Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:23, доклад
Любому педагогу-музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой, как таковой, и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. В любом музыкальном обучении важнейшими компонентами являются развитие музыкального мышления и предотвращение или коррекция ошибочных действий. В мышлении человек способен отражать не только действительные события или явления, но и будущие. Поэтому с категорией мышления связана способность человека творчески преобразовывать мир. Процесс музыкального обучения соединяет воедино две главные сферы психической активности учащегося – интеллект и эмоции.
« Развитие мышления у младших школьников посредством творческих заданий на уроке по специальности»
(народные инструменты)
чем больше опыта и знаний, тем
И научить рассуждать, развить
музыкальное мышление на
Любому педагогу-музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой, как таковой, и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. В любом музыкальном обучении важнейшими компонентами являются развитие музыкального мышления и предотвращение или коррекция ошибочных действий.
В мышлении человек способен
отражать не только
Процесс музыкального обучения соединяет воедино две главные сферы психической активности учащегося – интеллект и эмоции.
Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.
Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний. Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.
Виды музыкального мышления:
Как эти виды мышления формируются и какими методами можно пользоваться на первоначальном этапе обучения на уроках специальности, мне хотелось бы поговорить сегодня.
К художественно-творческим
Обучение игре на русских
Думаю, многим нравится заниматься с первоклассниками за их непосредственность, открытость ко всему новому и отзывчивость. На нашем отделении молодеет возраст обучающихся (если раньше это были дети 9-11 лет, то теперь-7-8) и этим мне все больше нравится. «Чем же?»,-спросите вы-«ведь он и пяти минут не выдерживает от непривычной посадки за инструментом, иногда и под тяжестью инструмента?» Возможностью заниматься творчеством во время смены вида деятельности. Именно оно – творчество, поможет не отпугнуть, не разочаровать, а увлечь, мотивировать на учебный процесс, поможет стать думающей, мыслящей личностью, посредством заданий, на первый взгляд, очень простых, но в системном подходе от «простого» к « сложному», дающих огромные результаты. Я не тороплюсь сажать малыша за инструмент.
На первом уроке-знакомстве и на последующих занятиях учащийся знакомится со звучанием инструмента, слушая детские песенки, народные мелодии различных эпох понятные и доступные, а значит пока и не очень сложные. Можно воспользоваться записями с детских конкурсов. Но ограничиваться только иллюстрациями тоже не допустимо. Задача педагога – увлечь ребенка процессом прослушивания, обсуждения с ним характера произведений, конечно же на его уровне восприятия: какая она – веселая или грустная, быстрая или медленная, а может быть она похожа на стучащий за окном осенний дождь? Такие прослушивания побуждают мыслить и воображать, развивать наглядно-образное мышление.
Б.В. Асафьев считал, что для развития восприятия, понимания музыкального языка различных эпох необходимо формирование музыкального мышления, умения мыслить «звуковыми представлениями». «…Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии, - писал он. – Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Формированию слуховых навыков, по мнению Б. В. Асафьева, весьма способствует метод сравнения, который соответствует самой природе музыки, наличию в ней контраста, тождества и повторяемости. Развитие восприятия, понимания музыки должно идти от простых сопоставлений музыкальных явлений к более сложным и начинаться с самых первых шагов обучения.
Именно
на начальном этапе
Для формирования правильной посадки и постановки рук у струнников, знакомства с расположением клавиш на баяне, активно используется метод «зеркального отражения». При использовании этого метода у маленького исполнителя с самых первых шагов обучения вырабатывается правильная посадка, развивается зрительная память и мышление. Ведь, играя на баяне, мы не имеем возможности видеть клавиатуру, мы должны запомнить расположение клавиш, положение руки, каждый пальчик должен встать на свое место, т.е. играем «наощупь». Играя на домре, мы можем контролировать и анализировать движения рук, используя зрительную память и свои физиологические ощущения.
Так почему же мы начинаем
свой первый урок с игры? Потому
что нельзя забывать о том,
что перед нами вчерашний
Поэтому с самого первого урока должна вступить в силу одна из двух мотивационных структур общения – кооперации и взаимного удовлетворения. Для этого крайне необходимо выработать у учащегося положительное отношение к педагогу, только в этом случае педагог сможет оказывать заметное воздействующее влияние на ученика
Но вернемся на самый первый урок, где учащийся должен не только слушать музыку, но и попробовать сыграть! Играть, не умея и не зная нот! Предлагается поиграть с ним в игру, которая условно называется « Песенка из имен». Ученик играет на любой струне, клавише песенку из имен знакомых ему ребят, папы, мамы, учителя, что не совсем бывает просто, например: « Ма-ша», «Ка-тя», «Ре-на-та», «Лю-бовь Ва-лен-ти-нов-на», где каждый слог сопровождается одним движением-ударом, нажатием клавиши. Инструмент может находиться в руках педагога, но можно дать его подержать и ребенку – ведь ему так хочется поиграть самому! Малышам очень нравится эта игра, они с удовольствием припоминают все новые и новые имена.
При проигрывании
Технический процесс для ученика должен быть постоянно интересен. Наряду с изучением художественных произведений ученик должен систематически работать над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды и проч.), предназначенным для развития специальных навыков. Лучше исключить из педагогической практики механические методы, при которых ученик "автоматически" повторяет многочисленные упражнения, не зная их цели и конечного результата. Компетентный педагог знает, что успехи невозможны, пока учащиеся не втянутся в свои упражнения; он владеет особым секретом сделать так, чтобы ученику понравилось заниматься. Вернусь к тому, что не мыслю обучение без сравнительных образов как в пьесах, так и в упражнениях, как в с младшими, так и со старшими учащимися. Название этим упражнениям я предлагаю придумать самим детям или помогаю в этом, опираясь на наглядное и слуховое представление . Такие упражнения, как «Змейки» (короткие и длинные)способствуют развитию самостоятельности и независимости каждого пальца левой руки у струнников, учат рациональным движениям, хорошей координации, а главное очень любимы детьми. Они с нетерпением хотят подражать исполнению педагога и прилагают больше усилий в занятиях. Тем, кто занимается с детьми, особенно важно обладать способностью заинтересовать, так как иногда дети, имевшие пламенное желание учиться, после третьего, четвертого урока разочаровываются, встретившись с трудностями. Однако это не значит, что от упражнений следует отказаться. Они необходимы, потому что усвоение любого навыка невозможно без них.
Малыш – первоклассник гораздо
лучше воспринимает слухом
Использование стихов, созвучной музыки, тематической направленности помогает лучше усвоить материал и понять художественный образ. Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен.
Слайды-Ребусы: На начальном этапе обучения, на уроке по специальности ребенок много рисует и слушает. Если говорить о развитии мышления, то здесь оно налицо: ученик рисует, например, «помидор», записывает это слово, находит в нем нотки ми и до и пишет их на нотном стане. Создается проблемная зона, которая требует мыслительного разрешения. Таким же образом мы сочиняем сказочные истории в нотках, это замечательный способ мотивации на учебный процесс. На протяжении всего первого года обучения на уроках звучат несложные, но сюжетные произведения, которые обсуждаются и также зарисовываются.
Дети, безусловно, любят отгадывать
различные загадки, находить
Необязательно предлагать детям разгадывать
ребусы, намного интересней будет вместе
с ними или самостоятельно их составлять.
Таким образом, каждый ребенок продемонстрирует
свою индивидуальность и узнает другие
методы решения, которые предложит ему
педагог.
Большую роль в начальной музыкальной педагогике с детьми играет подбор такого музыкального материала, в котором бы отражались цельность и ясность музыкальной мысли, конкретность музыкальных образов, яркость, такой материал легче воспринимается ребенком и обеспечивает его полноценное художественное развитие. Образы тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть простыми, понятными, близкими детскому сердцу. Произведения, используемые в работе с детьми, должны быть содержательными и занимательными по сюжету; мелодичными; простыми по форме и доступными по содержанию, способные возбудить в них чувство сопереживания и порывы к творчеству.