Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:44, реферат
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
2. Интерпретационный - толкование, осмысление исходных содержательных представлений с точки зрения концепции автора произведения, исполнителя, слушателей-современников. Формирование концептуальных. Оно может начаться сразу после формирования исходных представлений, но в основном осуществляется после звучания композиций, в результате длительного осмысления услышанного, пережитого, осознанного, и нередко после повторного прослушивания произведения.
Облегчают процесс восприятия, особенно новых по содержанию и стилю произведений навыки слушания музыки, выработанные осознанно или стихийно и помогающие раскрыть логику музыкальной мысли, проникнуть в суть музыкального образа. Это умение выделять интонационные связи произведения, следить за развитием основных интонаций, выявлять жанровые характеристики. Очень важную роль в восприятии музыки играет постижение содержательных функций тех выразительных средств, которые применяет композитор.
Уровни музыкально развитого восприятия:
1. Сенсорный (микродифференциальный) уровень - это уровень ощущения, на котором происходит тонкий сенсорный анализ элементарных качеств звука (высота, громкость, тембр) и их взаимодействия между собой.
2. Звуковысотно-интонационный уровень. Здесь отражение звука происходит на уровне восприятия: звук оценивается как часть мотива, интервала, аккорда, как ступень лада. Такое переживание отношений между звуками позволяет различать, воспринимать и интонировать фразу, мелодию, отдельные звуки и интервалы.
3. Эмоционально-семантический
уровень. В него входят мелодический,
гармонический и
4. интегрально-семантический,
эвристический уровень. Для него
характерны последовательно-
Когда слушатель воспринимает музыкальное произведение, и оно глубоко захватывает его, то в идеальном случае происходит то, что Л.С. Выготский называл чудом искусства, а американский психолог А. Маслоу - «пиковым переживанием». Происходит катарсическая разрядка вытесненных в подсознание переживаний, в результате которой слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием» (Аристотель).
В момент переживания «пикового» опыта человек испытывает свое единение с Вселенной. Он выходит за границы своего «Я» и чувствует мир как свое естественное продолжение. В момент «пика» человек уподобляется художнику, влюбленному в предмет своего изображения. Такие переживания вызывают стремление к творчеству и способствуют личностному росту человека. Это происходит и при восприятии прекрасной музыки.
Содержание
1. Понятие восприятия
2. Роль восприятия музыки
3.Типы музыкального восприятия
4. Бессознательные аспекты музыкального восприятия.