Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:24, курсовая работа
В новых условиях жизни нашего общества профессиональная деятельность педагога, в частности педагога-музыканта, наполняется всё более глубоким содержанием, предполагая наличие более глубоких и более обширных познаний по различным вопросам культуры, образования и других гуманитарных наук. Поскольку в прежней системе образования истории развития культур Древнего Востока, их влиянию на Европейские цивилизации и значению в современной культуре уделялось недостаточно внимания, исследование по теме «Модели Древневосточных цивилизаций» представляется актуальным. Не менее актуально осмысление места и роли Востока для современной России – цивилизации, которая часто характеризуется как "евразийская".
Введение ……………………………………………………………………...2-3
Понятия «цивилизация» и «культура»……………………………….4-6
Модели древневосточных цивилизаций
2.1. Общее и особенное в культуре Древнего Востока………...7-14
2.2. Культура Древнего Египта…………………………………...15-19
2.3.Культура Месопотамии:
Шумер и Аккад……………………………………………...20-24
2.4. Хеттское царство………………………………………………25-29
Великие цивилизации дальнего Востока
3.1. Древний Китай………………………………………………..30-33
4. Особенности музыкального искусства Древнего Востока………….34-37
Заключение …………………………………………………………………..38-39
Список литературы……………………
Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые.
Другая, отличная от Египетской, модель культуры складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (VI-V-е тысячелетия до н. э.). В V-IV-м тысячелетиях до н. э. возникает цивилизация в верхней Месопотамии. Первоначально государственность в этом районе возникает в предгорьях, и лишь позднее спускается в долины рек Тигра и Евфрата. В IV-III-м тысячелетиях до н. э. цивилизация охватывает и нижнее Двуречье - появляется Шумер.
Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определённую информацию.
На последующих этапах
происходила стилизация рисунков, что
ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям
отдельные символы можно было использовать
несколько раз. Так, например, символ «день»
мог также употребляться в значении «свет»
или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее
около 2000 знаков, было еще слишком сложным.
Последовало его дальнейшее
усовершенствование: символы стали употреблять
и для обозначения предметов или понятий
схожего звучания. Например, знак, обозначавший
пчелу, одновременно мог использоваться
для обозначения начального звука «п»
в любом слове. Таким образом, за счет многократного
использования символов число знаков
уменьшилось до 600.
Историки считают, что именно
формирование системы управления привело
к появлению в храмах и царских дворцах
письменности. Это гениальное изобретение
следует, видимо, считать заслугой шумерских
храмовых чиновников, которые для упрощения
регистрации хозяйственных мероприятий
и торговых сделок усовершенствовали
пиктографию. Новой письменностью стала
клинопись, получившая это название по
форме знаков, прорисованных на глиняных
табличках тростниковыми палочками. Древнейшие
таблички с клинописью, составлявшие целые
архивы, содержат сведения о храмовом
хозяйстве: договоры об аренде, документы
о регистрации поступавших товаров.
Письменность была великим
достижением шумеро-аккадской культуры.
Она была заимствована и развита вавилонянами
и широко распространилась по всей Передней
Азии: клинописью пользовались в Сирии,
древней Персии, других государствах.
В середине II тысячелетия до н. э. клинопись
стала международной системой письменности:
ее знали и использовали даже египетские
фараоны. В середине I тысячелетия клинопись
становится алфавитным письмом.
Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats— святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.
Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с платформами разной ширины, было построено из сырцового кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внутренней стороны примыкали жилища жрецов и чиновников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площадка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звёздами.
В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки, а так же школы, где обучали будущих жрецов и чиновников.
Зиккураты строили и древние шумеры, и унаследовавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитая Вавилонская башня, о которой говорится в Библии.
В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу. Если богобоязненные шумеры не могли лично участвовать в богослужении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно большие глаза символизируют боголюбие, руки просителей сложены для молитвы.
Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы перерастали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной территории Месопотамии археологи насчитали около 20 городов.
Постепенно Шумер превращается в унифицированное государство с общей культурой и централизованным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гробницы царей.