Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа
Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.
Введение 3
Глава 1 КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
1.1. Задачи и специфика работы концертмейстера 6
1.2. Чтение с листа и транспонирование 12
1.3. Навыки подбора по слуху и импровизации 22
Выводы 25
Глава 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
2.1. Причины сценического волнения.
2.2. Оптимальное концертное состояние.
2.3. Методы овладения оптимальным концертным состоянием.
2.4. Советы мастеров музыкальной педагогики и исполнительства.
Глава 3. РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ.
Работа концертмейстера в вокальном классе 26
Выводы 37
Заключение 38
Список литературы 40
Глава 1 КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Выводы 25
Глава 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
2.1. Причины сценического волнения.
2.2. Оптимальное концертное состояние.
2.3. Методы овладения оптимальным концертным состоянием.
2.4. Советы мастеров музыкальной педагогики и исполнительства.
Глава 3. РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ.
Работа концертмейстера в вокальном классе 26
Выводы 37
Заключение 38
Список литературы 40
Введение.
Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.
Солист и пианист
(аккомпаниатор) в
Со временем исторически
объективные процессы
Актуальность. Современный этап развития музыкального образования выдвигает на первый план задачу воспитания специалиста – профессионала широкого профиля, владеющего многими видами деятельности, способного квалифицированно решать профессиональные проблемы. Важнейшей задачей музыкального образования становится расширение сферы практической деятельности педагога – музыканта, музыканта – исполнителя. Широчайшей сферой деятельности для музыканта исполнителя является концертмейстерская работа.
Многими учеными подчеркивается комплексная
природа профессионального
Практическое значение работы состоит в том, что начинающие концертмейстеры найдут в ней много полезной информации и практических рекомендаций для применения их в своей профессиональной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрыт комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для деятельности концертмейстера. Четыре параграфа второй главы посвящены особенностям работы концертмейстера с учащимися различных специальностей - вокалистами, солистами-инструменталистами. В заключении подводятся итоги о специфике творческой и педагогической деятельности концертмейстера музыкального колледжа.
Цель курсовой работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера музыкального колледжа.
Объектом исследования является процесс развития творческих аспектов концертмейстера и процесс формирование концертмейстерского мастерства.
В качестве предмета исследования выступают содержание и технология формирования концертмейстерского мастерства.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие исполнительской деятельности концертмейстера станет осуществляться наиболее эффективно, если:
- определен комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;
- проведен анализ психологии концертного выступления, в котором исполнительская активность по содержанию представляет собой психофизиологическое эмоционально-волевое качество личности, объединяющее владение конкретным видом музыкально-исполнительской деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки истинности выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи исследования:
- изучить состояние
проблемы формирования
- определить сущность
и специфику
- описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;
- обосновать психолого-
- опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера в вокальном классе.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный и личностно-деятельностный подходы
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс исследовательских методов:
- метод теоретического анализа философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- научное изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа;
Исследование проведено в несколько этапов
Глава 1
КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Термины «концертмейстер»
и «аккомпаниатор» не тождественны,
хотя на практике и в литературе
часто применяются как
Концертмейстер –
«пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам,
артистам балета разучивать
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.
Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» - в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В. Чачава в предисловии к книге о Дж. Муре пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова – он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях» (25, с. 3).
Какими же качествами
и навыками должен обладать пианист,
чтобы хорошим
Специфика работы концертмейстера в музыкальном колледже состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, аналогично тому, как это было в позапрошлом веке. Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для профессиональной деятельности:
Информация о работе Работа концертмейстера в вокальном классе