Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:44, реферат
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Психология музыкального восприятия
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но воспринимаем музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выражения. Физиологические основы восприятия - это сложные условно - рефлекторные связи в коре головного мозга, где осуществляется синтез возбуждений, идущих от внешних раздражителей.
Термин «музыкальное восприятие» трактуется в двух смыслах: 1) как способность человека к проникновению в музыкальный образ и его осмысление; 2) как собственно процесс слушания и «слышания» музыки. В музыкальном восприятии, как художественном восприятии, слушатель не непосредственно постигает объективную данность событий и явлений жизни, а опосредствованно.
Обычное слуховое восприятие, ориентировка в звуковой среде и музыкальное восприятие противоположны по своей функции. В музыкальном восприятии, в отличие от обычной слуховой ориентировки, на первый план выступает задача постижения субъективных отношений, эмоций и чувств человека. Поэтому, говоря об объективном статусе музыки, справедливо указывают на «абстрактность», обобщенность музыкального искусства.
Действительно, жизненный адресат чувства, воссозданного в музыкальном произведении, открывается слушателю не сразу, а лишь тогда, когда слушатель в полной мере переживет это чувство и благодаря ему как бы обнажит в своем сознании те жизненные связи, ассоциации, которые аналогичны звукоизобразительным или другим качествам данного музыкального произведения. Вначале эмоциональная атмосфера, затем конкретность самой ситуации; вначале напряженность эмоционального отношения, затем то, на что оно направлено: вначале динамика чувства, затем определенный, предстающий в жизненных деталях внешний облик живого персонажа, носителя этого чувства,— такова естественная логика направленности музыкального восприятия.
Роль восприятия музыки в и музыкальной культуре многообразна и всеобъемлюща: во-первых. Это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий - то, что принято воспринимающим состраданием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и, наконец, музыкальное восприятие - это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика, до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем. Спектр восприятия музыки широк по диапазону - от простого любования живым звучанием до глубокого проникновения в музыкальные смыслы, обогащающего сознание личности слушателя.
Процесс восприятия музыки может осуществляться осознанно и неосознанно, может завершаться с окончанием звучания произведения и продолжаться длительное время, прерываться и быть непрерывным. Асафьев говорил, что «процесс восприятия - это процесс слушания и слышания музыкальных произведений». Музыка может быть фоном для деятельности человека (любой, кроме слушательской), объектом непосредственного общения, а также - средством общения (например, с автором произведения). Человек - слушатель, а процесс общения с музыкальным произведением - это процесс музыкального восприятия. Невозможно мыслить музыку как средство художественного общения и не пытаться при этом увидеть направленность музыкальной формы на восприятие, а значит, и те методы, которыми пользуется сознание для постижения музыкальной формы. Асафьев говорил: «Музыка и заключается, и существует в единстве, и в соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие. Слушая, воспринимая музыку и делая ее состоянием своего сознания, слушатели постигают содержание произведения. Если они не слышат форму в целом, в единстве, они «схватят» только фрагменты содержания».
Восприятия делятся на несколько видов по разным признакам. В зависимости от того, какой анализатор преобладает при восприятии, различают: слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и кинестетические восприятия. Исходя из организации процесса восприятия, выделяют произвольное (в процессе наблюдения) и не произвольное восприятия.
Свойства восприятия:
1. Предметность – способность человека воспринимать мир в форме отдельных предметов.
2. Целостность – Образ
3. Константность – Означает
способность воспринимать
4. Обобщённость – Каждый
воспринимаемый предмет мы
5. Активность – Обычно наше сознательное восприятие связано с решением какой – то конкретной познавательной задачи. Познавая объект, мы по разному группируем его свойства, что придаёт восприятию целенаправленный и избирательный характер. Активность восприятия выражается так же в участии двигательных компонентов анализаторов.
6. Осмысленность - восприятие у
человека тесно связано с
7. Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта человека.
Следует разделять понятия, «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Первый из терминов более широкий, он включает в себя и второй. Первый – отражает ситуацию, когда «субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы». Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности. С психологической точки зрения термин «восприятие музыки» включает в себя не только акустический план анализа, но и понимание восприятия музыки как деятельности, имеющей внутреннюю структуру, обусловленной исторически сложившимися культурно-специфическими правилами.
Данные музыкальной психологии и социологии позволяют выделить различные типы восприятия музыкального содержания. Тип восприятия определяется не только особенностями самого слушателя, уровнем его подготовленности и навыками восприятия, но и характером музыки. Так, первому типу соответствуют программные произведения и произведения, построенные по законам драматургической композиции—с выделением ярко характерных тем, подобных персонажам, героям или их высказываниям, с конфликтным развитием, с четкой дифференциацией музыкально-логических этапов развития. Второму типу отвечают произведения лирико-психологического характера и соответствующие способы построения композиции, например, импровизационно-свободное развертывание материала, волновой принцип развития. Оба эти типа требуют от слушателя большой активности в процессе восприятия и достаточно высокого музыкального уровня подготовки. Третий тип восприятия — пассивное слушание — часто является следствием низкого уровня музыкальности, следствием отношения к музыке как к фону, сопровождающему какую-либо внемузыкальную деятельность. Ему нередко соответствуют и определенные способы организации музыкального материала в так называемой легкой музыке, в пьесах развлекательного характера.
Данные психологии музыкального восприятия позволяют четко систематизировать изучаемые в музыкально-теоретических курсах исполнительские и композиторские средства — по эффекту их воздействия, по ассоциативным связям с действительностью, но механизмам слуха.
Из психологических оснований дифференциации музыкально-выразительных средств особое значение имеет многослойность времени, переживаемого в процессе развертывания музыки слушателем. По существу в восприятии сливаются и вместе с тем разграничиваются три как бы параллельно текущих потока музыкального времени, соразмерных трем стрелкам некоего музыкального хронометра восприятия — музыкальным секундам, минутам, часам.
Музыкальным восприятие музыки становится, когда человек овладевает различными способами, методами, позволяющими воспринимать музыкальную ткань как обладающую значениями и смыслами.
Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многообразна и всеобъемлюща: во-первых. Это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что принято воспринимающим состраданием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика, до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.
Процесс восприятия музыки может осуществляться осознанно и неосознанно, может завершаться с окончанием звучания произведения и продолжаться длительное время, прерываться и быть непрерывным. Асафьев говорил, что «процесс восприятия – это процесс слушания и слышания музыкальных произведений». Музыка может быть фоном для деятельности человека (любой, кроме слушательской), объектом непосредственного общения, а также – средством общения (например, с автором произведения). Человек – слушатель, а процесс общения с музыкальным произведением – это процесс музыкального восприятия. Невозможно мыслить музыку как средство художественного общения и не пытаться при этом увидеть направленность музыкальной формы на восприятие, а значит, и те методы, которыми пользуется сознание для постижения музыкальной формы.
В музыкознании сложилось понятие «адекватное восприятие» - то есть прочтение текста в свете музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватнее (при прочих равных условиях) оказывается свойственное ей восприятие.
Выделяют также реальное восприятие – оно конкретно, неповторимо и отсюда – множественно. Изучение реального восприятия невозможно вне союза с педагогикой и психологией.
В настоящее время установлено, что психологические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального мышления. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия. На характер музыкального восприятия и оценку музыкального произведения влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально- демографическому слою. Возраст, уровень образования, место жительства влияют на характер музыкального восприятия не менее сильно, чем наличие или отсутствие музыкальных способностей.
На основе экспериментальной диагностики ученые выявили, что музыкальные предпочтения связаны с:
- социальным статусом испытуемых
- уровнем образования;
-родом деятельности;
-возрастом;
-полом;
-принадлежностью к определенной неформальной группировке (у подростков)
-со степенью сформированности «Я-концепции» (представление о самом себе как общественном человеке).
Слушатель воспринимает музыку в зависимости от убеждений, общественных и личных интересов, вкуса, образования, культурного уровня, темперамента и т.д.
Таким образом, музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры, и в этом эвене может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентациями.
Бессознательные аспекты музыкального восприятия.
Изучая и сравнивая проявления бессознательного в области мифов, сновидений, состояний транса, гипноза, медитации, творческих озарениях, Юнг обнаружил повторяющиеся образы и сюжеты, имеющие между собой глубинное родство. Эти первообразы, находящиеся в коллективном бессознательном, Юнг назвал архитипами. Они несут в себе определенные смыслы, которые всплывают в сознании при особых его состояниях. Каждый из архитипов несет в себе определенное эмоциональное содержание, которое может быть выражено средствами музыки. «Источником порождения смыслов при восприятии музыки правомерно считать бессознательные структуры психики «архитипы», резонирующие с архитипическими аналогами музыкального языка. Архитипические символы преломляются в индивидуальном бессознательном восприятии музыки в виде специфических образов переживаний. Собственно акт бессознательного восприятия музыки есть акт резонанса между психическими возможностями восприятия слушателя и музыкальным воплощением, также отражающим индивидуальные возможности - композитора и исполнителей - в разворачивании смысла» (А.В.Торопова «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми» М., 1995, диссертация).
У активного слушателя можно выделить два этапа восприятия:
1. Исходный - формирование представлений обусловленных звучанием данной композиции. Это представления о самом музыкальном произведении и о переживаниях, вызванных звучанием произведения. Это представления эстетические (оценка с точки зрения прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического), нравственные (оценка тех же представлений с точки зрения их принадлежности к миру добра и зла) и мировоззренческие (целостное представление об испытываемом и осознаваемом мире в виде мироощущения, мировосприятия). Это также ассоциативные представления - результат сравнения с уже известным слушателю в его жизненном опыте. Этот этап отражает личностный мир слушателя.