Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

Задачами школьного музыкального образования является воспитание у учащихся потребности, интереса и любви к музыке, формирование эмоциональной отзывчивости, обогащение их художественных впечатлений. Одно из условий успешного решения этих задач – активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках музыки, развитие их музыкального восприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, чтобы музыкальные впечатления надолго сохранились в памяти учащихся, необходимо неоднократное возвращение к музыкальным образам произведения, которые находят своё воплощение в творческих работах учеников(рисунки, поделки). Много лет я храню рисунок, изображающий уходящего от нас по пустой дороге шарманщика с сурком. И пусть сурок похож на собаку, а фигура шарманщика несколько схематична, общего настроения  это нисколько не нарушает. 
С появлением компьютерных технологий появилась возможность создания презентаций к урокам. Презентации способствуют повышению активности восприятия учащихся. Им непросто воспринимать только аудиоматериал. Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. Внедрение в образование новых информационных технологий повышает уровень учебного процесса, усиливает мотивацию и познавательную активность учащихся. Современные ученики 3-4 классов имеют возможность принимать активное участие в создании урока, демонстрируют высокий интерес, ответственно относятся к таким заданиям. В каждом конкретном случае учителю приходится самому определять, как использовать ИКТ с целью активизации образовательного процесса, представлять результат.[4]            

Открытые обобщающие уроки-концерты. Нельзя игнорировать и забывать тот огромный  вклад в  культурное формирование ребёнка, который  получают наши дети при посещении спектаклей театра оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского, концертов в консерватории им. Л.В.Собинова, филармонии им. А.Г.Шнитке в нашем городе. Прекрасная обстановка зрительного зала, ощущение праздника, радости ожидания встречи с музыкой активизирует восприятие образов, поступков героев, столкновений добра и зла. Мы благодарно используем культурные возможности Саратова. Слушание музыки в непосредственном живом исполнении оставляет неизгладимый след в душах школьников, демонстрирует интерес к ней у многих и многих людей вокруг них 
Отдельно хочется остановиться на сотрудничестве симфонического оркестра саратовской областной филармонии им. А.Г.Шнитке с детской аудиторией. Много лет проводятся обобщающие уроки музыки в зале филармонии. На них выступают солисты- инструменталисты и вокалисты, дирижёры и оркестр. Программа таких уроков-концертов составлена в соответствии с образовательной программой. Ведут открытые уроки лучшие учителя музыки города. Уже выросли те ученики, которые посещали первые концерты, и теперь приводят на них своих детей. Очень хотелось бы, чтобы слушателей на таких концертах становилось больше, может быть тогда, понимая прекрасное, переживая и сочувствуя, они не останутся равнодушными, вырастут человечнее и добрее.

 
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего  обучения. – М.Академия.2004г.

Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Заинтересованные глубоким художественным восприятием, учащиеся будут стремиться к повторному слушанию, к уточнению результатов воспринятого художественного образа. Так создаются предпосылки для обогащения основ их слушательской культуры. Активизация восприятия даст нам более высокий результат педагогической работы.[10] Учителю музыки надо помнить, что, обучая детей музыке, искусству, он в то же время занимается их воспитанием, достижением гармонии эмоционального и интеллектуального начал личности. Так что в наших руках не только судьба искусства, но и в определённой мере судьба человека будущего.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Н.Н. Ланге. Психологические исследования. М.!953г. 
11. Г.С. Тарасов Педагогика в системе музыкального образования. М.1986г

 

                     Проект "Учимся слушать и понимать музыку".

Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Первая задача педагога - пробудить у учащихся интерес к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений. Вторая задача - поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у школьников развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания. Третья задача - привить учащимся вкус к хорошей музыке. Важно с младшего школьного возраста создать для учеников благоприятную музыкальную среду, исполнять для них высокохудожественные музыкальные произведения. Четвёртая задача - познакомить учащихся с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией. Если практиковать слушание музыки начиная с первого класса, дети привыкнут к гармоническим сочетаниям, у них разовьётся слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придётся наблюдать такие явления, которые не редко бывают в оперных театрах,- разговоры во время исполнения оркестром вступления к опере или к отдельным действиям при закрытом занавесе.

Так, как же определять настроение и характер музыки? Как слушая музыку, понимать её настроение, замысел композитора? Как музыка выражает различные черты человеческого характера? Сходны ли музыка и живопись? Отличаются ли образы рисунков художников от музыкальных образов? На все эти вопросы учащиеся получают ответы в ходе работы над учебным проектом "Учимся слушать и понимать музыку".

Работа над проектом направлена на достижение следующих целей :

-формирование основ мукыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;\

-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой   деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

умение делать выборку полученной информации в целях общения и сотрудничества, знакомство с особенностями методики проектного обучения: наглядное представление нового материала различными способами, включая все модальности восприятия (текст, изображение, звук);

развитие исследовательских компетенций обучающихся, развитие умений и качеств человека XXI века;

пользование электронными медиа-ресурсами, интернет-ресурсами, представление результатов учебной деятельности с помощью средств ИКТ.

Решение общих целей учебного проекта "Учимся слушать и понимать музыку" осуществляется через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Идея: Формирование творческих способностей у детей в музыкальной деятельности при создании определенных условий, поспособствует развитию у них самостоятельности, творческой активности.

Аудитория проекта- младшие школьники

Личностными результатами изучения музыки в проекте являются:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки в проекте являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности

 

Метапредметными результатами изучения музыки в проекте являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

В ходе исследований дети наблюдают за тем, как в «Картинках с выставки» Мусоргский показал богатые выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях; как музыка воздействует на животных и растения, на людей и их настроение.

 

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный  этап:

·Выявление интересов детей младшего школьного возраста.

·Разработка и подготовка мероприятий программы

2. Основной этап  реализации проекта:

·Создание условий для организации многообразной по содержанию и формамработы программы.

·Подготовка, организация и проведение мероприятий программы

3. Заключительный  этап проекта:

·Соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами

 

 

                                 План работы над проектом


    • Перед началом работы над проектом:

Выпуск буклета для родителей, представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и предстоящем проекте. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикации их работ и фотографий на страницах проекта. Анкетирование учащихся.

1 урок - Организационный: постановка целей проекта, создание стартовой презентации с целью смотивировать обучающихся на работу в проекте. Формирование групп, планирование работы над проектом в группах. Декларация правил работы в проекте. Подбор печатных источников и музыкальной литературы, словарей и энциклопедий по музыке и искусству, медиа-ресурсов по теме проекта.

2-3 уроки - Музыкально-познавательные: прослушивание пьес и фрагментов музыкальных произведений, сравнение, сопоставление, определение характеров музыкальных произведений. Определение направления поиска информации в разных источиках (по группам). Индивидуальное консультирование детей. Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листа продвижения по проекту.

4 урок - Продвижение по проекту: исполнение знакомых песен, проигрывание ритмических рисунков на детских музыкальных инструментах. Продолжение поиска информации в разных источниках

5 урок - Поисково-исследовательский: самостоятельная исследовательская работа в группах. Прослушивание записей фрагментов музыкальных пьес и произведений из домашней фонотеки, музыкальных кинофильмов. Работа с электронными интернет-ресурсами, медиа-ресурсами.

6 урок - Творческий: оформление результатов исследований (создание презентаций и буклетов), подготовка творческих работ. Повторное консультирование. Доработка и корректирование проектов с учетом рекомендаций учителя. Подготовка конференции по итогам результатов работы.

7 урок - Заключительный: защита творческих работ, представление результатов работы групп. Рефлексия по итогам проекта. Итоговое оценивание. Награждение.

 

Продолжительность проекта - 7 уроков, 7 недель, 1час в неделю.

Заключение.

Сегодня акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.

Ребенок многому учится через движение, соединенное с музыкой. Постичь логику эмоционально-образного содержания музыкального произведения. Такое восприятие можно назвать восприятием-переживанием, восприятием-мышлением, в процессе которого ребенок, через активные формы открывает личностный смысл.

Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы : 
1. Э.Б.Абдуллин. Теория музыкального образования. – М.,Академия.2004г. 
2. В.П.Беспальков. Слагаемые педагогической технологии. – М.,Просвещение.1989г. 
3. Л.С.Выготский. Психология искусства. – М.1987г. 
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. – М.Академия.2004г. 
5. И.Я. Лернер. Дидактические основы методов обучения. – М.1981г. 
6. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. М.1981г.т.1 
7. Музыка. Программно-методические материалы. Составитель Ярёменко Е.О. – М. Дрофа 2001г. 
8. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие(Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская). – М. Флинта. Наука.1998г. 
9. Н.Е.Щуркова. Культура современного урока. – М.2000г. 
10. Н.Н. Ланге. Психологические исследования. М.!953г. 
11. Г.С. Тарасов Педагогика в системе музыкального образования. М.1986г

Информация о работе Методы и приёмы активизации музыкального восприятия на уроках в начальной школе во время слушания музыки