Работа концертмейстера в вокальном классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.

Содержание

Введение 3
Глава 1 КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
1.1. Задачи и специфика работы концертмейстера 6
1.2. Чтение с листа и транспонирование 12
1.3. Навыки подбора по слуху и импровизации 22
Выводы 25
Глава 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
2.1. Причины сценического волнения.
2.2. Оптимальное концертное состояние.
2.3. Методы овладения оптимальным концертным состоянием.
2.4. Советы мастеров музыкальной педагогики и исполнительства.
Глава 3. РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ.
Работа концертмейстера в вокальном классе 26
Выводы 37
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

1 вар.Творч аспекты концерт Аракина Юля.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)
Оглавление.
Введение        3

Глава 1 КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ     

ДЛЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

    1. Задачи и специфика работы концертмейстера    6
    2. Чтение с листа и транспонирование    12
    3. Навыки подбора по слуху и импровизации   22

Выводы          25

Глава 2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

2.1. Причины сценического  волнения.

2.2. Оптимальное концертное состояние.

2.3. Методы овладения оптимальным концертным состоянием.

2.4. Советы мастеров  музыкальной педагогики и исполнительства.

Глава 3. РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ.

Работа концертмейстера  в вокальном классе    26

Выводы          37

Заключение         38

Список литературы         40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Концертмейстер и аккомпаниатор -  самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища  и вузы. Однако  при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.

 Солист и пианист  (аккомпаниатор) в художественном  смысле являются членами единого, целостного музыкального организма.  Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы  занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным, Метнера с Шварцкопф.  В 19 веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников – так называемых свободных художников – к многообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творчеству в области сольного и ансамблевого исполнительства, концертирования с оркестром, дирижирования, аккомпаненемента (певцам и инструменталистам).  Достойным подражания примером в русской музыкальной культуре может служить деятельность братьев Рубинштейнов, М. Мусоргского, В Сафонова,  Ф.Блюменфельда. Великие советские пианисты Игумнов, Гольденвейзер, Нейгауз, Рихтер, Гинзбург и многие другие считали полезным  появляться периодически на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов-ансамблистов. Выдающийся английский пианист Дж. Мур выступал аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шворцкопф, Э. Минухин.

 Со временем исторически  объективные процессы обусловили  тенденцию узкой специализации  (в средних и высших музыкальных  заведениях открылись классы  концертмейстерского мастерства), что во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности,   аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому -  выдающаяся творческая практика замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С. Давыдовой, М. Карандашовой, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачаева и др. В настоящее время  в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров, на которых, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются такие проблемы как «несоответствие сложнейших задач, стоящих перед концертмейстером (его роли в ансамблевой работе с солистом,  его значения в развитии музыканта и его вкладе в конечный художественный результат), и того места, которое по большей части отводится аккомпаниаторам.

Актуальность. Современный этап развития музыкального образования выдвигает на первый план задачу воспитания специалиста – профессионала широкого профиля, владеющего многими видами деятельности, способного квалифицированно решать профессиональные проблемы. Важнейшей задачей музыкального образования становится расширение сферы практической деятельности педагога – музыканта, музыканта – исполнителя. Широчайшей сферой деятельности для музыканта исполнителя является концертмейстерская работа.

Многими учеными подчеркивается комплексная  природа профессионального мастерства концертмейстера, слагающегося из совокупности специальных знаний, исполнительских  умений и навыков, индивидуально – психологических свойств личности.

Практическое значение работы состоит в том, что начинающие концертмейстеры найдут в ней много полезной информации и практических рекомендаций для применения их в своей профессиональной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрыт комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для деятельности концертмейстера. Четыре параграфа второй главы посвящены особенностям работы концертмейстера  с учащимися различных специальностей -  вокалистами,  солистами-инструменталистами. В заключении подводятся итоги о специфике творческой и педагогической деятельности концертмейстера музыкального колледжа.

Цель курсовой работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того  чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера музыкального колледжа.

Объектом исследования является процесс развития творческих аспектов концертмейстера и процесс формирование концертмейстерского мастерства.

В качестве предмета исследования выступают содержание и технология формирования концертмейстерского мастерства.

В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие исполнительской деятельности концертмейстера станет осуществляться наиболее эффективно, если:

- определен комплекс  способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- проведен анализ психологии концертного выступления, в котором исполнительская активность по содержанию представляет собой психофизиологическое эмоционально-волевое качество личности, объединяющее владение конкретным видом музыкально-исполнительской деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки истинности выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи исследования:

- изучить состояние  проблемы формирования концертмейстерского  мастерства в теории и практике музыкально-педагогического образования;

- определить сущность  и специфику концертмейстерского  мастерства и осуществить ретроспективный  анализ форм и методов музыкально-инструментального  обучения;

- описать музыкальные  способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;

- обосновать психолого-педагогические  условия формирования концертмейстерского  мастерства учителя музыки в  системе непрерывного педагогического  образования.

- опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера в вокальном классе.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный и личностно-деятельностный подходы

 

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений  был использован комплекс исследовательских методов:

- метод теоретического анализа философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- научное изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа;

Исследование проведено  в несколько этапов

Глава 1

КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И  НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ     

ДЛЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

    1.    Задачи и специфика работы концертмейстера.

 

Термины  «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя  на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор  (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.

 Концертмейстер –  «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам,  артистам балета разучивать партии  и аккомпанирующий им в на  репетициях и в концертах» (24, с. 270). Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: совместно с преподавателями общих, специальных и профилирующих  дисциплин разрабатывает тематические планы и программы; проводить индивидуальные и групповые занятия со студентами; читать с листа, транспонировать музыкальные произведения; способствовать формированию у студентов исполнительских навыков, развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности, развитию навыков ансамблевой игры; участвовать в методических разработках. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Если обратиться к  истории данного вопроса, то можно  отметить, что многие десятилетия  понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов  в оркестре. Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры,  как правило,  были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.

Со временем эта универсальность  была утрачена. Это было связано  с все большей дифференциацией  всех музыкальных специальностей, усложнением  и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.

Интересно, что в настоящее  время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» - в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В. Чачава в предисловии к книге о Дж. Муре пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова – он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях» (25, с. 3).

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть  роялем – как в техническом, так  и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший не пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и  множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п. В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

Специфика работы концертмейстера в музыкальном колледже состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, аналогично тому, как это было в позапрошлом веке. Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для профессиональной деятельности:

    • в первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
    • владение навыками игры в ансамбле;
    • умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, что полезно, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами;
    • знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра, знание ключей «До» - для того, чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихам и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха; умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора;
    • умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры;
    • знание основных дирижерских жестов и приемов;
    • знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;
    • для успешной работы с вокалистами необходимо знание основ фонетики итальянского, желательно и немецкого, французского, языков, то есть знать основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь – окончаний слов, особенности фразировочной речевой интонации;
    • знание основ сценического движения, чтобы верно скоординировать движение жестов у вокалистов;
    • умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
    • Знание  истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.

Информация о работе Работа концертмейстера в вокальном классе