Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:31, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.
Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:
- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;
- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;
- определить место белорусской национальной музыки в творчестве польских композиторов;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16
ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60
Музыкальные самодеятельные коллективы (хоры, оркестры) были организованы и в других учебных заведениях Западной Беларуси. Так, в 1920 - 1930 гг. свой оркестр существовал при Свислочской учительской гимназии, первым руководителем которого стал С. Бонецкий. Позже оркестром руководили Леонард Хильмон и Эдуард Гойлик (белорусско-польский композитор, музыкальный педагог, хормейстер, позже профессор высшей школы в Белостоке, уроженец д. Воробейки Свислочского района) [78, с.138]. Оркестр выступал на всех мероприятиях, проходивших в семинарии и местечке: на выступлении ученической дружины скаутов, играл траурный марш Ф. Шопена на похоронах бывшего директора семинарии Болеслава Бориса и общественного деятеля Свислочи, аптекаря Яна Стрелковского и т.д. [78, с.88].
В музыкальной художественной самодеятельности принимали активное участие рядовые жители Западной Беларуси, которые на любительском уровне исполняли белорусские народные песни, передавали их собиравшим белорусский народный музыкальный материал фольклористам. Архивные материалы оставили нам имена лишь некоторых из них. Среди них была тетка Г. Ширмы З. Хворост (Приложение 21). Композитор был увлечен уникальностью этой одаренной крестьянки из д. Котёлки и записал от нее 150 песен [34, с.20].
Активной участницей художественной самодеятельности д.Заполье Новогрудского повета (ныне Кореличский район) в 1922 г. была Феофания Леонтьевна Ракевич. В это время она пела в хоре, участвовала в драматическом кружке. После окончания Несвижской учительской семинарии в 1932 г. она организовывает хор взрослых, а в 1939 г. хоровой кружок в Озерницкой школе на Слонимщине [33, с.18].
Становлению самодеятельного хора в д. Большое Подлесье (Ляховичской район), созданного в 1926 г., содействовали его участники-местные жители Вера и Ольга Федчик, Валентина и Вера Проневичи, Татьяна Шахмуть, Мария Ксенжик, Елена Бетина. Они выступали на клубных сценах Баранович, Ляхович, Новогрудка, Ганцевич [38].
Развитию самодеятельной музыкальной культуры в Западной Беларуси художественная жизнь поляков и их культурно-просветительная деятельность. Польские власти еще в начале 1920-х годов обратили внимание на то, что среди населения западно-белорусских земель отмечается слабое присутствие поляков (в сравнение с белорусским большинством), а также недостаточный уровень их общей культуры. Этот факт диктовал необходимость активизации усилий не только польских государственных структур, но и разносторонних польских общественных организаций, учреждений в направлении активизации культурной жизни «кресовых поляков», расширения польской культуры, образования, языка [10, с.149.].
Одной из организаций, которая занималась вопросами художественной самодеятельности, являлся Союз народных театров и хоров (Związek teatrow i chorow ludowych). В 1930 г. было создано третье (после Люблина и Познани) его управление – в Бресте. При нем возникли музыкально-хоровые и театральные группы. Кроме управления в Бресте, в первой половине 1930-х гг. были основаны 4 отдела Союза в Брестском, Пинском, Косовском поветах [20].
Полесский Союз народных театров и хоров охватил своей деятельностью почти половину учителей польских общественных школ. При помощи Главного управления военной подготовки на железной дороге в Бресте был образован любительский передвижной театр “Przodownica” (“Передовик”). Среди его основных задач были определены следующие: ежегодно ставить 20 постановок этнографической и исторической тематики, классического репертуара, детских произведений, а также оказывать инструкторские услуги и консультации относительно работы клубов (светлиц), самодеятельных коллективов, организовывать соответствующие курсы [21].
Этнографические постановки театра “Передовик” (песни и танцы, в том числе и полесские) пользовались неизменной популярностью. Только в первой половине 1934 г. театр осуществил более 300 постановок. Предпринимались попытки приобрести постоянную сценическую площадку в Бресте и Пинске, но безрезультатно [21].
Полесский союз народных театров и хоров вместе с другими польскими общественными организациями, местными органами власти организовал в январе 1938 г. в Бресте общественный театр имени Ю. Немцевича, где актерские группы работали под руководством режиссера В. Выгоновского. Свою деятельность театр развернул не только в Бресте, но и на территории всего Полесского воеводства, а также в Белостокском и Люблинском воеводствах [19].
Оперно-концертная секция польского Музыкального общества в Бресте регулярно проводила музыкальные вечера. Местный хор, балетная труппа, оркестр исполняли классические произведения польской и всемирной классики – «Галька», «Страшный двор» С. Манюшко, «Травиата» Д. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского. Перед местной публикой выступали также известные деятели польского искусства З. Пининская, Б. Костшевская и др. [22].
Музыкальное общество в Бресте было инициатором открытия в 1937 г. частной музыкальной школы имени Кароля Шимановского. Школа существовала на родительские средства. Не все родители могли платить деньги за уроки (т.к. у многих денег просто не было). Поэтому расплачивались кто чем мог - ведром картошки, десятком яиц. Школа занимала одноэтажное здание на пересечении бывших улиц Кобринской и Широкой (теперь это Пушкинская и бульвар Космонавтов). Одним из организаторов этой школы стал Николай Алексеевич Демченко, человек, страстно влюбленный в музыку, в свое дело. Он же стоял у истоков создания государственных музыкальной школы и училища, открытых в 1939 году.
Первым директором школы был Григорий Ефимович Шубик, а Николай Алексеевич стал завучем. Он вел преподавание игры на домре, четырехструнной мандолине, семиструнной гитаре, балалайке, а также хор и хоровое дирижирование [4]. Кроме музыкальной школы в Бресте, накануне Второй мировой войны в западно-белорусских землях действовали еще 3 польские музыкальные школы – в Пинске, Новогрудке, Барановичах (из 149 во всей Польше) [23].
С середины 1930-х гг. началась работа Виленского союза народных театров и хоров. Целью организации являлась пропаганда польской культуры. Организацией польских народных театров, хоров, оркестров занимались и другие польские общественные организации. В 1934/1935 учебном году на территории Виленского школьного округа было 206 постоянных и 1125 временных театральных коллективов, которые организовали 4611 представлений, а также 628 хоров. Наибольшее количество театральных (хоровых) коллективов было зафиксировано в следующих поветах: Виленском и Молодеченском - 137 (60), Лидском – 135 (61), Столбцовском и Несвижском – 132 (62) [18].
Польскоязычный репертуар самодеятельных коллективов был доминирующим. Однако, учитывая тот факт, что белорусское население недостаточно знало польский язык, в репертуар включались и некоторые белорусские произведения. Вместе с тем, нельзя говорить о позитивном отношении польских властей к белорусской культуре и языку, хотя бы потому, что в апреле 1936 г. польские власти поддержали основание Союза народных театров и хоров как наиболее удачную организационную форму для распространения польского языка в повседневной культуре.
Повседневная культурно-образовательная работа в западно-белорусских землях происходила в клубах (светлицах), в которых создавались оркестры, хоровые и другие художественные коллективы. Так, в отчете школьного инспектора г. Гродно Мрочковского по всему поветовому округу за 1936/37 учебный год отмечалось, что в округе велась систематическая культурно-просветительная работа. В действующих польских образовательных учреждениях основными формамии этой работы были: деятельность народных театров и хоров; организация спортивных соревнований, посвященных народным и государственным торжествам; празднование весенних молодежных праздников, поездок и т.д. [24].
Ежегодно велась внешкольная просветительная работа, результаты которой докладывались школьному инспектору округа. Из этих отчетов следует, что внешкольная работа включала в себя и работу хоров (как школьных, так и учительских), выездные концерты в школы и клубы (светлицы) соседних деревень. Из отчета поветовой школы в Мацевичах школьному инспектору г. Гродно от 14 июня 1933 г. следует, что во время торжества, посвященного окончанию 1932/33 учебного года в школу были приглашены учащиеся из д.Заневичи. Помимо школьного театра выступил хор, который пел “За нашым борам” и множество других песен (преимущественно польских) [25].
В 1936/37 учебном году в Гродненском школьном округе при светлицах и народных домах действовало 17 хоров [27], а в самом Гродно был организован кружок пения для городских учителей, который в 1922 г. посещало более 70 человек [26].
Анализ деятельности исполнителей и самодеятельных музыкальных коллективов, содержания их выступлений позволяют утверждать, что своим исполнительским творчеством они внесли весомый вклад в развитие как музыкального искусства, так и белорусской национально-культурной жизни всей Западной Беларуси в межвоенный период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественное осмысление прошлого – одна из самых интересных, сложных и всегда актуальных задач, которые стоят перед каждым поколением исследователей. Наряду с театром музыка является видом искусства, которое выполняло и выполняет свои многочисленные культурные, социальные, эстетические функции общества, влияет на историческое развитие каждой нации, содействует укреплению самосознания народа.
Несмотря на сложные условия развития западнобелорусской музыкальной культуры в 20-30 гг. ХХ в. (тяжелое социально-экономическое положение белорусских городов и деревень, репрессии со стороны польских властей по отношению к деятелям белорусского национально-освободительного движения, активная политика полонизации, недостаток соответствующих кадров и учебных заведений), развитие ее не останавливалось. Музыкальное искусство стало важным фактором национальной консолидации белорусов и развития национального самосознания в межвоенный период.
Рассматривая историю музыкальной культуры Западной Беларуси в 1920 – 1939 гг., можно убедиться, что она развивалась как разносторонний и противоречивый, но единый музыкально-исторический процесс. Содержательно этот процесс включал следующие компоненты: а) развитие основ музыкального профессионализма; б) развитие музыкально-культурной сферы и видов деятельности – от музыкальной жизни, творчества и исполнительства до музыкального образования и музыкально-теоретических исследований, в основном связанных с изучением белорусского и приграничного музыкального фольклора; в) популяризация народной песни как главного средства распространения национально-отличительной музыкальной культуры белорусов; г) широкая культурно-просветительская деятельность, в первую очередь, общественных организаций, существенно важная в условиях фактического запрета белорусской национальной культуры; д) деятельность польских музыкантов и композиторов по сохранению белорусской национальной музыки; е) постоянное взаимодействие и взаимовлияние представителей белорусской и польской культур западнобелорусского региона.
В 1920 – 1930-е годы в Западной Беларуси продолжает складываться система музыкальных жанров, были написаны и исполнялись множество произведений, которые сегодня имеют не только познавательную, но и огромную художественную ценность. Они интересны как памятники культуры своего времени и являются хранителями художественно-исторического наследия народа. К ним проявляли интерес все слои населения данного региона – от интеллигенции до народных масс, которые участвовали в создании, исполнении, распространении, восприятии и сохранении этих ценностей.
В зависимости от потребностей самой культуры западно-белорусского народа и актуальности времени, а также внутриполитической обстановки Польского государства менялись внутреннее содержание, формы существования и внешние ориентиры ее музыкальной культуры. Однако она оставалась самобытной, целостной и открытой для внешних связей системой. О самобытности западнобелорусской музыки свидетельствуют факты включения в свой репертуар народных песен как самодеятельными и профессиональными коллективами, так и композиторами – А. Гриневичем, Г. Ширмой, К. Галковским, А. Волынчиком, П. Карузой, позже А. Шидловским.
Через грамзаписи, радиоконцерты, публичные выступления М. Забейды-Сумицкого и Павла Прокопени по всему миру зазвучал золотой фонд белорусской вокальной музыки, созданный в межвоенный период. А присутствие белорусских народных песен и мелодий в произведениях польских композиторов С. Казуры, Л. Роговского, Т. Шелиговского, Б. Рутковского свидетельствует о тесных связях между двумя народами.
В том, что на ниве музыкальной культуры Западной Беларуси (как и некоторых других регионов, в частности, Украины, Литвы и Польши) осуществлялось освоение, органичное и творческое преобразование важнейших норм западной культуры, убеждает творчество польского композитора Кароля Шимановского. О переосмыслении и «иммиграции» народных музыкально-стилевых явлений говорит анализ творчества композиторов Яна Тарасевича и Константина Горского.
Важно подчеркнуть и то, что на развитие западнобелорусской музыки данного периода немаловажное значение оказывали такие религиозные деятели, как Кастусь Кислый. И поскольку она функционировала и развивалась на пограничье двух миров – восточно-православного и западно-католического, она сложилась как культура полинациональная и поликонфессиональная, в которой существовали и взаимодействовали разные этнорелигиозные традиции. Об этом свидетельствуют факты наличия церковных православных и католических хоров на территории Западной Беларуси.
Но между тем необходимо отметить и то, что для музыкальной культуры Западной Беларуси межвоенного периода не была характерна тенденция к созданию новых жанрово-стилевых направлений, как и воплощения и завершения уже существующих. В ней так же не проявилось стремление выделить собственную национально отличительную творческую школу, хотя именно Вильно стал городом, откуда вышли лучшие музыканты, исполнители и композиторы Западной Беларуси
Белорусское музыкальное искусство – это особая сфера художественной деятельности, получившая особое развитие в ХХ веке благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и разносторонней направленности, объединенных идеей создания национального искусства с ориентацией на лучшие традиции всемирной культуры. Многие художественные процессы в музыкальном искусстве не получили еще своего завершения, не полностью выявлены, однако, уже сегодня понятно, что белорусская музыка существует как явление.
Информация о работе Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)