Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:40, курсовая работа
ЦЕЛЬЮ данной работы является определение основных задач методики первого этапа первоначального обучения игре на фортепиано, при которой детям прививается любовь к игре на фортепиано, развивается музыкальность, воспитывается внимательное отношение к звучанию исполняемого произведения, формируются игровые навыки.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Москва, 2012
Введение
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. Оно по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Как показывает практика последних лет, в процессе первоначального обучения игре на фортепиано, появились тенденции, обусловленным повышенными требованиями к качеству и методике преподавания предмета. Основным направлением в процессе первоначального обучения игре на фортепиано, становится воспитание у обучающегося ребенка любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линиям развития мелодии.
Большинство направлений в фортепианной педагогике 19-20 веков не связывало обучение навыкам моторно-двигательного характера с одновременным и параллельным слуховым воспитанием. Вера в многочасовые и механические повторения как в единственное и универсальное средство выработки техники являлось одной из основ, на которых опиралось учение старой школы фортепианной игры. Однако с течением времени в фортепианной педагогике и исполнительстве укрепляется мнение, что обучение техническим, моторным навыкам фортепианного исполнительства не отделимо от слухового контроля, задач художественного исполнения.
Выдающийся педагог и пианист XX века Генрих Густавович Нейгауз, по этому поводу говорил, что работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и с усвоением нотной грамоты. Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру (содержанию) данной мелодии.
Проблеме поисков новых методик способствующих повышению качества первоначального обучения игре на фортепиано и их практическому применению в экспериментальной работе посвящается наше исследование.
Актуальность
Актуальностью данной работы является постановка проблемы воспитания музыкальности, слухового контроля исполняемых произведений, воспитание любви к музыке на уроках обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования в общеобразовательных школах.
Предмет исследования
Методы и приемы развития у детей музыкальности, навыков слухового контроля, игровых навыков non legato и legato.
ЦЕЛЬЮ данной работы является определение основных задач методики первого этапа первоначального обучения игре на фортепиано, при которой детям прививается любовь к игре на фортепиано, развивается музыкальность, воспитывается внимательное отношение к звучанию исполняемого произведения, формируются игровые навыки.
Задачи исследования:
- проанализировать механизмы слухового контроля на первом этапе обучения детей игре на фортепиано с точки зрения психолого-педагогической, методической литературы;
- рассмотреть основные аспекты постановки рук и игровые навыки non legato и legato на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано;
- систематизировать методы и приемы работы с детьми на начальном этапе обучения.
Методы
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы,
2. Педагогическое наблюдение,
3. Показ педагога на уроке.
Глава I. Развитие первичных приемов игры на фортепиано.
1.1. Пение и подбирание мелодии по слуху.
Начальное обучение игре на фортепиано – не изолированная область работы с учеником, подчиняющаяся принципиально особым требованиям, а часть общего процесса, имеющая, однако, свои специфические особенности. В этот период воспитывающее влияние педагога на ученика, для которого педагог по фортепиано – это часто вообще первый учитель в жизни, особенно сильно. Естественно, воспитательное значение работы должно быть в центре внимания преподавателя, хотя круг входящих в нее вопросов предстает (особенно на первый взгляд) в несколько суженом виде, соответствуя возрасту ученика. Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут отразиться и на всем будущем ученика. Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на фортепиано, необходимо знание нотной грамоты, но все это не может быть преподано вне связи с музыкой. Однако иногда приходится слышать справедливые нарекания по адресу некоторых педагогов, не развивающих интерес своих воспитанников к музыке, а сводящих уроки по фортепиано к обучению лишь тем или иным навыком игры. Это недопустимо ни при каких условиях! Меньшие задатки ученика должны вызвать скорее обратное – углубленную работу над общим музыкальным развитием, но ни в коем случае не превращающие занятий в бессмысленное «натаскивание».
Знакомясь с будущим учеником, надо выявить, насколько можно, его музыкальные задатки, степень близости к музыке. Для проверки слуха, ритма и памяти ребенку обычно предлагают спеть одну-две знакомые ему песни, дают отрывок известной ему мелодии и просят спеть ее от разных звуков. Надо учитывать, что если фортепиано как музыкальный инструмент незнакомо малышу, то он, даже обладая музыкальным слухом, может не спеть неизвестные ему по тембру звук, тогда как звук, взятый голосом, в состоянии воспроизвести совершенно точно. Рекомендуется также дать прослушать какую-либо незнакомую короткую, легко запоминающуюся мелодию (исполненную на фортепиано или голосом) и предложить повторить ее.
Детям, уже пробовавшим подбирать на фортепиано, надо сыграть простейшую мелодию (возможно, не один раз) и попросить подобрать ее от одного или от разных, удобных в тональном отношении звуков.
Ритм проверяется при исполнении песни или заданных мелодий. Кроме того, можно сыграть короткий, не сложный в мелодическом отношении музыкальный отрывок, яркий по ритмическому рисунку, и попросить воспроизвести его, прохлопав в ладоши (или спеть, если это по силам ребенку).
Первые уроки с совсем меленькими детьми (шести-семилетними) основываются главным образом, на пении - прослушивании различных легких и народных песенок и разучивание их. Педагог может, если надо, немного подыграть мелодию или только дать послушать песню или часть ее. Сначала можно петь без сопровождения, потом с простейшим сопровождением. Песни должны быть понятны ученику по тексту, просты по мелодической и ритмической структуре, доступны по протяженности (часто приходится начинать с совсем коротких), гармониям аккомпанемента. Надо добиваться чистоты интонирования, ритмической точности, передачи доступного для ребенка (на данной стадии занятий) характера текста и музыки. Когда песня выучена, можно попробовать спеть ее «от другой ноты», то есть включить элементы транспонирования. Можно использовать для этого и отдельные короткие фразы из знакомых ученику песен. Подбиранию следует учить: помогать находить нужные звуки, начиная опять-таки с простейшего материала. Ведь нередко неудачи в подбирании объясняется не плохой памятью или недостаточным музыкальным слухом, а лишь неумением. Приобретая с помощью педагога опыт в этом отношении, ученик постепенно осваивается с клавиатурой.
В урок входит также прослушивание исполняемых педагогом на фортепиано детских пьес. Надо обращать внимание малыша на различие их характера: они могут быть веселыми, грустными, ласковыми, похожими на знакомую сказку и т.п. Можно включить в урок и слушание специально выбираемых педагогом музыкальных записей для детей. Уже на начальной ступени занятий надо заботиться о том, чтобы музыкальная речь, ее интонации становились для ребенка привычными и понятными.
На первых уроках обучения игре на фортепиано следует познакомить ребенка с названиями клавиш, (в пределах одной октавы и только белых), с клавиатурой в целом, с делением ее на октавы, больше останавливаясь сначала на первой, второй и малой октавах; дать понятие о регистрах, их звучности, о соотношении звуков по высоте. Основное условие при этом должно заключаться в том, чтобы новые сведения были для ученика не абстрактными, а связывались с теми элементарными музыкальными представлениями, которые у него уже имеются. Так, объясняя название двух-трех клавиш, можно вспомнить песенки, начинающиеся с этих звуков. Разница регистров может вызвать сравнения: «медведь», «птички» и т.п. Музыкальные представления должны опережать получаемые ребенком сведения.
Очень важно, чтобы новый материал был небольшим и детское сознание не загромождалось слишком обильной информацией (иначе она будет оторвана от музыкального опыта малыша, окажется для него не только трудной, но и вредной). Чем младше по возрасту ученик, тем осторожнее надо быть в этом отношении, не увлекаясь даже в тех случаях, когда он все легко схватывает. Поспешность здесь не допустима.
После того как ученик освоит простейшие навыки игры на фортепиано, можно расширять задания – несколько увеличить протяженность произведений. Надо только следить, чтобы эта работа не была для ученика трудна; если ребенок утратит интерес к такого рода занятиям, их следует облегчить или временно заменить более легкими. При этом надо все время разнообразить мелодический материал, вводить пусть и совсем легкие, но обязательно новые песни, но ограничиваясь знакомыми, любимыми. Педагогу в работе с начинающими надо всегда иметь в запасе много материала; его нужно готовить, варьировать, дополнять, заменять одни песни другими и т.д. Когда ученик сможет свободно сыграть мелодию или песенку, полезно добавить к ней самое простое сопровождение (педагог играет его вместе с учеником, ведущим мелодию), побудить послушать звучание. Можно сыграть ученику явно незаконченную мелодическую фразу с тем, чтобы он сам (или с помощью педагога) придумал ее конец, или сыграть «вопрос», чтобы он на него «ответил» на фортепиано.
Длительность этого периода работы – пения, слушание песенок и пьес, исполняемых педагогом, подбирания, транспонирования – определяется и данными ученика, и его возрастом. Необходимо, чтобы малыш освоился с музыкой, чтобы ему было интересно и не очень трудно. Конечно, ему приходится поработать: поискать нужные звуки; подбирая или транспонируя тот или иной отрывок мелодии, несколько раз повторить его; обязательно внимательно слушать, что показывает учитель, чтобы потом можно было сыграть с ним всю эту песню и т.п.
Когда, в первые один-два урока ребенок сумеет спеть, а потом и сыграть какую-нибудь попевку правой рукой, пусть попробует поиграть ее от разных нот. Далее можно играть подобранные мотивы попеременно правой и левой руками, несколько позже включая разделение мелодии между руками. Песни надо транспонировать, играть в разных октавах. Это поможет практически ознакомиться с клавиатурой, со звучанием разных регистров, приучит к ним слух малыша.
На том же музыкальном материале (то есть на известных песнях) надо показать соотношение звуков по длительности, сравнить все ли они одинаковы; какие-то будут «главными», их захочется подольше послушать и т.п.; ознакомить с основными размерами. В качестве метрической единицы лучше сначала взять четверть, начав с размера на четыре четверти (например, марш, или другие пьесы, которые сыграет педагог). Можно попробовать походить под марш, сравнив его с пьесой в другом размере. Надо сыграть знакомые уже ученику четырехдольные песни; спеть или сыграть их «по другому» (изменив размер), убедиться вместе с ним, что стало «нехорошо», «неправильно». При знакомстве с трехдольными и двухдольными размерами можно использовать танцевальные пьесы. При ритмической неточности исполнения (в пении или в игре на фортепиано) можно прохлопать в ладоши ритмический рисунок разучиваемых песен. Работая с восьми-девятилетними детьми, педагог может лишь несколько сжать по времени этот период занятий: раньше ввести более сложные элементы, дать более развернутые или разнообразные по мелодическому рисунку песни с самого начала заниматься их подбором, транспонированием. Но все это тоже должно быть в доступных для ученика пределах. Когда такой ученик играет в основном еще только по слуху, можно приступить к постепенному налаживанию первоначальных двигательных навыков.
Начиная занятия с шести-семилетными детьми, часто еще малоразвитыми физически, с маленькой и слабенькой рукой, не имеющими к тому же музыкальной подготовки, приходится сначала позволять ученику подбирать песенки почти неорганизованной рукой: нецелесообразно задерживать ознакомление с инструментом из-за отсутствия навыков правильного звукоизвлечения. Разумеется, преподаватель покажет, как следует «играть», то есть, как опускать руку на клавиатуру и погружать палец в клавишу, вслушиваясь в звучание. Если видно, что ученик, подбирая с особым старанием, напрягает руку, нужно ослабить напряжение, не привлекая к этому пока особого внимания ребенка: серьезная работа над приемами игры отвлечет и педагога и ученика от основных на данном этапе задач. К тому же освоение первоначальных движений требует, как правило, довольно большого времени. Педагог должен работать над ними постепенно, на протяжении последующих занятий.