2.3. Хеттское
царство
Во II тысячелетии до н. э. на
территории Малой Азии существовало величайшее
из царств — Хеттское. Под стать ему были
только Вавилония и Египет. Оно, ставшее
одним из первых образцов структурированного
классового общества, простояло практически
шесть столетий и рассыпалось под мечами
иноземцев. Осколки его наследия разбросаны
теперь по всему миру.
Итак, хетты. Они же неситы. Регион
обитания — Анатолийское плоскогорье.
Время — XVIII—XII века до н. э. Форма государственности
— царство с «неабсолютной монархией».
Язык — индоевропейский. Предки — неизвестны.
Этническая родина — неизвестна. Потомки
— не остались.
Существование же самого Хеттского
царства относится к периоду 1750—1180 годов
до н. э. Три века в истории этого царства
— с XVIII по XVI до н. э. — называют Древнехеттским
периодом. Именно в это время, как считают
многие специалисты, пришедшие в область
Хатти индоевропейцы под условным названием
«хетты» соединились с аборигенным народом
хаттами. Этот «симбиоз» и называется
в науке «хеттами».
«Что же представляло собой
Хеттское царство в начале своей истории? Его
уклад выстраивался на традициях родового
строя. Хеттские цари правили совместно
с так называемым панкусом, который объединял
в своих рядах всех боеспособных граждан.
Панкусом руководил совет — тулия, который
представлял и, соответственно, защищал
интересы родовой аристократии, в большей
степени — членов царского рода: братьев
царя, его сыновей и других родственников.
Наследовал царю поначалу не родной сын,
а усыновленный племянник — сын его сестры.
Поскольку панкус и тулия весьма ограничивали
власть царей, то на этой почве между ними
нередко возникали разногласия, о чем
свидетельствуют многочисленные письменные
источники».
Земля в Хеттском царстве принадлежала
государству. На большей ее части располагались
крупные хозяйства, которые обеспечивали
царя и членов его рода. То есть работали
на «дом царя», «дом царицы», «дом дворца»
— местную администрацию. Был и общинный
сектор, где землевладение уходило корнями
в доклассовую эпоху. В нем, по всей видимости,
можно было покупать и продавать участки
земли. Старейшина общины имел довольно
широкий круг полномочий с судебной и
административной властью. И на государственных,
и на общинных землях широко использовался
труд рабов.
По сословиям хеттское деление
не совпадало с классовым. Все население
у них разбивалось на две группы: «свободные»
— в нее входили лица, освобожденные от
повинностей в пользу государства и храма.
Это были члены общин коренных хеттских
городов. Из них же набиралась правящая
верхушка. Вторая группа — «несвободные»
— то есть лица, на которые распространялась
государственная и храмовая эксплуатация.
Среди «несвободных» производителей,
стоящих вне общин, были рабы, кабальные
должники, наемники, крепостные земельные
собственники. Последние, кстати, иногда
были достаточно богатыми и имели собственных
рабов.
Ввиду недостаточной изученности
истории Среднехеттского государства,
охватывавшей приблизительно 1500—1400 гг.
да и. э. мы коснемся главных моментов истории
хеттов периода Нового царства, когда
Хатти рассматривалось как равная с Египтом,
Вавилонией и Ассирией держава.
Основным занятием населения
хеттского общества были земледелие и
скотоводство, отраженные во многих параграфах
хеттских законов. Хетты занимались разведением
овец, коз, свиной и крупного рогатого
скота. Во II тысячелетии до п. э. в Малой
Азии распространяется коневодство. Хеттские
законы сохранили нам цены на различный
скот.
|
Если в результате слияния и
скрещения хеттских и индоевропейских
племен образовался хеттский эпос, то
в процессе слияния культурных достижений
этих двух этнических групп была создана
хеттская культура, на которую оказали
также существенное влияние также северосирийский
и шумеро-аккадский культурные миры. |
|
В начале II тысячелетия до н.
э. в Малой Азии появляются первые, небольшие
по территории государственные образования,
возникшие на основе племенных союзов.
Как правило, они формировались вокруг
города, бывшего местопребыванием правителя.
К числу таких городов-государств относятся
Неса, Бурусханда, Куссар и Хаттуса.
|
Основным источником, характеризующим
хозяйство и социальные отношения Новохеттского
царства, является сборник законов. Судя
по нему и некоторым документам (например,
дарственным грамотам), основой экономики
было сельское хозяйство. Широкое распространение
получило скотоводство, особенно овцеводство. |
|
Хеттское государство, сложившееся
как крупная держава в эпоху, когда древние
цивилизации Египта и Месопотамии уже
обладали устойчивой культурной традицией.
Хеттская держава, погибшая еще во II тысячелетии
до н. э., практически не нашла отражения
в античных источниках. В Библии имеются
лишь глухие упоминания о «хеттеях». |
|
Царь отправился в путь. Все
вещи были собраны. Дворец и храмы заперты.
Царь «закрыл» свой стольный град и отбыл
в неизвестном направлении. До сих пор
никто не знает куда. В смутное время древности
— в пору переселения «народов моря» —
Хеттская держава была вмиг упразднена.
Она растворилась в небытие. |
|
|
Серебро за око,
серебро за зуб
Да, хетты умели сражаться, но,
по меркам того времени, были людьми мягкими
и избегали жестокости. Побеждая врага,
они не попирали его; покоряя, не истребляли;
подчиняя, не уничтожали. Они правили твердой
рукой, но действовали очень дипломатично.
Они делали все для того, чтобы жители
завоеванных земель уважали своих новых
правителей. |
|
Империя? Царство?
Соединенные Штаты Азии?
Завоевательная политика хеттов
решительно отличалась от традиционной
для того времени практики. Чаще всего
хетты стремились присоединить соседние
страны не военным путем, а дипломатическим.
Ева Канцик-Киршбаум называет политику
хеттских царей, начиная с Суппилулиумы
I, «просто гениальной». |
|
У хеттов
— впервые в истории — возобладала идея
верховенства государства над фигурой
конкретного правителя. Царь не правит
страной, а служит ей — таков очевидный смысл этого
юридического оборота. Не вызывает удивления,
что первая известная нам конституция
также появилась в стране хеттов. |
|
Примеры терпимости хеттов
к другим народам и культурам хорошо известны.
Хетты были людьми очень религиозными
и почитали множество богов. За ними закрепилось
название «Народ тысячи богов», данное
им удивленными археологами. Расселившись
по Анатолии, хетты не принуждали местное
население отказаться от почитаемых им
богов. |
|
В последние три десятилетия
чтение хеттских текстов стало обычным
делом. Удалось прочесть уже более 20 тысяч
клинописных табличек, найденных в одной
лишь Хаттусе. Это стало подлинным открытием
хеттской цивилизации. Еще несколько тысяч
табличек отыскали при проведении раскопок
в трех других хеттских городах Анатолии. |
|
Основные памятники Хаттусы
были открыты уже в первое десятилетие
ее раскопок. Хаттуса располагалась в
горах, среди скал и ущелий, представлявших
собой естественное укрепление. Хаттуса
была возведена на пересечении двух древних
торговых путей. Поначалу все постройки
в городе группировались вокруг большого
храма. |
|
Хетты были индоевропейцами,
и потому их трудно было спутать с другими
народами Древнего Востока. Профиль хеттов
напоминал «греческий». Телосложение
хеттов скорее крепкое, коренастое, чем
стройное; они несколько склонны к полноте.
В отличие от египтян и других азиатских
народов, хетты не подрезали волосы.
Хеттские мастера использовали
несколько видов железа: обычное железо,
«черное небесное» (метеоритное) и «хорошее
/ чистое» железо (сталь). Из железа изготовлялись
различные украшения. Но особенно существенно
то, что из железа делались и предметы
хозяйственного, бытового назначения
и оружие. |
|
В середине XIII века до нашей
эры Хеттская держава была на вершине
своего могущества. В ее столице развернулось
крупное строительство. Трудно себе представить,
что через какое-то столетие эта процветающая
цивилизация внезапно исчезнет, практически
не оставив следа в памяти других народов. |
|
- Великие
цивилизации Дальнего
Востока
- Древний
Китай
С позиций цивилизационного
подхода Китай определяется в качестве
одного из генетически автономных цивилизационных
очагов мира. То есть китайская цивилизация
признается возникнувшей независимо от
других древних цивилизаций, прошедшей
специфический путь исторического развития
и обладающей самобытными культурными
традициями.
Географический ареал формирования
древнекитайской цивилизации охватывает
бассейны среднего и нижнего течения рек
Хуанхэ и Янцзы с прилегающими к ним районами.
Одна из главных природных особенностей
басссейна Хуанхэ – отложения лёссовых
почв, нанесенных водами этой реки. Лёсс
– специфическая порода характерного
палево-желтого цвета и состоящая из мелких
частиц диаметром 0,05 – 0,01 мм, которая образовалась,
как принято считать, из осадков пыли,
уносимой ветром из пустынь. Лёссовые
почвы, толщина которых в ряде мест достигает
400 м, очень плодородны, что и предопределило
историко-культурное значение данного
района как эпицентра ареала обитания
и хозяйственной деятельности китайского
этноса.
Вопрос создания научной периодизации
истории Китая является актуальным для
современного китаеведения. В собственно
китайской историографической традиции,
окончательно сложившейся уже во II – I
вв. до н. э., национальный исторический
процесс структурируется исходя из династийных
периодов, т.е. времени правления представителей
одного и того же царствующего дома. Каждая
династия имеет собственное название,
отличное от фамилии правящего семейства,
под которым она и фигурирует в оригинальной
историографической периодизации. Между династийными
периодами, представленными централизованными
государственными образованиями прото-
и собственно имперского типа, пролегают
периоды “смутного времени”, главным
опознавательным признаком которых служит
ситуация административно-территориальной
раздробленности страны, на что тоже указывается
в их оригинальных терминологических
обозначениях: “эпоха Борющихся царств”,
“эпоха Шести династий” и т. д. С точки
зрения цивилизационного подхода, периодизационными
критериями могут служить типы государственности,
характер социально-экономических отношений
и уровень развития культурных форм, поэтому
в истории Китая могут быть выделены следующие
этапы: архаический
(с раннего палеолита до возникновения
государственности), Древний Китай – период
ранних государств (XVI – X в. До н.э.),
традиционный Китай - период
ранних империй (III в. До н.э. – III в н.э.).
В ХІV в. до н. э. сформировалось
первое рабовладельческое государство
Инь. Иньская эпоха ознаменовалась рядом магистральных
историко-культурных процессов, во многом
определивших дальнейший ход развития
китайской цивилизации:
1.Изобретение и утверждение
бронзоволитейного производства, а для
основной сферы хозяйственной деятельности
– переход от мотыжного к пашенно-подсечному
земледелию с использованием сохи. Тогда
же проявились все основные особенности
земельного хозяйствования Китая: занятие
собственно земледелием, неразвитость
скотоводства и отказ от создания садовых
плантаций. В результате к XII – XI вв. до
н. э. леса прибрежной полосы среднего
течения р. Хуанхэ были сведены под пашни.
2. На иньскую эпоху приходится
формирование основ социально-экономического
и политического устройства местной государственности.
Поздняя Инь представляла собой централизованное
государственное образование с сильной
верховной властью и строго иерархической
социальной структурой, состоящей из двух
основных и ставших впоследствии определяющими
для китайского общества сословий: аристократии,
возглавляемой кланом правителей и включающей в себя глав территориально-административных
единиц (так называемые владетельные особы) и простого народа, т.е. непосредственных землепользователей.
В иньскую эпоху зародилась
культура, которая дала начало китайской
цивилизации во всей ее специфике. Был
сложен в основных чертах месячный календарь
и изобретено письмо-прообраз современной
иероглифической каллиграфии.
Древний Китай есть родина таких
изобретений, как компас, спидометр, сейсмограф,
порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли
математики был открыт метод развязывания
уравнений первой степени с двумя и тремя
неизвестными, вычисления отношения длины
круга и его диаметра. В отрасли астрономии
китайцы знали, как высчитывать время
затмения Солнца, сложили один из первых
каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами
на солнце и др.
На весь мир славится китайская
медицина, которая имеет 3000-летнюю историю.
В Древнем Китае впервые было написано
"Фармакология", впервые стали проводить
хирургические операции с применением
наркотических веществ, впервые описали
и применили метод лечения иглоукалыванием,
прижиганием и массажами.
Китайские зодчие приобрели
славу двумя своеобразными памятками
- Великий канал - сложное гидротехническое
сооружение с численными приборами, интересными
способами перекачивания и очищения воды
- и Великая китайская стена.