Развитие мышления у младших школьников посредством творческих заданий на уроке по специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Любому педагогу-музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой, как таковой, и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. В любом музыкальном обучении важнейшими компонентами являются развитие музыкального мышления и предотвращение или коррекция ошибочных действий. В мышлении человек способен отражать не только действительные события или явления, но и будущие. Поэтому с категорией мышления связана способность человека творчески преобразовывать мир. Процесс музыкального обучения соединяет воедино две главные сферы психической активности учащегося – интеллект и эмоции.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

« Развитие мышления у младших школьников посредством  творческих заданий на уроке по специальности»

(народные  инструменты)

                                                                                   “Пустая голова не рассуждает:

                                                                   чем больше опыта и знаний, тем

                                                                     более способна она рассуждать”.

                                                                                                        П. Блонский                                                 

 И научить рассуждать, развить  музыкальное мышление на уроках  основного музыкального инструмента  – первоочередная задача преподавателя .

       Любому педагогу-музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой, как таковой, и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. В любом музыкальном обучении важнейшими компонентами являются развитие музыкального мышления и предотвращение или коррекция ошибочных действий.

        В мышлении человек способен  отражать не только действительные  события или явления, но и будущие. Поэтому с категорией мышления связана способность человека творчески преобразовывать мир. 

        Процесс музыкального обучения соединяет воедино две главные сферы психической активности учащегося – интеллект и эмоции.

       Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

          Музыкальное мышление включает  в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний. Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.

Виды  музыкального мышления:

  1. Наглядно-образное мышление (слушатель);
  2. Наглядно-действенное мышление (исполнитель);
  3. Абстрактно-логическое (композитор).

 

Как эти виды мышления формируются и какими методами можно пользоваться на  первоначальном этапе обучения на уроках специальности, мне хотелось бы поговорить сегодня.

 

        К художественно-творческим видам  деятельности относится и исполнительская  деятельность музыканта. Музыкальное исполнительство есть особый вид интеллектуальной деятельности, близкой к мышлению и, наряду с этим, протекающей в иных формах и по другим законам. Важнейшая задача науки об исполнительстве состоит в том, чтобы, раскрывая закономерности музыкального игрового процесса, можно было бы своевременно намечать наиболее перспективные пути воспитания художественного и музыкально-технического мастерства обучаемых, успешно реализовывать намеченное.

        Обучение игре на русских народных  инструментах, доступно всем без исключения. Степень музыкальной одаренности на первоначальном этапе также не имеет существенного значения. Многолетняя практика показывает, что абсолютно не способных людей к музицированию нет, а тех скромных задатков, которыми обычно обладают даже самые, на первый взгляд, не музыкальные дети вполне достаточно, чтобы начать обучение. Неумение показать при прослушивании внешними средствами наличие таких музыкальных навыков, как: 1) реагировать на сопоставление звуков по высоте и продолжительности; 2) воспроизведение по памяти мелодического оборота, скорее говорит об отсутствии навыков подобного рода деятельности, чем о самих данных. Особенно это касается детей младшего школьного возраста, которых мы видим на прослушиваниях при поступлении в школу. 

 Думаю, многим нравится  заниматься с первоклассниками за их непосредственность, открытость ко всему новому и отзывчивость. На нашем отделении молодеет возраст обучающихся (если раньше это были дети 9-11 лет, то теперь-7-8) и этим мне все больше нравится. «Чем же?»,-спросите вы-«ведь он и пяти минут не выдерживает от непривычной посадки за инструментом, иногда и под тяжестью инструмента?» Возможностью заниматься творчеством во время смены вида деятельности. Именно оно – творчество, поможет не отпугнуть, не разочаровать, а увлечь, мотивировать на учебный процесс, поможет стать думающей, мыслящей личностью, посредством заданий, на первый взгляд, очень простых,  но в системном подходе от «простого» к « сложному», дающих огромные результаты. Я не тороплюсь сажать малыша за инструмент.

На первом уроке-знакомстве и на последующих занятиях учащийся знакомится со звучанием инструмента, слушая детские песенки, народные мелодии  различных эпох понятные и доступные, а значит пока и не очень сложные. Можно воспользоваться записями с детских конкурсов. Но ограничиваться только иллюстрациями тоже не допустимо. Задача педагога – увлечь ребенка процессом прослушивания, обсуждения с ним характера произведений, конечно же на его уровне восприятия: какая она – веселая или грустная, быстрая или медленная, а может быть она похожа на стучащий за окном осенний дождь? Такие прослушивания побуждают мыслить и воображать, развивать наглядно-образное мышление.

          Б.В. Асафьев считал, что для  развития восприятия, понимания  музыкального языка различных эпох необходимо формирование музыкального мышления, умения мыслить «звуковыми представлениями». «…Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии, - писал он. – Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Формированию слуховых навыков, по мнению Б. В. Асафьева, весьма способствует метод сравнения, который соответствует самой природе музыки, наличию в ней контраста, тождества и повторяемости. Развитие восприятия, понимания музыки должно идти от простых сопоставлений музыкальных явлений к более сложным и начинаться с самых первых шагов обучения.          

        Именно  на начальном этапе музыкального  обучения учащиеся (обычно это  дети от семи до десяти лет)  овладевают сложными навыками  постановки, вырабатывают начальные  навыки игры на инструменте,  усваивают в элементарном виде  почти все основные приемы исполнительской техники. Этот процесс усвоения первоначальных навыков игры на инструменте взаимосвязан с развитием у учащихся многообразных слуховых, метроритмических и музыкально-художественных представлений, которые они приобретают на занятиях с педагогом по специальности. Образно говоря, в первые два-три года обучения музыканта начинается закладка фундамента его музыкальных представлений, знаний и исполнительских навыков.

         Для формирования правильной  посадки и постановки рук у  струнников, знакомства с расположением клавиш на баяне, активно используется метод «зеркального отражения». При использовании этого метода у маленького исполнителя с самых первых шагов обучения вырабатывается правильная посадка, развивается зрительная  память и мышление. Ведь, играя на баяне, мы не имеем возможности видеть клавиатуру, мы должны запомнить расположение клавиш, положение руки, каждый пальчик должен встать на свое место, т.е. играем «наощупь». Играя на домре, мы можем контролировать и анализировать движения рук, используя зрительную память и свои физиологические ощущения.

          Так почему же мы начинаем  свой первый урок с игры? Потому  что нельзя забывать о том,  что перед нами вчерашний дошкольник, который познавал и познает  окружающий его мир через игру. Большую роль играет использование творческих заданий на первом этапе обучения. Во-первых, они способствуют возникновению интереса к занятиям, во-вторых, маленький ученик не может заниматься долго одним видом деятельности, а лучший вид отдыха – это смена деятельности. Можно немного поучить новые пьесы, немножко поотгадывать загадки, послушать игру педагога, посочинять. Дети, как правило, живо откликаются на творчество. «… Главное… не результат творчества, не погоня за числом сочинений, а сам процесс работы над ними. Так же и в игре на инструменте – на начальной стадии обучения интерес заключается не в том, чтобы сыграть что-либо, а в том, что он может сам извлекать звуки; в том, что он сам может создавать свою мелодию. Творческие задания могут быть самые разнообразные: сочинить окончание мелодии, придумать свой вариант предложенной педагогом пьесы, сочинить мелодию. Все эти задания говорят о развитии абстрактно-логического мышления.

        Поэтому с самого первого урока должна вступить в силу одна из двух мотивационных структур общения – кооперации и взаимного удовлетворения. Для этого крайне необходимо выработать у учащегося положительное отношение к педагогу, только в этом случае педагог сможет оказывать заметное воздействующее влияние на ученика

           Но вернемся на самый первый урок, где учащийся должен не только слушать музыку, но и попробовать сыграть! Играть, не умея и не зная нот! Предлагается поиграть с ним в игру, которая условно называется « Песенка из имен». Ученик играет на любой струне, клавише песенку из имен знакомых ему ребят, папы, мамы, учителя, что не совсем бывает просто, например: « Ма-ша», «Ка-тя», «Ре-на-та», «Лю-бовь Ва-лен-ти-нов-на», где каждый слог сопровождается одним движением-ударом, нажатием клавиши. Инструмент может находиться в руках педагога, но можно дать его подержать и ребенку – ведь ему так хочется поиграть самому! Малышам очень нравится эта игра, они с удовольствием припоминают все новые и новые имена.

            При проигрывании первоначальных  упражнений,  состоящих из одного или двух звуков, я широко использую метод ритмической словесной подтекстовки(например упражнение для правой руки «тик-так»дает возможность сравнить свою игру с ходом часов, которые всегда должны идти ровно, также ровно должны звучать удары вниз-вверх, осваивая прием игры спикато на домре или апояндо, тирандо у гитаристов. В упражнениях для левой руки «молоточки», «узелки» вырабатываются активные двигательные навыки, способствующие хорошей артикуляции звука.

 Технический процесс  для  ученика должен быть постоянно  интересен. Наряду с изучением художественных произведений ученик должен систематически работать над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды и проч.), предназначенным для развития специальных навыков. Лучше исключить из педагогической практики механические методы, при которых ученик "автоматически" повторяет многочисленные упражнения, не зная их цели и конечного результата. Компетентный педагог знает, что успехи невозможны, пока учащиеся не втянутся в свои упражнения; он владеет особым секретом сделать так, чтобы ученику понравилось заниматься. Вернусь к тому, что не мыслю обучение  без сравнительных образов как в пьесах, так и в упражнениях, как в с младшими, так и со старшими учащимися.  Название этим упражнениям я предлагаю придумать самим детям или помогаю в этом, опираясь на наглядное и слуховое представление . Такие упражнения, как  «Змейки» (короткие и длинные)способствуют развитию самостоятельности и независимости каждого пальца левой руки у струнников, учат рациональным движениям, хорошей координации, а главное очень любимы детьми. Они с нетерпением хотят подражать исполнению педагога и прилагают больше усилий в занятиях. Тем, кто занимается с детьми, особенно важно обладать способностью заинтересовать, так как иногда дети, имевшие пламенное желание учиться, после третьего, четвертого урока разочаровываются, встретившись с трудностями. Однако это не значит, что от упражнений следует отказаться. Они необходимы, потому что усвоение любого навыка невозможно без них.

           Малыш – первоклассник гораздо  лучше воспринимает слухом мелодию  со словами, причем со словами  попевок-песенок, близких его  духовному содержанию. Например, песенку «Бобик» со словами: « Вот наш Бобик славный пес! Белый лобик черный хвост» он запомнит быстрее, сыграет лучше, если педагог сам будет исполнять слова под его аккомпанемент. В этом- то и заключается смысл еще одной игры: «Концерт», где выступающими поочередно становятся либо педагог, либо, что особенно важно для ребенка, он сам.

          Использование стихов, созвучной  музыки, тематической  направленности  помогает лучше усвоить материал и понять художественный образ. Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен.

Слайды-Ребусы:  На начальном этапе обучения, на уроке по специальности ребенок много рисует и слушает. Если говорить о развитии мышления, то здесь оно налицо: ученик рисует, например, «помидор», записывает это слово, находит в нем нотки ми и до  и пишет их на нотном стане. Создается проблемная зона, которая требует мыслительного разрешения. Таким же образом мы сочиняем сказочные истории в нотках, это замечательный способ мотивации на учебный процесс. На протяжении всего первого года обучения на уроках звучат несложные, но сюжетные произведения, которые обсуждаются и также зарисовываются.

         Дети, безусловно, любят отгадывать  различные загадки, находить решения  в ребусах. Ребусы с нотами с ответами – это занимательные головоломки, которые станут прекрасной гимнастикой для интеллекта ребенка. Ребус с нотами – очень увлекательное занятие для школьников. С такими ребусами музыкальные занятия будут проходить очень весело и интересно. Ребусы позволяют лучше усваивать материал. Особенно ребусы будут полезны ученикам начальных классов, обучение которых и должно осуществляться в игровой форме, чтобы заинтересовать их и сделать уроки веселее и занимательней, помочь при смене деятельности на уроке. Это не просто игра, которая нравится детям, но и довольно полезное занятие, приносящее нашим детям только пользу. 
Необязательно предлагать детям разгадывать ребусы, намного интересней будет вместе с ними или самостоятельно их составлять. Таким образом, каждый ребенок продемонстрирует свою индивидуальность и узнает другие методы решения, которые предложит ему педагог.

       Большую роль в начальной музыкальной педагогике с детьми играет подбор такого музыкального материала, в котором бы отражались цельность и ясность  музыкальной мысли, конкретность музыкальных образов, яркость, такой материал легче воспринимается ребенком и обеспечивает его полноценное художественное развитие. Образы тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть простыми, понятными, близкими детскому сердцу. Произведения, используемые в работе с детьми, должны  быть  содержательными и занимательными по сюжету; мелодичными; простыми по форме и доступными по содержанию, способные возбудить в них чувство сопереживания и порывы к творчеству.

Информация о работе Развитие мышления у младших школьников посредством творческих заданий на уроке по специальности