Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.
Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:
- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;
- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;
- определить место белорусской национальной музыки в творчестве польских композиторов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16
ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальная культура З.Б. Балейко. 2013.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

Очень удачным было выступление хора гродненских учителей под руководством А. Волынчика в Минске, в исполнении которого прозвучали песни “Люблю наш край”, “Як на свет радзіўся Янка”.

С 1929 г. А. Волынчик работает в Новогрудской белорусской гимназии, где большое внимание уделялось сохранению белорусского национального самосознания, повышению культурного уровня, уважению к народным традициям и обычаям. Тут действовали самодеятельные хоры, вокальный, танцевальный, литературный и драматический кружки, оркестр. До закрытия гимназии в 1934 г. Антон Волынчик преподавал пение, руководил хором и оркестром, который считался одним из лучших в Западной Беларуси в 1930-е гг. Преподаватель музыки и пения Новогрудской государственной польской гимназии профессор Лазинский не раз приводил свое классы в гимназию, чтобы послушать репетиции Антона Волынчика. Профессор отмечал, что «каждому, кто встречался с Антоном Михайловичем, навсегда запоминались высокая культура и искреннее сочувствие этого человека» [66].

В июне 1934 г. композитор переходит работать в польскую гимназию имени Адама Мицкевича. Но дальнейшее развитие его творчества на ниве белорусской музыки было ограничено из-за политики польских властей. Для Антона Волынчика начались тяжелые годы испытания. Для совершенствования своих музыкальных знаний он поступает в Варшавскую консерваторию при Кременецком музыкальном лицее. А. Волынчик стал писать церковные музыкальные произведения. Он обращается к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию (Константин Валединский) с просьбой помочь напечатать их. Но Дионисий отказал в просьбе Волынчику. При этом добавил, что и так имеется много хороших церковных песнопений [2, с.44]. В 1939 г. Антон Волынчик заочно окончил Высшие музыкальные курсы Варшавской консерватории при Кременецком музыкальном лицее. В годы войны жил в Слониме, где руководил многими хорами. В послевоенные годы композитор продолжил свою музыкальную деятельность. Умер А. М. Волынчик 13 ноября 1985 г. на девяностом году жизни.

А. М. Волынчиком было написано около ста музыкальных произведений. Это хоры и песни на слова Я. Купалы (“Зайшло ўжо сонейка”, “А зязюлька кукавала”, “За парўду” и др.), Я. Коласа (“Ліпы старыя”, “На сенажацці”, “Не бядуй”, “Устаньце, хлопцы” и др.), П. Бровки и В. Русака (“Крочым наперад”, “Слаўся, народ беларускі” и др.), множество обработок народных песен (“Люблю наш край”, “Ці свет, ці святае”, “Купалінка”, “Вязанка беларускіх народных песен”) и др. Многие их них входят в репертуар лучших хоровых коллективов Республики Беларусь. Два произведения А. М. Волынчика (“Ліпы старыя” и “На сенажацці”) в исполнении хоровой капеллы БССР под управлением Г. Р. Ширмы изданы в грамзаписи. Эти произведения и песня «А зязюлька кукавала» вошли в «золотой фонд» музыкальной культуры страны.

За свой плодотворный труд А. М. Волынчик дважды был награжден Почетной Грамотой Верховного Совета БССР, Почетной грамотой Министерства культуры БССР, грамотой Министерства высшего и среднего образования СССР. Указом Президиума Верховного Совета БССР от 28 сентября 1963 г. Антону Михайловичу Волынчику было присвоено звание «Заслуженного деятеля культуры БССР [65, с.158].

У истоков формирования белорусской национальной музыки стоял фольклорист, музыковед, дирижер и композитор Павел Каруза (1906 - 1988), значительная часть жизни которого прошла на Виленщине. Композитор родился в д. Волколата Дисненского района (по другим сведениям – в околицах местечка Глубокое) в семье крестьян-земледельцев. В 1924 г. юноша закончил Браславскую гимназию, в 1924 - 1926 гг. был вольным слушателем в Виленском университете по специальности «социология и экономика», а также студентом Виленской консерватории по классу теории и композиции. Там он брал уроки фортепиано у Марцелины Кимант-Яцины, которая первой написала музыку к «Залётам» В. Дунина-Марцинкевича.

В 1920-е годы Павел Каруза начал принимать активное участие в белорусском возрожденческом движении. Большое влияние на него оказал Антон Гриневич. П. Каруза познакомился с композиторами К. Галковским и С. Казурой [40, с.624]. После окончания консерватории в 1928 г. он стал руководителем хора Белорусского института хозяйства и культуры в Вильно, собирал белорусский фольклор.

Затем П. Каруза переехал в БССР с надеждой, что здесь начнут печатать его фольклорные сборы. Вместо этого Каруза был осужден на 10 лет за шпионаж и попал в Бутырскую тюрьму, а в 1937 г. на Соловки, где уже находился один из его учителей – Сымон Рак-Михайловский. После Великой Отечественной войны П. Карузу реабилитировали и разрешили вернуться на родину [75, с.65]. В 1947 г. Каруза устраивается на работу в Молодеченский Дом творчества, занимается музыкой, но вскоре опять был арестован и сослан в Норильск. Окончательно реабилитированный в 1957 г. он переехал в Вильно, где прожил до смерти.

Как композитор Павел Каруза создал несколько четырехголосных хоров, камерную симфонию для струнного оркестра, основанную на белоруских мелодиях, сюиту для хора “Беларусь мая спеўная”, 12 хоров на слова Янки Купалы, Якуба Колоса, Максима Богдановича, Ларисы Гениюш, Нила Гилевича. Особое внимание уделял П. Каруза художественной обработке белоруской песни, сделал для четырехголосного хора обработки купальских мелодий (“Купалінка”, “Сею палею”, “Ляцеў сакалок”).

Продолжателем сбора белорусского фольклора в межвоенный период можно по праву считать композитора Александра Шидловского (Приложение 9). Он родился в 1911 г. в д. Минки на Сморгонщине. В годы Первой мировой войны его семья отправилась в эвакуацию и жила в российском городе Симбирске. После возврашения оттуда в 1921 г. А. Шидловский начал обучение в Виленской белорусской гимназии. Здесь он познакомился с белорусскими деятелями межвоенного времени – Г. Ширмой, С. Павловичем, М. Горецким, А. Станкевичем и др. Здесь он присоединяется к подпольному белорусскому коммунистическому движению, за что был исключен из гимназии. В 1928 г. был инструктором белорусского парламентского клуба “Змаганне” в польском сейме. Через некоторое время был аресторан польскими властями и приговорен к 5 годам тюрьмы. После освобождения А. Шидловский жил и работал в Варшаве обычным рабочим. В 1938 г. он вместе с Я. Урбановичем, двоюродным братом М. Забейды-Сумицкого, создал последнюю в то время в Польше легальную белорусскую организацию – Белорусское Культурное Товарищество в Варшаве. И хотя творческий расцвет Шидловского приходится на послевоенные годы, в межвоеный период он собирал белорусские народные песни, обрабатывал их, пе в хорах, пробовал сам создавать музыкальные произведения [75, с.70].

Таким образом, в тяжелейших условиях межвоенного периода белорусская национальная музыка не только сохранилась, но и получила свое дальнейшее развитие в творчестве западнобелорусских композиторов, многие произведения которых стали музыкальными памятниками истории отечественной культуры.

 

ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

С начала XX в. в Европе начались процессы пробуждения народного духа и становления национальных школ в искусстве. В музыке все чаще стали появляться образы, связанные с этническими чертами и местным фольклором. Многие польские композиторы использовали народные мотивы как своей страны, так и соседей белорусов и украинцев. Белорусско-польское культурное взаимодействие осуществлялось на фоне не только социально-политических изменений, но и значительной активизации музыкальной жизни межвоенной Польши [75, с.37]. Значительный вклад в привлечение внимания общественности к особенностям фольклора и музыкальных традиций в Западной Беларуси внесли многие польские композиторы, которые в своих произведениях использовали белорусскую национальную музыку.

Одним из самых известных музыкантов Польши начала XX в. был уроженец д. Тимошовка на Украине, польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель Кароль Шимановский (Szymanowski) (1882– 1937) (Приложение 22).

В детские годы он учился в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (до 1900г.) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901 - 1905 гг. Кароль брал уроки у М. Завирского (теория музыки) и З. Носковского (композиция) в Варшаве. В 1905 г. он стал членом «Издательского товарищества молодых польских композиторов», получившего вскоре название «Молодая Польша в музыке».

Творчество Шимановского условно делят на периоды, которые приблизительно совпадают с Первой мировой войной и становлением Польского государства. На формирование творческого стиля Шимановского вместе с воздействием польской и русской музыкальных культур (Ф. Шопен, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин) оказало влияние знакомство (в разные периоды творчества) с музыкой Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, Г. Малера, И. Ф. Стравинского и восточной культурой (во время поездок в Алжир и Тунис, 1914).

В 1900-1910-е гг. Шимановский концертировал за рубежом, исполняя в авторских концертах свои фортепьянные пьесы. В 1911-1914 гг. Шимановский жил в Вене, совершал поездки по Италии и Сицилии. В 1917-1918 гг. участвовал в концертах для рабочих и солдат в Елизаветграде. В конце 1919 г. Шимановский поселился в Варшаве, написал ряд статей об эстетической роли искусства и музыкальной критики, о Шопене, Скрябине, Стравинском, М. Равеле и других композиторах. В 1920-1921гг. он гастролировал со скрипачом П. Коханьским в США (в т. ч. во Флориде) и на Кубе. Крупнейший польский композитор К. Шимановский заложил основы современной польской композиторской школы [64,с.375].

Отзвуки белорусских народных песен можно услышать в созданных композитором в межвоенный период «Купрёвских песнях» для хора (1928 - 1929 гг.) и песнях для голоса и фортепиано (1930 - 1932 гг.) [75,с.47]. В танцевальной фортепианной сюите звучит мелодия песни «Вышывала Ганна» [59,с.98].

Композитор, дирижер, педагог и общественный деятель Станислав Казура (1881-1961)  (Приложение 23) родился в поместье Текменополь, недалеко от Вильно. В 1910 г. он получил диплом об окончании Варшавской консерватории (класс органа), после чего учится в Королевской Академии им. Св. Цецилии в Риме, затем в Париже. В 1912 г. Станислав Казура возвращается в Польшу и работает в Варшаве (с 1917 по 1939 гг.) профессором Варшавской консерватории. В конце 1920-х гг. С. Казура собирает на Поставщине народные песни, обрабатывает их, пишет оперу «Возвращение», в финале которой использует мелодии традиционной белорусской жатвенной песни [75,c.39].

Важная роль в сохранении белорусской народной музыки в межвоенный период принадлежит польскому композитору и дирижеру Людомиру Михалу Роговскому (1881-1954) (Приложение 24), который родился в Люблине в семье финансиста, где он с детства слышал музыку в исполнении родителей: отец играл на скрипке, а мать, ранее проживавшая на Виленщине, - на фортепиано. Няня Л. Роговского была белоруской и пела ему народные песни. Высшее образование композитор получил сначала в Варшавской консерватории, потом в Лейпциге и Риме.

С 1909 по 1911 г. Л. Роговский живет в Вильно, работает в школе органистов, руководит симфоническим оркестром, знакомится с Я. Купалой и пишет песню на стихи поэта «А хто там ідзе”, которая долго исполняла функцию белорусского национального гимна. В 1911г. он выезжает в Париж, но по-прежнему в своем творчестве использует белорусские мотивы. В начале 1920-х гг. Л. Роговский приезжает жить в Варшаву, где в 1922 г. пишет “Поганские песни” для мужского хора, а в 1926 г. – либретто к одноактовому балету “Купала”. С декабря 1926 г. Л. Роговский уехал в Хорватию (город Дубровник), где проработал до конца своей жизни [75, с. 44].

Пропагандой белорусской музыки занимался польский композитор Тадеуш Шелиговский (1896-1963) (Приложение 25). Он родился во Львове, где закончил консерваторию по классу фортепиано. В период с 1923 по 1929 гг. Т.Шелиговский работал в Вильно: преподавал историю музыки, активно участвовал в артистической жизни, выступал в качестве одного из основателей Филармонического общества, писал музыкальные рецензии, собирал и обрабатывал белорусские песни.

В 1929 г. Тадеуш Шелиговский выезжает в Париж для совершенствования знаний по композиции и инструментовке. Увлечение белорусским фольклором привело композитора к написанию в 1929 г. “Зеленых песен” для фортепиано. После окончания учебы в Париже Т.Шелиговский преподавал в Познаньской консерватории теорию музыки и композицию, а затем вернулся в Вильно, где работал органистом в костеле Св. Казимира, сотрудничал с белорусским музеем им. И. Луцкевича и писал новые музыкальные композиции. По его инициативе в 1935-1936 гг. на Виленщине были начаты системные исследования белорусского фольклора, а в 1934 г. им была обработана народная песня “Перапёлачка” [75, с.50].

Использовал в своем творчестве белорусский фольклор и ученик Тадеуша Шелиговского уроженец Москвы Роман Подлевский (1915-1944), известный польский композитор, пианист, музыковед и дирижер. Музыкальное образование он получил в Познаньской консерватории. В 1933 г. Р.Подлевский был дирижером хора им. К. Шимановского в Познани. Свой вокальный цикл “Весенние песни”, написанный в 1930-е гг. композитор основал на белорусском фольклоре [75, с.51].

. (Константинович, 1859 – 1924 гг.) (Приложение 26). К. Горский родился в Лиде. Начинал обучение в Гродно. Затем учился в Первой филологической гимназии в Вильно. Музыкальное образование Константин получил в Музыкальном институте Аполинария Кентского в Варшаве, затем в Консерватории в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1881 г. по классу скрипки, получив Большую серебряную медаль и звание «Вольный художник». Его педагогом был известный  скрипач Леопольд Ауэр. Годом позже К. Горский окончил класс композиции и инструментовки русского композитора Николая Римского-Корсакова.

В 1890 г., осуществив долгое (на протяжении 8 лет) путешествие по России и Грузии, через Пензу, Саратов и Тифлис 1, где прожил четыре года, Константин Горский прибыл в Харьков, где прожил 29 лет. Этот период в жизни композитора стал временем активной деятельности. Ему удавалось совмещать педагогическую деятельность (преподавал в Харьковском музыкальном училище, одним из его учеников здесь был будущий известный советский композитор Исаак Дунаевский) с общественной (был одним из основателей культурного товарищества «Дом Польский» в Харькове) и занимался концертной деятельностью (был дирижером симфонического оркестра, а также руководил костельным и польским хорами, основанными им же в католическом приходе). При этом Константин Горский оставался любимым публикой скрипачом и интерпретатором произведений других композиторов, за что пользовался у них большим уважением.

Пережив в Харькове две революции и голод, не видя дальнейшей возможности продолжать здесь свою творческую деятельность, К. Горский вместе с семьей перебрался в Польшу. Сначала в Варшаву, а затем в Познань, где в должности концертмейстера оркестра Большого театра им. Ст. Манюшки проработал до конца жизни.

Уже после смерти композитора на сцене театра была поставлена его опера “Маргер” (Приложение 27), написанная им в 1905 г. [62, с.27]. Опера “Маргер” является подтверждением того, что музыкальное наследие К. Горского свидетельствует о крепких связях белорусской культуры с польской. Она дает наиболее весомые выводы для выявления “белорусского субстрата” творчества композитора. Написанная по мотивам одноименной поэмы В. Сырокомли (Л. Кондратовича) опера “Маргер” рассказывает о героическом эпизоде из летописной истории Великого Княжества Литовского XIV в. Музыкально-литературный текст (Горский является либреттистом оперы) отражает любовь представителей вражеских сторон (девушки Эгле и крестоносца Рансдорфа). О связях с белорусской культурной традицией говорит присутствие в «Маргере» образа Немана, хоровой песни литовских девушек (один из наиболее самобытных фрагментов оперы), а также использование в поэтике балладности. Многие особенности оперы К. Горского станут характерными для белорусской оперы, которая рождается в 1930-е гг., поэтому она выступает как «предвестник» белорусской национальной оперы ХХ века [1].

Информация о работе Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)