерпением. Прибытие поезда для современников Глинки можно сравнить с прилётом космического корабля с инопланетянами для нас. Этот рассказ будет красочным и эмоциональным. Перед слушанием учитель уточняет, на что обратить внимание, просит ответить на вопросы. Вопросы учителя, мне кажется, являются исходной точкой активизации восприятия, они направляют слушание в определённое русло: определение основного типа музыки, как музыка показывает движение, какие изменения в музыке услышали, какие чувства выражает музыка? Постепенно от односложных ответов «весёлая», «грустная», «быстрая», «медленная» учащиеся перейдут к связному рассказу, создадут в слове свой художественный образ, своё прочтение музыкального произведения. 
К условиям активизации восприятия на уроке мы относим соответствующий микроклимат в классе.[9] Без непростой и кропотливой работы, которая ведётся на каждом уроке, подлинного общения учителя и учеников не получится. Учителю следует избегать безапелляционных оценок и замечаний типа «Не так», «Это ошибка», «Неверно», «Неправильно». Мы должны помнить, что дети внимательно смотрят на нас, и поэтому надо следить за своей реакцией на неподходящие ответы учеников, даже за своей мимикой. Надо сразу же дать им почувствовать, как нам интересно их слушать, узнать их мнение. Учащимся будет приятнее услышать: «Кто думает иначе?», «У кого другое мнение?». Вербальное выражение художественных переживаний – это своего рода духовная исповедь, нередко вызывающая, особенно сначала, состояние волнения, некоторой неуверенности в себе.

 

 

8. Теория и методика музыкального  образования детей: научно-методическое  пособие(Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская). – М. Флинта. Наука.1998г. 
9. Н.Е.Щуркова. Культура современного урока. – М.2000г. 

 

Перешагнуть этот барьер можно лишь в атмосфере доверия и доброжелательности. Важно, чтобы учитель сам показывал пример искренности и откровения, один из возможных образцов художественного восприятие. Уверена, что педагог, не делающий этого на уроке, совершает серьёзную методическую ошибку. Он хочет, чтобы ученики раскрыли перед ним «свою душу», а сам как бы отдаляется от детей. Положительные эмоции(удовлетворение, радость) стимулируют учение, отрицательные же (разочарование, раздражённость, чувство бессилия) тормозят учебную деятельность, убивают интерес к познанию. Работая в этом направлении, можно добиться того, что слабые, закомплексованные дети, слабо проявляющие себя не только на уроках музыки, станут ощущать потребность высказать свои мысли и взгляды по поводу прослушанного произведения.[2] 
Одновременно с умением слушать идёт процесс воспитания эмоциональной отзывчивости. Высказывания учеников зависят от их возраста и уровня развития. Детям порой бывает трудно полно выразить свои переживания из-за ограниченного запаса слов. Большую помощь в этом вопросе оказывает «Словарь эстетических эмоций» В.Г.Ражникова. Слушателям становится интересно поделиться друг с другом результатами художественного восприятия. Естественно, вербализовать следует не музыку, а лишь собственные переживания. Слушатель всегда чувствует гораздо больше и сложнее, нежели ему удаётся выразить словами. Вербализация в художественном восприятии – это педагогическое средство, позволяющее высказать вслух эмоции, возникшие при слушании музыкального произведения. Это сложный и трудоёмкий процесс, но он имеет и свою привлекательную для детей сторону, поскольку является творческим процессом, открывает простор для проявления воображения воспринимающего, его способности обобщать, делать выводы.[3]  
Восприятие тембра.

Знакомство с разными тембрами музыкальных инструментов играет важную роль в развитии восприятия музыки. Учащиеся знакомятся с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и волк», в которой каждый герой имеет свой лейтмотив, исполняемый определённым инструментом, передающим своеобразие характера героя. Учащиеся оживляются, легко запоминают темы, эмоционально рассказывают, как поёт и порхает птичка, как на мягких лапках грациозно идёт кошка, какая неповоротливая утка. Полезно давать слушать одно и то же произведение в исполнении разных инструментов. Тембры не будут связываться со звучанием одного определённого произведения, а слушание одной пьесы в исполнении разных музыкальных инструментов обеспечивает лучшее усвоение самой музыки. Постоянное последовательное обогащение тембровых представлений способствует более глубокому и полному раскрытию и пониманию художественного образа.[6]

2. В.П.Беспальков. Слагаемые педагогической  технологии. – М.,Просвещение.1989г. 
3. Л.С.Выготский. Психология искусства. – М.1987г. 
6. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. М.1981г.т.1 

 
Приём сравнения. Активизирует музыкальное восприятие и мышление младших школьников сравнение музыкальных произведений при слушании. Сопоставляя музыкальные произведения, контрастные по характеру, темпу, ритму, динамике, регистрам, учащиеся значительно глубже, правильнее раскрывают их характер и содержание.

Приём сравнения способствует развитию у детей интереса к познанию изучаемого материала, правильного его восприятия.[3] 

Единство обучения и воспитания. Младшие школьники обладают повышенным эмоциональным восприятием. Поэтому в программе начальной школы по слушанию музыки имеются музыкальные произведения, в которых осуждаются глупость, зло, предательство, побеждают разум и доброта. Остановимся на операх М.И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Разве могут быть героями поляки, громко распевающие: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам даёт война!»? С другой стороны, как достойно и благородно держится Иван Сусанин накануне смерти! «Храбрый» витязь Фарлаф  и отважный Руслан противоположны друг другу по музыкальным характеристикам. Один вызывает насмешку, а другой уважение и восхищение! Музыка помогает воспринимать образы героев с элементами артистизма, очень эмоционально. Размышляя на уроках музыки, учащиеся создают волнующие ситуации нравственного характера. Нам важно при художественном восприятии подвести учащихся к высказыванию суждений, оценок, которые и будут составлять их собственное понимание данного произведения. В подобных суждениях раскрывается собственное отношение школьников и к конкретной музыке, и к действительности, отображённой в музыке, их взгляды на жизнь, события, на самого себя.[1] 
В числе условий, дающих наибольший эффект в активизации музыкального восприятия, назову проблемные ситуации.[4] Проблемные ситуации вовлекают на уроке каждого ученика в творческую деятельность. Самостоятельность суждений в процессе анализа музыкального материала у учащихся развивается в том случае, если на уроке музыки они являются не пассивными приёмниками готовых, преподнесённых учителем истин, а активно участвуют и сами добывают себе знания. Надо использовать вопросы такого типа, которые объяснят, почему изменилась музыка, характер, темп и т.д. Итак, мы слушаем пьесу Э.Грига «В пещере горного короля». Ученики понимают, что все изменения в музыке прежде всего связаны с содержанием произведения. Когда слушаем песню Э.Грига «Заход солнца», прошу определить композитора.

 

1. Э.Б.Абдуллин. Теория музыкального  образования. – М.,Академия.2004г. 
3. Л.С.Выготский. Психология искусства. – М.1987г. 
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. – М.Академия.2004г. 

 

Учащиеся останавливаются перед выбором: Э.Григ или П.И.Чайковский? Им надо объяснить, что такой раздел мнений возможен. Их музыка была похожа, композиторы были дружны, переписывались, у них были общие взгляды. Возникшая проблемная ситуация побуждает учащихся к поиску причины, повышает интерес к музыке, обогащает знаниями различных жизненных ситуаций. 
Принцип историзма.

 Другая информация, необходимая  для полноценного восприятия  произведения, - социальные, исторические  знания о той эпохе, в которой  творил автор воспринимаемого  произведения. Важно знать идеалы  и убеждения самого автора, специфику  мышления той конкретной эпохи  и региона. Вся эта информация  значительно обогащает слушательское  познание. Так, на уроках, посвящённых  героическим образам в музыке, мы слушаем хоры из кантаты  «Александр Невский» С.С.Прокофьева. Мы говорим не только о событиях  Ледового побоища, но и о том  времени, когда творил С.С.Прокофьев. Происходит перекличка времён. Накануне  Великой Отечественной войны  Прокофьев напомнил своим современникам  события великой истории Руси, вселил в них веру в победу. Немецкий композитор Людвиг ван  Бетховен создал образ музыкального  героя, который борется за счастье  всех людей против злой судьбы. Используя такое направление  деятельности, мы получаем более  одарённого и образованного слушателя, который учится проводить более  глубокий и умный анализ музыкальных  произведений. Ученики постепенно  понимают, как важно всесторонне  развиваться, уметь привлечь к  ответу дополнительные знания.[8] 
Межпредметная связь.

Повышению активности восприятия учащихся на уроках музыки способствует связь с другими видами искусств.[7] Но надо помнить, что при подготовке  и использовании различных выставок, презентаций внимание детей может сосредоточиться не на музыкальном, а на литературном или изобразительном материале. Известно, что восприятие младших школьников отличается конкретностью. Поэтому произведения живописи и литературы следует вводить в урок музыки очень осторожно и на первых порах весьма ограниченно. Причём, чем талантливее произведение, тем сильнее реакция учащихся. Слушая на уроке пьесу П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», слайд пейзажа И.Левитана «Золотая осень»лучше показать в конце анализа и при повторном слушании. Только тогда усилится восприятие и пьесы, и картины.[10]

 

7. Музыка. Программно-методические  материалы. Составитель Ярёменко  Е.О. – М. Дрофа 2001г. 
8. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие(Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская). – М. Флинта. Наука.1998г. 
10. Н.Н. Ланге. Психологические исследования. М.!953г. 

Информация о работе Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки