Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:20, курсовая работа
Цель исследования - определение условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса школьников и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах исследования:
- изучить опыт формирования познавательного интереса в практической деятельности учителя современной школы;
Введение ...............................................................................................3
§ 1. Проблема познавательного интереса, как актуальная
проблема психолого-педагогической науки. ……………6
§ 2. Методы развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………………………………12
2.1. Разнообразие методов развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………12
2.2. Метод игры…………………………………………………21
Заключение. ………………………………………………… 28
Литература……………………………………………………
Метод ощущения времени. Здесь вопросы строятся иначе: «Как думаете, нужны ли будут вам песни, например, группы «Иванушки», когда вы станете взрослыми?» и т.д.
Метод «Я завтра...» заключается в том, что с помощью фотоснимков и видеозаписей своих музыкальных поступков в первом классе, а затем во втором и третьем, ребята могут увидеть происшедшие в них перемены.
Метод «Музыкальные ассоциации» представляет собой подбор учащимися такого музыкального произведения, которое в наибольшей степени соответствует образу одноклассника, учителя, мамы, дедушки и т. д. Таковы методы поддержки, которые адресованы определенной группе учащихся.
Основное достоинство предложенных методов заключается в том, что, как показывает практика, они эффективны и представляют интерес для всех без исключения младших школьников.
2.2. Метод игры.
В разнообразии методов существует так же наиболее интересный метод формирования интереса на уроке музыке, как метод игры. На данном методе хотелось бы остановиться более подробно.
«Учитель музыки,- писал Д. Б. Кабалевский,- всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды она нетерпима на уроке музыки».
В программе «Музыка» Д. Б. Кабалевского, и, созданной на её основе программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной перед педагогом ставятся три основные задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способности творчески размышлять о ней; привитие учащимся навыков выразительно исполнения.
Использование игрового метода на уроках музыки в младших классах способствует выполнению этих задач, так как активизирует творческие способности школьников, развивает воображение,
интонационно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость, позволяя глубже прочувствовать музыку, звучащую на уроках, и точнее, ярче её исполнить.
Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
Драматизация.
Это разыгрывание сюжета песни. В народе говорили: «Сыграть, разыграть песню». Поэтому для драматизации особенно хороши народные песни, смысл которых раскрывается в постепенном развёртывании сюжета. Иногда речь в них идёт о людях, а иногда – о зверях, насекомых, но и звери и насекомые в этих песнях зачастую очеловечены. Им придаются характерные черты, свойства людей. Поиск выразительных движений. Обдумывание сюжетных ходов происходит во время разучивания песни самими ребятами. Тут в задачу учителя входит незаметно помочь, подсказать верные ходы, но инсценировка – задача самих ребят.
Первоклассникам нравится русская народная песня – плясовая «Как у наших у ворот». Они довольно быстро разучивают её и приступают к инсценировке. Вначале появляются основные действующие лица песни: «муха», «комар», «стрекоза» и «муравей». Затем становится понятно, что нужен рассказчик, который поведал бы о том, что произошло «у ворот». Таким рассказчиком становится хор. А так как эта песня – плясовая, то хор поёт и ещё двигается в ритме плясовой: девочки, стоя, складывают руки перед собой и, поводя плечиками, поворачиваются то вправо, то влево. Мальчики, тоже стоя, «ставят» руки на бока и чуть-чуть приседая, поворачиваются корпусом то вправо, то влево, как и девочки. Припев можно выделить «раскрытием» рук в разные стороны или просто опустив их вниз и двигаясь в прежнем ритме. А в это время «муха» поёт и двигается с теми же движениями, что и девочки в хоре, «комар» «музыку ведёт» - играет на бубне, подчеркивая сильную долю, «стрекоза»- плясунья, то держась за край юбочки, то подпирая кулачком щёчку, старается обратить на себя внимание. И только «муравей» «так устал», что ему не до веселья: он еле-еле двигается в такт плясовой (движения могут быть, а могут и не быть– зависит от «артиста»). И когда «стрекоза» со словами: «муравейка, милый мой, попляши и ты со мной», приглашает его танцевать, «муравей отвечает: «Уж я рад бы, поплясал, да уж очень я устал», кланяясь ей и качая головой, показывая, что нет сил. Песня кончилась, но ребята считают, что «муравейка» пусть отдохнёт, а «стрекоза» спляшет с «мухой», и исполняют ещё раз первый куплет.
Актёры в этой песне меняются, и каждый из ребят старается исполнить свою роль выразительно, внести что-то своё, а, глядя на исполнение друг друга, оценивая его, набираются опыта, а заодно и смелости выйти на классную сцену и почувствовать себя артистом.
Разыгрывать можно не только народные песни, но и композиторские, такие в которых есть сюжет. Например, песню Л. Книппер «Почему медведь зимой спит». Причём, если класс большой, можно разделить его на две группы и сравнить, чьё исполнение было лучше.
Действие песни происходит на лесной опушке, поэтому ребята в центре класса «строят» лес. Вначале «деревья» стоят вразнобой, а затем собираются в неплотный круг, внутренний край которого –« опушка леса», а так как лес в песне «живой» (реагирует на то, что в нём происходит) и ощущается ритм шага, то «деревья» стоят, слегка покачиваясь и ритмично переминаясь с ноги на ногу. А внутри круга, по краю неторопливо, вперевалочку, под ритм песни шагает «медведь». Первый куплет ребята поют спокойно, напевно до того момента, пока не случается непредвиденное: «медведь», любуясь природой, засмотревшись на небо, наступает «лисе» на хвост (к концу первого куплета в круг «забредает» «лиса» и присаживается, как будто с моста смотрит на реку). С этого момента темп песни меняется, ускоряется, ребята поют в полный голос, передавая небольшими фразами напряжённость момента. «Лес» «шумит»- ребята похлопывают себя по бокам. А в это время «лиса» вскакивает и с криком выбегает из круга. «Медведь», испуганно отшатываясь от неё, сначала цепенеет, а потом быстро- быстро перебирает «лапами», как будто лезет вверх и замирает, делая вид что держится за ствол дерева. Тут появляется «дятел» и назидательно поёт ему «Ты, медведь, должен под ноги смотреть». С появлением «дятла» темп песни становится немного спокойнее, шум леса затихает.
На словах «с той поры медведь решил…» «мишка» делает движения, как будто слезает с дерева, переводит дух и всем своим видом показывает, что больше гулять по лесу не будет. Всё это разворачивается на фоне спокойного, напевного исполнения ребят. И вот «медведь» приседает на корточки, уютно складывает ладошки под щёчкой и «засыпает». «Лес» убаюкивающее допевает: «Он в берлоге безмятежно спит зимой под крышей снежной…», протягивает над ним руки-«ветки», будто оберегая его сон. Такое исполнение песни надолго запоминается ребятам, пробуждает желание вернуться к ней ещё раз. А самое главное – заставляет вслушиваться в музыку и творчески выражать её.
Вокальная импровизация.
Ещё один из видов игровой деятельности школьников на уроках музыки.
Вокальные импровизации проявляются уже в приветствии учителя и учеников. Например, учитель поёт «Здравствуйте» по звукам тонического трезвучия вверх, а ученики поют «Здравствуйте» по тем же звукам вниз. Затем учитель - «Здравствуйте, ребята» по звукам от тоники до доминанты, а ученики – «Здравствуйте, учитель», наоборот, от доминанты к тонике. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников в целом и на интонации приветствия в отдельности.
В учебник первого класса включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Вслушиваясь в слова песенок-закличек «Солнышко», «Дождик», ребята, как правило, сочиняют мелодии, близкие народным, и решают, что исполнять их надо стоя, с движениями. Песенка «Солнышко» звучит распевно, призывно, при этом лица и руки подняты вверх. А песенка «Дождик» звучит подвижно, задорно с пластическим интонированием. Если всё-таки мелодии песенок не «придумываются», то можно напеть ребятам «мотивы - обращения». Дети, почувствовав интонацию, дальше уже сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
Мелодию к колыбельной песенке «Баю, баюшки, баю» ребята сочиняют быстро, а, может быть, кто-то помнит, как пела эту песенку мама. Лучший вариант исполняем всем классом, а затем разыгрываем сценку «Чья кукла скорее уснёт?» с пением колыбельной, пластическим интонированием, имитирующим убаюкивание куклы. Конечно, «все куклы уснули быстро», а ребята получили возможность вспомнить, как их самих совсем недавно так же баюкали их мамы.
Вокальная импровизация часто связана с пластическим интонированием. Это можно наблюдать на примере песни В. Калистратовой «Пешком шагали мышки», в которой ребята сами импровизируют песенку «кошки». Разучивая начало песни «Пешком шагали мышки по узенькой дорожке…», первоклассники обращают внимание, что в музыке слышны легкие подвижные шаги мышей и сами определяют как их можно изобразить. Лапки у мышек тоненькие, как пальчики у ребят – пальчики и изобразят, как шагают мышки.
Импровизируя песенку «кошки», ребята стараются передать её ласковое, доброе пение, и в этом им помогает пластическое интонирование её мягких, неслышных шагов. Если ребятам удаётся придумать свой интересный вариант, то разучиваем и его, и композиторский, и исполняем песню от начала до конца в двух вариантах.
Инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а учителю надо обратить их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Например, разыгрывая рождественскую песенку «Все идут, спешат на праздник», ученики решают, ложками или треугольником подчеркнуть ритм шага, и приходят к выводу, что музыка хотя и народная (ложки уже привычны в этом случае), но звучит легко, радостно, светло, поэтому выбирают треугольники.
Первое музицирование на ложках и бубнах происходит во время исполнения русской народной песни «Как под горкой, под горой». Ребята разыгрывают песню так: первый ряд имитирует игру на дудочке на звук «у», второй ряд исполняет ритмический рисунок на ложках, а третий ряд бубнами подчёркивает первую и третью доли.
Во втором классе выбор произведений, звучащих в сопровождении простых музыкальных инструментов гораздо шире. Это и русские народные песни – плясовые и пьесы классического репертуара. С большой охотой ученики исполняют «Польку» П. Чайковского из «Детского альбома». Может быть, потому что не совсем привычное сочетание – бубны и треугольники участвуют в исполнении этой изящной и лёгкой музыки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Пластическое интонирование.
Это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающая её образ. А также пластическое интонирование – это один из видов игровой деятельности учеников на уроках музыки. Иногда оно возникает спонтанно («от переизбытка чувств»), но, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, с первых уроков надо побуждать ребят не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения. Причём, движения могут быть различными – от плавных, как в песне Д. Кабалевского «Наш край», - до имитации игры на музыкальных инструментах, как в песне А. Филиппенко «Весёлый музыкант», от тяжёлого, «вперевалочку» шага мишки из песни Л. Книппер «Почему медведь зимой спит» до хоровода (в русской народной песне «Во поле берёза стояла»).
Хорошо, если ребята сами предлагают пластическое выражение музыкального образа. Если этого не происходит, то можно помочь им вопросами, подсказками, но не показом готового варианта. А если вариантов, наоборот, много, то есть возможность ещё раз вернуться к произведению и выбрать те, движения которые точнее выражают его характер.
Использование игровой деятельности на уроках музыки способствует развитию у школьников интереса к ней, формирует у них способности творчески о ней размышлять и прививают им навыки выразительного исполнения.
Заключение.
Работа над выбранной темой «Развитие интереса у младших школьников на уроке музыки» показала ,что многие ученые занимались данной проблемой. Но и на сегодняшний день она остается актуальной.
Структура музыкальной деятельности ребенка в своей временной детерминации идентична структуре деятельности музыканта-професиионала. Она содержит одни и те же элементы: цель-средства-процесс-
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Новые формы обучения занимают все более прочные позиции в жизни школы. Они стали неотъемлемой частью творческой деятельности учителя и учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе. Введением в школьную практику новых форм обучения помогает решить ряд актуальных задач стоящих перед школой. Прежде всего, новые формы обучения способствуют развитию творческих способностей учащихся, повышают качество знаний и развивают познавательный интерес в обучении.
Информация о работе Развитие интереса у младших школьников на уроках музыки