Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда актуальна в музыкальной педагогической работе.
Процесс воспитания грамотного, увлеченного слушателя музыки, любителя музицирования достаточно сложен и долог. Одной природной интуитивности недостаточно, как и невозможно вложить понимание без желания ученика воспринимать.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Психолого-педагогический аспект восприятия музыкального произведения младшими школьниками ……………………………………..… 6
1.2 Специфика музыкального образа…………………………………….. 10
1.3 Методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки ………………………………………………………………….. 15
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организация и методы исследования………………………………....21
2.2 Описание опытной работы над музыкальным образом на уроках музыки…………………………………………………………………………....26
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 41

Вложенные файлы: 1 файл

Муз. Образ 1.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Г) Пропоем все звуки (вверх, вниз), показывая каждую ступень рукой, схематично.

Д) Упражнение для рук.

3. Повторение (5-7 минут)

Скажите, а в жизни человека, в природе,  или просто вокруг нас происходят изменения?

- в природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становится растением (СЛАЙД )

Т.е. зерно получает свое развитие

- росток получает свое развитие

- человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и так далее. (СЛАЙД)

Человек получает свое развитие

- развитие –  изменение (СЛАЙД), постоянно происходящее и наблюдаемое  нами в жизни.

Скажите при помощи чего может изменяться музыка? 

Посмотрите, пожалуйста на доску

Скороговорка «Андрей - воробей»

  1. Как называется?
  2. Что стоит в начале нотного стана?
  3. Какие ноты были использованы в скороговорке? (Одна  МИ)
  4. Какие ноты по длительности вы увидели? (Восьмые, четвертные)  Давайте простучим ритмический рисунок.

Что изменялось  в этой попевке? (Ритм, )

Вывод: Это было ритмическое развитие.

Карточка: РИТМ

Сейчас мы посмотрим и послушаем песенку  «Два веселых гуся»,

  1. Как называется?
  2. Назвать темп (быстро)
  3. Как это будет звучать? (Быстро)
  4. Какие ноты по длительности вы увидели? (Восьмые, четвертные) 
  5. Нотки по высоте были разные или одинаковые?

Вывод: При помощи чего изменялась музыка, т.е. какое было развитие?

Карточки:  ВЫСОТА ЗВУКА

А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем инсценировку и ответим на вопрос. Что менялось в этой песни?

Мы сейчас с вами в концертном зале, сели ровненько на стульчик, ножки в пол, ручки на колени и внимательно слушаем.

«Два веселых гуся»

Инсценировка

Карточка: ТЕМП

Вывод: в этой песни у нас музыка изменялась при помощи РИТМА, ВЫСОТЫ ЗВУКОВ И ТЕМПА

Вывод. Любое изменение в музыке называется его развитием. (слайд)

Итак ТЕМА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА «Мелодическое развитие музыки»

  1. Какие два слова вам знакомы?
  2. Какое слово не знакомо? И от какого слова оно произошло? (МЕЛОДИЯ)
  3. А что такое мелодия?
  4. Без мелодии мы узнаем что это за песня звучит?
  5. А если в ней изменить, выбросить или добавить какую-то ноту, мелодия измениться?
  6. А можем мы сказать что мелодия что-нибудь выражает?

МЕЛОДИЯ – музыкальная мысль (КАРТОЧКА)

Внимание на экран.(СЛАЙД )

  1. Разбор схематический мелодии «Купалинка»
  2. Скажите, как  вы думает, какая она будет по характеру? (ТЕПМ – напевно)
  3. Как она будет звучать?
  4. Какие здесь длительности?
  5. РАЗБОР по строению нот.
  6. Какое  настроение она может передавать?
  7. Скажите вы можете сказать какая здесь муз. Мысль и где она заканчивается?

Хорошо, смотрим дальше (СЛАЙД)

  1. Скажите в нотах что-то изменилось? (НЕТ)
  2. Название (бел. Нар. Песня)
  3. Читаем слова
  4. Где здесь заканчивается мысль?
  5. А как вы думаете зная текст как будет звучать эта мелодия?

Послушайте (Исполняю 1 куплет)

  1. Что в моем звучании появилось нового? (СИЛА ЗВУКА)

Обратите внимание на ноты (ПИАНО, что такое вилочки)

Появилась  ДИНАМИКА  (КАРТОЧКА)

  1. При помощи чего развивалась и изменялась эта песня? (КАРТОЧКИ на доске. РИТМ, …..)
  2. Как я исполняла эту песню? (голосом)
  3. Это правильное исполнение песни? Может ли она исполняться только голосом?
  4. Почему? (Она народная)

Слушаем песню «Купалинка»

Скажите, а если бы было просто «Купалинка, Купалинка» - это будет понятно  о чем идет речь.

 Где в данном тексте законченная  мысль?  Правильно.

«Купалинка, Купалинка, темная ночка,

 Темная ночка, где ж твоя  дочка?

Так и в песне, мелодия выражает законченную мысль.

Разучивание  «Купалинки» 2 куплета (Движение рук)

Сама дальше до конца

Музыка в песне имеет свое развитие, от чего и зависит  красота мелодичность  песни.

При помощи чего  изменяется музыка? (Темп, ритм, динамика, высота звука)

 

Первичное закрепление.  А теперь внимание на экран.

На экране песенка «Солнечных зайчиков»  со словами.

Разбор этой песни. Вопросы в книге

Подумайте и дайте характеристику этой песни.

Сейчас мы послушаем песенку из мультфильма «Солнечный зайчик»   ответим  подтвердились ли наши предположения о характере этой песенки.

Слушание и просмотр песни. (СЛАЙД)

Музыкальными звуками композиторы часто изображают: пение птиц, журчание ручья, шум ветра.

И сейчас я предлагаю  нарисовать картину под музыку,  которую мы услышим.

(На ватман под музыку клеят  картинки)

Подведение итогов: Вопросы по теме. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с  понятиями.  Что такое развитие музыки скажите одним словом? (Изменение)

Что такое мелодия? (напев, песня)

Рефлексия. Поднимите руку высоко вверх, если…………

- На уроке было интересно, узнал много нового.

 Рука внизу, если ………..

- Остались вопросы.

Спасибо за активную работу на уроке.

Домашнее задание. Я предлагаю вам нарисовать любой  рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось.

 


 



Информация о работе Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах