Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:00, курсовая работа
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Кроме того, познавательный интерес способствует формированию личности.
Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37, с. 4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.
Введение
1 Понятие интереса как важнейшая категория образования
2 Искусство как средство эстетического воспитания
3 Роль интереса в музыкальном образовании
4 Методы и средства развития интереса школьников к музыкальному
искусству
Заключение
Литература
Для Д. И. Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности, так как приохочивать гораздо труднее, чем приневолить. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д. И. Писарев считал раскрытие закономерностей наук, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.
Итак, интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Современной педагогике чрезвычайно важно утверждение силы и влияния интереса в обучении как необходимого фактора формирования личности учащихся. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.
2 Искусство как средство эстетического воспитания
В. Г. Белинский, раздумывая над спецификой искусства (в частности, языка искусства) и сравнивая его с наукой, писал: «…видят, что искусство и наука не одно и то же, а не видят, что их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Философ говорит силлогизмами (умозаключение общего порядка, относящееся не к одному частному случаю, а ко всем или почти всем подобным случаям), поэт – образами и картинами, а говорят оба они одно и то же». И в другом месте, касаясь только искусства: «Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах. В развитии этого определения искусства заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода» [11, с. 55].
Н. Г. Чернышевский утверждал, что своеобразие искусства заключается в том, что оно изображает жизнь «в форме самой жизни»: «Искусство вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ: под формою жизни мы легче знакомимся с предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, нежели тогда, когда находим сухое указание на предмет» [11, с. 56].
Особое место в мире прекрасного занимает искусство. Именно в искусстве эстетические способности человека проявляются с наибольшей полнотой и цельностью. Искусство призвано в первую очередь удовлетворять эстетические потребности человека, формировать и воспитывать его вкус, развивать его способность к творчеству по «законам красоты». Не будет преувеличением, если мы скажем: искусство в полном смысле этого слова «заведует» красотой и эстетическим воспитанием людей.
Так или иначе, каждый из нас с раннего детства испытывает благотворную, живительную силу искусства. Оно способствует нашему духовному росту, помогает разобраться в сложных вопросах общественной и личной жизни, а нередко и определить свое место в мире.
Искусство возникло задолго до того, как сложилось само понятие «искусство». То, что ныне обозначается этим словом, было настолько тесно связано с трудом и бытом древних людей, что немыслимо ими как особый вид человеческой деятельности. Постепенно вместо понятий «ручное ремесло», «мастерство» и т.п. выкристаллизовалось понятие «искусство» в значении художественное творчество. А тех, ими кто занимается, стали называть художниками. Искусство, или художественное творчество, есть явление общественное и по своему происхождению, и по тем целям, которым оно служит. Искусство одновременно и познание мира, и творчество, преобразование действительностям по законам красоты.
Искусство – не только отражение жизни, оно и великий педагог, воспитатель и создатель человеческой психологии.
Искусство – могучее и незаменимое средство духовного обогащения личности. Оно преобразует жизнь тем, что воздействуя на человека, формирует его внутренний мир. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно вглядеться в лица зрителей, когда они смотрят спектакль, слушают музыку. Произведение искусства способно пробудить целую гамму чувств: радость и печаль, удивление и восхищение, смех и печаль. И даже в знакомом нам человеке можно увидеть в этот миг нечто новое, до сих пор нами не замеченное.
Музыку часто называют самым романтичным видом искусства. Это связано с характером музыкального образа. Развитие музыкальных образов представляет собой «чистое движение». Слушая музыку, мы не имеем перед глазами созерцательного предмета, а как бы следим за движением самой души.
В. Г. Ражников сформулировал принципы музыкального образования.
Первый принцип. Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика. Педагог в диалогическом общении предполагает будущее развитие ученика, допуская и даже воспитывая равноправие с собой. И общение ребенка с музыкой организует на основе равновеликости, ибо ценность музыки велика, а величина постигается с определенной дистанции (временной, пространственной, личностной). Чаще всего у ученика еще не развит личностный подход, способности, мал жизненный опыт, нет собственных приемов и средств работы.
Второй принцип. Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога. Педагогическое развитие совершается в реализации постоянно сменяющихся способов личностного общения, основанных на признании педагогом личности ученика, его возможности быть равновеликим лучшим образцам музыки. Развивающийся педагог в диалоге с учеником при необходимости ставит себя в такое же уязвимое положение, в котором часто пребывает и ученик в его проблемах постижения музыки.
Третий принцип, связанный с двумя первыми: содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.
Музыкальное искусство
может существовать и
Музыка выступает совместно с другими видами искусства не только в песенном жанре. Она оформляет текст и ведет действие в опере, балете, кино и т.д. Широкое использование музыки в различных видах искусства обусловлено самой её природой, теми изначальными свойствами музыкального образа, о которых мы уже говорили. Образ в музыке – воплощение чистой духовности; он выражает чувство, не используя вещественные материи. Это позволяет ему легко входить в сочетание и взаимодействие с другими образами, более вещественными. Музыкальный образ оказывается по отношению к ним не чужеродным, но придает им новое качество, усиливает их и возвышает.
Выступая в сочетании с другими искусствами, музыка создает особый художественный мир – мир высоких чувствований, высокого эмоционального напряжения. Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и специально-художественных целей творчества.
«Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души» (А. Н. Серов). Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность. Но отражает по-своему, не так, как литература и живопись. Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие во всех их конкретностях, она лишена наглядности, которая составляет преимущество живописного, архитектурного или скульптурного образа. Но от музыки это и не требуется. Ее сила и преимущество в другом – в непосредственности передачи неисчерпаемого мира человеческих чувств, их тончайших оттенков. Восторг и отчаяние, тихая радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревога и надежда, развитие чувства от его зарождения, первого робкого проявления до расцвета или угасания и т.д. – все это доступно музыке и выражается ею с необыкновенной непосредственностью, искренностью и полнотой. В этой особенности музыки – заключена и своя условность. Она состоит в том, что у разных людей одна и та же музыка вызывает разные «зрительные» представления. Это объясняется особым «интимным» характером связи музыки с человеком, который ее воспринимает.
Эстетическое богатство действительности настолько велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Как ни огромны возможности, например, литературы в изображении реального мира, словом невозможно передать все разнообразие форм и цветовых соотношений, как это делает живопись, или эстетическое богатство звуков, выражаемых музыкой. А у человека постепенно развилась потребность – общественная потребность – охватить и освоить мир во всем его богатстве. Именно эта потребность вызвала к жизни разные виды искусства, развивая одновременно определенные эстетические чувства – музыкальное ухо и глаз, способный понимать красоту форм.
Итак, каждый вид искусства активно участвует в духовном развитии человека, оказывает благотворное воздействие на формирование его эстетических чувств, представлений о прекрасном, вкусов. Но для этого необходимо понять своеобразие каждого искусства, открыть его для себя лично.
3 Роль интереса в музыкальном образовании
Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по радио и телевизору, в театре и в кино, в школе и в клубе. Музыка сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в горе и радости – излить чувства, в поде – преодолеть усталость. От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни и до траурного марша – музыка сопутствует человеку. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе или кино. Не обладая особым голосом или развитым музыкальным слухом, многие из нас поют или напевают «про себя» полюбившуюся песню, танцевальную мелодию и т. д.
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Сила музыки – в ее сходстве с интонацией человеческой речи. Интонацией голоса человек передает состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а также по ее громкости, темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба и т.д. По интонации можно почувствовать национальную принадлежность и индивидуальные особенности его личности.
Музыкальная «речь» возникает в результате сложной и тонкой переработки звуков природных, человеческих. В человеческом пении или игре на музыкальных инструментах звуки находятся в таком сочетании и гармонии, какие, за редким исключением, нельзя встретить в природе. Богатство звуков и звуковых сочетаний певец или музыкант использует для того, чтобы выразить и передать другим людям свои чувства, настроения, переживания.
Музыкальное произведение – это звуки, особым способом переработанные, построенные в определенную систему и «льющиеся» в определенном порядке.
Что дает нам музыка?
Музыка от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, печали, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Восприятие и понимание музыки зависит от эмоционального опыта человека, а не только от его музыкальных способностей. К тому же музыкальный слух и музыкальная память развиваются в результате определенных усилий самого человека. От того, как часто слушает он музыку и какая это музыка, зависит, станут ли они друзьями. Восприятие серьезной музыки требует определенной подготовленности слушания ее – некоторых усилий. Без музыкальной грамоты невозможно ощутить логику развития музыкальной мысли, а без этого любое музыкальное произведение будет только хаосом непонятных звуков. Тот, кто ограничивается только «легкой» или «развлекательной» музыкой, обкрадывает себя эмоционально и духовно. Потому что опера, балет, соната, симфония несут в себе такие сложные чувства и переживания, не испытав которые человек заведомо обеднеет духовный мир.
Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности [5, с. 3].
Развитие интереса формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей [5, с. 51].
Изучение процесса формировании интереса учащихся на уроке позволило с большей полнотой обосновать задачи формирования познавательных интересов учащихся:
1) содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся и общение между участниками процесса;