Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:31, реферат
Задачами школьного музыкального образования является воспитание у учащихся потребности, интереса и любви к музыке, формирование эмоциональной отзывчивости, обогащение их художественных впечатлений. Одно из условий успешного решения этих задач – активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках музыки, развитие их музыкального восприятия.
С другой стороны, чтобы музыкальные
впечатления надолго сохранились в памяти
учащихся, необходимо неоднократное возвращение
к музыкальным образам произведения, которые
находят своё воплощение в творческих
работах учеников(рисунки, поделки). Много
лет я храню рисунок, изображающий уходящего
от нас по пустой дороге шарманщика с сурком.
И пусть сурок похож на собаку, а фигура
шарманщика несколько схематична, общего
настроения это нисколько не нарушает.
С появлением компьютерных технологий
появилась возможность создания презентаций
к урокам. Презентации способствуют повышению
активности восприятия учащихся. Им непросто
воспринимать только аудиоматериал. Музыка
– искусство временное, его нельзя потрогать
или рассмотреть, поэтому при подборе
материала для урока стоит отдавать предпочтение
ярким зримым образам. Внедрение в образование
новых информационных технологий повышает
уровень учебного процесса, усиливает
мотивацию и познавательную активность
учащихся. Современные ученики 3-4 классов
имеют возможность принимать активное
участие в создании урока, демонстрируют
высокий интерес, ответственно относятся
к таким заданиям. В каждом конкретном
случае учителю приходится самому определять,
как использовать ИКТ с целью активизации
образовательного процесса, представлять
результат.[4]
Открытые обобщающие уроки-концерты.
Нельзя игнорировать и забывать тот огромный
вклад в культурное формирование ребёнка,
который получают наши дети при посещении
спектаклей театра оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского,
концертов в консерватории им. Л.В.Собинова,
филармонии им. А.Г.Шнитке в нашем городе.
Прекрасная обстановка зрительного зала,
ощущение праздника, радости ожидания
встречи с музыкой активизирует восприятие
образов, поступков героев, столкновений
добра и зла. Мы благодарно используем
культурные возможности Саратова. Слушание
музыки в непосредственном живом исполнении
оставляет неизгладимый след в душах школьников,
демонстрирует интерес к ней у многих
и многих людей вокруг них
Отдельно хочется остановиться на сотрудничестве
симфонического оркестра саратовской
областной филармонии им. А.Г.Шнитке с
детской аудиторией. Много лет проводятся
обобщающие уроки музыки в зале филармонии.
На них выступают солисты- инструменталисты
и вокалисты, дирижёры и оркестр. Программа
таких уроков-концертов составлена в соответствии
с образовательной программой. Ведут открытые
уроки лучшие учителя музыки города. Уже
выросли те ученики, которые посещали
первые концерты, и теперь приводят на
них своих детей. Очень хотелось бы, чтобы
слушателей на таких концертах становилось
больше, может быть тогда, понимая прекрасное,
переживая и сочувствуя, они не останутся
равнодушными, вырастут человечнее и добрее.
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего
обучения. – М.Академия.2004г.
Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Заинтересованные глубоким художественным восприятием, учащиеся будут стремиться к повторному слушанию, к уточнению результатов воспринятого художественного образа. Так создаются предпосылки для обогащения основ их слушательской культуры. Активизация восприятия даст нам более высокий результат педагогической работы.[10] Учителю музыки надо помнить, что, обучая детей музыке, искусству, он в то же время занимается их воспитанием, достижением гармонии эмоционального и интеллектуального начал личности. Так что в наших руках не только судьба искусства, но и в определённой мере судьба человека будущего.[11]
10. Н.Н. Ланге. Психологические исследования.
М.!953г.
11. Г.С. Тарасов Педагогика в системе музыкального
образования. М.1986г
Проект "Учимся слушать и понимать музыку".
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Первая задача педагога - пробудить у учащихся интерес к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений. Вторая задача - поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у школьников развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания. Третья задача - привить учащимся вкус к хорошей музыке. Важно с младшего школьного возраста создать для учеников благоприятную музыкальную среду, исполнять для них высокохудожественные музыкальные произведения. Четвёртая задача - познакомить учащихся с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией. Если практиковать слушание музыки начиная с первого класса, дети привыкнут к гармоническим сочетаниям, у них разовьётся слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придётся наблюдать такие явления, которые не редко бывают в оперных театрах,- разговоры во время исполнения оркестром вступления к опере или к отдельным действиям при закрытом занавесе.
Так, как же определять настроение и характер музыки? Как слушая музыку, понимать её настроение, замысел композитора? Как музыка выражает различные черты человеческого характера? Сходны ли музыка и живопись? Отличаются ли образы рисунков художников от музыкальных образов? На все эти вопросы учащиеся получают ответы в ходе работы над учебным проектом "Учимся слушать и понимать музыку".
Аудитория проекта- младшие школьники
2. Основной этап реализации проекта:
·Создание условий для организации многообразной по содержанию и формамработы программы.
·Подготовка, организация и проведение мероприятий программы
3. Заключительный этап проекта:
·Соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами
Выпуск буклета для родителей, представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и предстоящем проекте. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикации их работ и фотографий на страницах проекта. Анкетирование учащихся.
1 урок - Организационный: постановка целей проекта, создание стартовой презентации с целью смотивировать обучающихся на работу в проекте. Формирование групп, планирование работы над проектом в группах. Декларация правил работы в проекте. Подбор печатных источников и музыкальной литературы, словарей и энциклопедий по музыке и искусству, медиа-ресурсов по теме проекта.
2-3 уроки - Музыкально-познавательные: п
4 урок - Продвижение по проекту: исполнение знакомых песен, проигрывание ритмических рисунков на детских музыкальных инструментах. Продолжение поиска информации в разных источниках
5 урок - Поисково-исследовательский:
6 урок - Творческий: оформление результатов исследований (создание презентаций и буклетов), подготовка творческих работ. Повторное консультирование. Доработка и корректирование проектов с учетом рекомендаций учителя. Подготовка конференции по итогам результатов работы.
7 урок - Заключительный: защита творческих работ, представление результатов работы групп. Рефлексия по итогам проекта. Итоговое оценивание. Награждение.
Продолжительность проекта - 7 уроков, 7 недель, 1час в неделю.
Заключение.
Сегодня акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.
Ребенок многому учится через движение, соединенное с музыкой. Постичь логику эмоционально-образного содержания музыкального произведения. Такое восприятие можно назвать восприятием-переживанием, восприятием-мышлением, в процессе которого ребенок, через активные формы открывает личностный смысл.
Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Список литературы
:
1. Э.Б.Абдуллин. Теория музыкального образования.
– М.,Академия.2004г.
2. В.П.Беспальков. Слагаемые педагогической
технологии. – М.,Просвещение.1989г.
3. Л.С.Выготский. Психология искусства.
– М.1987г.
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения.
– М.Академия.2004г.
5. И.Я. Лернер. Дидактические основы методов
обучения. – М.1981г.
6. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей.
М.1981г.т.1
7. Музыка. Программно-методические материалы.
Составитель Ярёменко Е.О. – М. Дрофа 2001г.
8. Теория и методика музыкального образования
детей: научно-методическое пособие(Л.В.Школяр,
М.С.Красильникова, Е.Д.Критская). – М. Флинта.
Наука.1998г.
9. Н.Е.Щуркова. Культура современного урока.
– М.2000г.
10. Н.Н. Ланге. Психологические исследования.
М.!953г.
11. Г.С. Тарасов Педагогика в системе музыкального
образования. М.1986г