Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 01:27, курсовая работа
Актуальность проблемы. Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда актуальна в музыкальной педагогической работе.
Процесс воспитания грамотного, увлеченного слушателя музыки, любителя музицирования достаточно сложен и долог. Одной природной интуитивности недостаточно, как и невозможно вложить понимание без желания ученика воспринимать.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Психолого-педагогический аспект восприятия музыкального произведения младшими школьниками ……………………………………..… 6
1.2 Специфика музыкального образа…………………………………….. 10
1.3 Методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки ………………………………………………………………….. 15
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организация и методы исследования………………………………....21
2.2 Описание опытной работы над музыкальным образом на уроках музыки…………………………………………………………………………....26
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 41
Музыкальное восприятие множественно и многолико, так же как множественна и многолика музыкальная культура. Для каждого стиля, для каждого вида и жанра музыки характерен тот или иной способ восприятия.
1.2 Специфика музыкального образа
Музыкальный образ, как разновидность художественного образа, является высшей категорией искусства и определяется как художественно-звуковое воспроизведение явлений действительности через комплекс выразительных средств, среди которых для выражения эмоционального, содержания музыки имеют значение темповые, динамические, регистровые и метроритмические особенности, а также структурное построение произведения. Музыкальные образы проявляются в сознании школьника в виде представлений, возникающих на основе выражаемого музыкой идейно-образного содержания, сходства или связи элементов музыкального языка с теми или иными явлениями жизни [5].
Ю.А. Кремлев предложил в свое время следующее определение: "Музыкальный образ представляет собой результат всех возможных связей музыкального мышления как такового (противоречивого единства интонации и логики) со всеми сторонами теоретической и практической деятельности человека" [6]. Здесь нетрудно заметить опору на концепцию Б.В. Асафьева, считавшего музыкальным образом собственно интонацию [11]. Однако не улавливается самоценное содержание музыкального образа как такового, ибо в любой, а не только в "музыкальной" ситуации, в образе опосредованно выступает диалектическое единство сознания мышления и деятельности.
Приведем рассуждение о музыкальном образе А. Сохора: «Если исходить из гносеологического понимания образа, то очевидно, что музыкальным образом можно назвать как все произведение (а беря шире – все творчество данного автора, весь данный вид искусства, все искусство в целом), так и любую значащую его часть, независимо от ее размеров. Образ есть там, где есть содержание. Устанавливать же границы музыкального образа возможно лишь в том случае, если имеется в виду не отражение действительности вообще, а конкретные явления, будь то предмет, человек, ситуация или отдельное психическое состояние. Тогда в качестве музыкального образа мы воспримем музыкальное "построение", объединенное каким-либо одним настроением, одним характером» [15].
Как видим, совершенно справедливо
отмечая несводимость
Между тем М.С. Каган пишет: «... Музыкальные образы воплощают не мир, а переживание мира, и поэтому его внешние формы либо вообще не имеют значения для музыки, либо, приобретая известное значение, требуют синтеза музыки с литературой, напева со словом, интонации с логикой языковых сцеплений» [6]. И далее: «Музыка познает духовную жизнь человека именно в тех ее пластах, аспектах, глубинах, в которых она является не моделью объективного мира, а самостоятельной субстанцией, содержание которой – переживания, настроения, духовные чувства – существуют только в ней и нигде больше, порождаются ею изнутри, неведомы материальному миру природы» [6]. Эта точка зрения прямо противоположна приведенной выше: по мнению М.С. Кагана, музыкальные образы отвлечены от мира как такового; они суть его психологическое опосредствование, причем имеющее исключительно имманентно-музыкальную природу. Однако ниже в той же работе М.С. Каган высказывает принципиально иное соображение: «... главные особенности музыки, как и каждого другого искусства, рождаются не изнутри, не из особенностей ее звукового материала или потребностей личности в эмоциональном самовыражении, а извне – из потребностей культуры во всесторонности, полноте художественного моделирования связей человека с миром» [6].
Музыкальный образ не может быть воспринят слушателем непосредственно. Для музыкального образа необходим посредник –исполнитель. Для постижения же авторского замысла скульптуры, например, не нужен посредник – вся гамма чувств запечатлена в мраморе с предельной экспрессией. Каждый зритель, в зависимости от характера, своего жизненного и художественного опыта, по-своему расшифровывает скульптурное произведение. Образы, возникающие в сознании разных зрителей, будут хотя и близки к оригиналу, но различны, следовательно, даже произведения скульптуры, обладающие конкретностью и выразительностью, нуждаются в интерпретации. Чтобы «расшифровать» и понять художественные образы скульптуры, зрителя надо ввести в художественный мир и научить понимать язык данного искусства.
Интерпретатор и рецепиент в неисполнительском искусстве выступают в одном лице, а в исполнительском (музыка, например) интерпретацию произведения дает исполнитель. Образ является высшей, ведущей формой музыкального обобщения, его специфику нельзя исчерпать одной лишь характеристикой интонационных процессов.
Музыкальный образ представляет собой целостную смысло-нагруженную систему интонаций. Гранью, за которой начинается сложный процесс становления музыкального образа, за которой совершается переход звукового внемузыкального в музыкальное. Интонация есть фактор выразительности, осмысленное звукоописание предметов и явлений [11].
Интонация – непременный компонент человеческой речи, способствующий раскрытию ее смысла, формирующий звуковую репрезентацию ее эмоционального содержания и придающий речевому общению выразительность.
Именно интонации человеческой речи, интонационный фонд эпохи, сосредоточивающие в спрессованном виде эмоционально-мыслительный опыт народа, обобщаются музыкой и творчески претворяются в музыкальную интонацию – основу музыкальной образности. Хотя, как уже подчеркивалось, первоосновами музыкальной интонации являются интонации человеческой речи, музыкальная интонация вовлекает в свою сферу, омузыкаливает и многие неречевые звуки – природы, быта и т. п.
Музыкальная интонация не сводится ни к музыкальному исполнению, ни к мелодии как таковой. Интонация проявляется и в гармонии, и в полифонии, и в инструментовке, т. е. во всех компонентах музыки [14].
При этом потенциальная интонация нотной записи становится кинетической интонацией в процессе исполнения музыки. В музыкальной интонации особенно внятно сказывается чувственная, звуковая специфика музыки, ее своеобразие. Интонация – первичная категория музыкального мышления, основополагающее значение которой для музыки трудно переоценить. Именно благодаря интонации музыка есть специфическое искусство, обращенное к слуху. Интонация охватывает в музыке все, что музыкально специфично.
Музыка – эмоционально насыщенная форма художественной культуры, способная особо сильно действовать на чувства человека. Вступая в синтез с другими искусствами, музыка умножает их эмоциональное воздействие. В эмоциях музыка открывает сложность и поражающую содержательность. Музыка – энциклопедия эмоций. Музыка способна воплощать и выражать в звуках движения, изменения и передавать состояния, включая и состояние покоя. Однако в музыке (в отличие, скажем, от живописи) покой носит относительный, а движение абсолютный характер. Музыка зовет человека изменить свою жизнь к лучшему, осуществить высокие замыслы и сделать для людей что-то необыкновенно хорошее [16].
Музыкальная тема однажды возникшего произведения остается неизменной, а его образно-тематическая структура рождается в каждом новом исполнении, окрашиваясь неповторимостью данной эпохи, данной нации, данной социальной общности и, конечно же, неповторимой индивидуальностью исполнителя и даже слушателя.
Образно-тематическая структура музыкального произведения внутренне монолитна, содержание ее органично, все ее «клетки» – интонации подчинены единой образно-смысловой задаче, заданной композитором и всякий раз заново «прочитываемой» исполнителем.
Музыкальный образ представляет собой многоуровневую, полиструктурную систему (ладовые, гармонические, ритмические, динамические слои), подчиненную конкретной художественной задаче. Музыкальный образ несет эстетическую информацию, духовный, эстетически значимый смысл, который является объективной основой интерпретации произведения. Интерпретация вариативно меняет смысл произведения и зависит от исторического, группового и личного жизненного и художественного опыта исполнителя, от структуры его сознания.
Итак, музыкальный образ – продукт отражения действительности, имеющий более отвлеченный и более непосредственно-эмоциональный характер, чем образы других искусств.
1.3 Методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки
Работа над музыкальным образом на уроках музыки строится на изучении интонационной природы лирических, эпических и драматических музыкальных образов, на выявлении взаимосвязей различных образных сфер в музыкальном искусстве, приемов развития музыкальных образов. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, как воплощение творческих замыслов композитора и того или иного жизненного содержания в народной, духовной, классической и современной музыке [15].
Целью изучения музыкального образа является обучение школьников осмысленной творческой интерпретации музыкальных образов в различных видах музыкальной деятельности. По принципу контраста в материале учебных тем сопоставляются лирические, драматические, эпические, комические (шуточные и сатирические), трагические образы.
Музыкальный образ, воплощенный в интонационной форме, раскрывает жизненный и нравственно-эстетический смысл, а не только тему (название) музыкального произведения. Знакомясь с различными музыкальными образами, школьники продолжают овладевать умениями вслушиваться в интонации музыки, прослеживать их развитие в произведении, привлекать жизненные и художественные ассоциации. Музыкальное восприятие является одной из форм музыкальной деятельности школьника, которая закладывается в эстетическом познании окружающей действительности [2].
Музыкально-образное мышление является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Оно характеризуется тем, что основано на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.
Известно, что художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики и др., что, в общем, и представляет собой специфический язык музыки. Развитие музыкально-образного мышления предполагает, следовательно, понимание прежде всего языка музыки и осознание того факта, что музыка не изображает видимый мир, а выражает, главным образом, чувственное отношение человека к этому миру. А ее изобразительность ограничена только звукоподражанием (например, пению птиц), связями между слуховыми ощущениями и зрительными, ассоциированием (пение птиц – картина леса, высокие звуки – светлые, легкие, тонкие; низкие – темные, тяжелые, толстые) [13].
Характерная особенность музыки заключается в том, что она лишена предметной наглядности. Одни и те же чувства, а следовательно и звуковая интонация их выражения, могут быть вызваны различными обстоятельствами, явлениями или предметами. Поэтому восприятие музыкального образа представляет определенную трудность.
Следовательно, одним из основных методов развития понимания образной выразительности музыки является метод конкретизации образа путем анализа последовательной цепи:
– представление предметного образа (например, танцевальной сцены),
– чувства, вызываемые этим предметным образом,
– средства музыкального выражения этих чувств [13].
Содержание музыкально-образного представления подсказывают прежде всего жанр пьесы, ее форма, название, у песни – текст и т. п., а средства выразительности всегда предопределены автором музыкального произведения.
Таким образом, весь вопрос
заключается в том, чтобы выяснить
с учащимся, какие же чувства
вызывает представленный
В процессе анализа этой цепи необходимо избегать перегрузки мышления учащегося излишней детализацией предметного образа и стремиться к минимуму обобщений. Цель анализа в том, чтобы выяснить, какое эмоциональное состояние (настроение) или волевое качество человека вызывает данный предметный образ, то есть радость, веселье, бодрость, нежность, уныние, грусть; или задумчивость, решительность, энергичность, сдержанность, упорство, безволие, серьезность и т. п. После этого анализируется средства музыкальной выразительности, характерные для того или иного настроения или волевого качества: лад, темп, динамика, атака звука (твердая или мягкая) и другие [9].
Главным выразительным средством является, конечно, мелодия – ее интонационный характер, ритмическая организация, членение на мотивы, фразы, периоды и т. д., что воспринимается аналогично речи, воздействуя не только звучанием, но и смыслом. Это обстоятельство имеет очень важное значение для развития музыкально-образного мышления, особенно аналогия интонационного смысла мелодии эмоционально насыщенной речи. Ведь к началу обучения игре на баяне учащийся уже имеет некоторый жизненный опыт: может различать эмоциональные состояния окружающих его людей, отличать их волевые качества, умеет воспринимать и воспроизводить эмоционально насыщенную речь, к тому же имеет и некоторый музыкальный опыт. Все это является необходимой и закономерной предпосылкой успешного развития понимания интонационного смысла мелодии, а следовательно, и развития музыкально-образного мышления. Весь вопрос в том, чтобы умело опереться на этот опыт, используя его как предварительно приобретенные знания и умения.
Информация о работе Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах