Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:00, курсовая работа
Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения, интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Кроме того, познавательный интерес способствует формированию личности.
Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37, с. 4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.
Введение
1 Понятие интереса как важнейшая категория образования
2 Искусство как средство эстетического воспитания
3 Роль интереса в музыкальном образовании
4 Методы и средства развития интереса школьников к музыкальному
искусству
Заключение
Литература
2) содержание учебного материала каждого учебного предмета обладает богатейшими возможностями для укрепления и развития познавательных интересов учащихся;
3) педагогически организованный процесс познавательной деятельности школьника – важнейший источник формирования познавательных интересов учащихся. Для подкрепления познавательного интереса необходимы все более совершенные способы учения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность школьника;
4) общение между учениками, между ними и учителем, не являясь обособленным источником формирования познавательных интересов, оказывает значительное влияние, усиливая воздействие стимулов, поступающих от содержания и процесса деятельности;
5) в учебном процессе на уроке каждый источник познавательного интереса выступает, не обособленно, не изолированно, а во взаимной обусловленности.
Это в полной мере можно отнести к формированию музыкального искусства у детей младшего школьного возраста.
Воспитание музыкальной культуры школьника невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры. Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями, музыкально – ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей [12, с. 54].
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе оно определяется как слушание. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Осознание содержания произведения и средств музыкальной выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанр песни, танца, марша первоклассники определяют легко. Поэтому, знакомя учащихся с многими примерами жанровой музыки, учитель стремится, чтобы ребята не только почувствовали ее характер, но осознали особенности каждого жанра. Для этого им дается задание сопоставить пьесы и найти в них общее.
Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию.
«Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения … работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, - это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент: это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней, надо много работать …» (Н. Л. Гродзенская).
Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей способствуют развитию здорового голосового аппарата. Отношение учителя к вокально-хоровой деятельности на уроке музыки во многом сказывается на общих результатах его работы. Пение, и в особенности хоровое, - один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно [12, с. 92].
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Музыкально- ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы, шага, поскоков, кружения, хлопков, построения и перестроения. Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т. д. [5, с. 112].
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности.
Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:
1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье);
2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;
3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов;
4) активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух);
5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.
При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя.
В результате занятий школьники должны:
В работе с учащимися начальной школы могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны) [12, с. 125].
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Итак, федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
4 Методы и средства развития интереса школьников к музыкальному искусству
Период начальной школы в жизни ребенка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о музыке и композиторах, знакомства с музыкой разных народов мира, воспитание любви к музыке. Система музыкального развития и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения нравственности выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни. В нашей жизни музыка занимает важное место. Она способна выражать глубочайшие мысли, чувства. Народная песня или сочиненная композитором симфония, романс или музыка современного танца – все это серьезная музыка, все это должно войти в нашу жизнь, обогатить наш внутренний мир. Люби музыку: она раскроет перед тобой картину нашего мира. Основой музыкального развития должно быть, конечно, прочные музыкальные знания, знание средств музыкального языка, построения произведения и на основе этого понимание того, какую роль играет музыка в нашей жизни. Младшие школьники, стремящиеся к познанию музыки, находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных понятий. Успешному формированию музыкального образования способствуют следующие возрастные особенности: любознательность, повышенная эмоциональная чувствительность, отзывчивость, доверчивость, вера в авторитет учителя и родителей, интерес к игровой деятельности. Переход ведущего вида деятельности с игровой на познавательную [9, с. 34].
Процесс формирования познавательных интересов, как и любой другой стороны личности, происходит в деятельности. Главный вид деятельности школьника – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности ученика.
Учение закладывает основы познавательных интересов, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика (познавательная, трудовая, общественная, техническая, художественная, литературная, музыкальная). В связи с этим широкая внеурочная деятельность представляет значительный интерес для формирования познавательных интересов.
Эффект деятельности для формирования интереса детей зависит от педагогически правильной её организации, использование её объективных условий и внутренних возможностей личности ученика. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, её позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и людям, уровень общего умственного развития.
Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование интереса учащихся в значительной мере обусловлено активностью учащихся. Активность личности как проявление её социальной природы получает в процессе жизни и деятельности побуждения, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это создает возможность её влияния на среду, на изменение окружающей действительности.
Имеющий многовековую историю развития урок, дошедший до наших дней, представлен сегодня в качестве одной из основных форм организации обучения, удобной для рассредоточения содержания обучения и выработки у учащихся необходимых способов учебной деятельности. Психологи, методисты, учителя-практики многие годы ищут пути совершенствования процесса обучения. Рассмотрим некоторые направления поиска эффективности обучения.
Программированное обучение предусматривает необходимость точного выделения информации и немедленной обратной связи в обучении. Имеет свои положительные стороны теория поэтапного формирования умственных действий в обучении. Проблемное обучение развивает мышление учащихся.
Некоторые психологи считают, что детей нужно как можно раньше учить обобщениям. Учащиеся одного возраста отличаются по уровню развития и дифференцированное обучение помогает каждому учиться в соответствии с возможностями и наклонностями. Есть и сторонники интенсификации учебного процесса, напряженной деятельности на уроке.