Развитие мышления у младших школьников посредством творческих заданий на уроке по специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Любому педагогу-музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой, как таковой, и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. В любом музыкальном обучении важнейшими компонентами являются развитие музыкального мышления и предотвращение или коррекция ошибочных действий. В мышлении человек способен отражать не только действительные события или явления, но и будущие. Поэтому с категорией мышления связана способность человека творчески преобразовывать мир. Процесс музыкального обучения соединяет воедино две главные сферы психической активности учащегося – интеллект и эмоции.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Слайды-Рисунки:(сюжеты и образы пьес)

       Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Музыкальная мелодия должна отличаться простотой, в противном случае искусство остается для детей чуждым элементом и не получит образовательного воспитания. Весьма целесообразно использовать народные мелодии, обладающие простым содержанием, например, доступными пьесами для начинающих являются такие как: «Пойду ль я, выйду ль я», «Кукушечка», «Цыплятки», «Во поле береза стояла», «Там в дали за рекой». Доступными они являются потому, что имеют одноголосную мелодию и простой по смыслу поэтический текст, простую форму.

Задания такого рода, как: «запомнил – записал  – сыграл» в работе с первоклассниками используется также  при смене вида деятельности. Дается музыкальный мотив, фраза, запоминается с 3 – 4 раз, записывается, проставляются пальчики, а затем читается с листа. Все это малыш делает либо с помощью преподавателя, либо самостоятельно. Нельзя не отметить, что дети в этом возрасте - большие выдумщики и фантазеры, которые с удовольствием сочиняют простые мелодии, которыми всегда готовы поделиться с педагогом. Конечно, за это следует обязательно хвалить ученика и подбадривать. Польза от этой работы в целом - многогранна, развиваются абстрактно-логическое мышление и различные уровни памяти:

1.Музыкальная (кратковременная,  слуховая, зрительная, внутреннего  и реального восприятия) ;

2.Представленческая 

3.Мыслительный  и предвосхищающий уровни памяти.

Ребенок незаметно для себя, безболезненно, легко научается самостоятельно работать с музыкальным текстом, как на уроке, так и дома.

          При работе с младшими школьниками  нельзя забывать о поощрении,  о похвале, пусть даже «авансом»  Ведь ему важна не оценка  продуктов его деятельности, ему нужно, чтобы похвалили его самого за то, что он хорошо слушал, он хорошо сыграл. Необходимо использовать такие приемы, как наводящие вопросы, подсказки вполголоса, вопросительный или недоумевающий взгляд, одобряющий кивок и, конечно же – улыбка. Если педагог начинает урок с улыбки, ребенок ответит тем же.

         На уроке по специальности  мы имеем уникальную возможность  общаться с ребенком наедине, а значит имеем возможность глубже познавать его внутренний мир, его проблемы,  помнить об их сильных и слабых сторонах, интересах склонностях, уметь проникнуть в мир ребенка, оптимистически оценивать возможности каждого.

         Предположим, что у ребенка  отсутствует способность самостоятельно  видеть, понимать и творчески решать учебные задачи. Это значит, что педагог ставит себе цель, то есть планирует – научить ребенка формировать умственную самостоятельность (поставить аппликатуру сначала в двух тактах, предложить использовать динамические оттенки по своему усмотрению, выразить свои ассоциации штрихов в рисунке и т. д. Причем этот план работы он должен видеть в системе определенных задач и методов воздействия по мере усложнения их для достижения больших результатов.   

               Несколько слов  следует сказать  и о знакомстве с различными по характеру исполнения и звучания штрихов, о которых мы говорим с учащимися чуть позже. Процесс освоения пройдет гораздо быстрее, легче и продуктивнее, если дети включат воображение и выберут точный способ передачи этой окраски звука, путем грамотного выбора приема игры и атаки звука. У детей возникают определенные ассоциации звучания каждого штриха, формируется грамотное использование нужного штриха в музыкальном произведении. Слайды-Штрихи:

Подведем  итог: чем больше мы побуждаем ребенка на уроке по специальности к самостоятельной деятельности, тем больших результатов мы можем добиться в области творческого развития личности. Известно, что именно у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций легко воспринимают содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие способности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. 

            Педагогика всегда поиск и  творчество. Да, работа с детьми, в какой-то степени импровизация, но это не отменяет и продумывание каждого урока. Учить детей играть на инструменте – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь. Правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях.

 

                                 Список литературы:

  1. Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. – 384 с.
  2. Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 176 с.

 

 

14.11.2013г.                                                                  Составила Воронова Л.В.


Информация о работе Развитие мышления у младших школьников посредством творческих заданий на уроке по специальности