Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В «Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» сказано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать и наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.[38, с. 5]

Изучая стандарты второго поколения, а именно примерные программы по музыке, нельзя не обратить внимания на то, что одной из задач предмета  является формирование и развитие музыкально- творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизация, к разработке музыкально-творческих проектов. [2, с. 122)] А значит надо развивать у младших школьников воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

В каждый период детского развития творческое воображение функционирует особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. В младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, которые помогают понять учебный материал и усвоить его, то есть воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию. 

Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. В дальнейшем появляется творческая переработка. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Без этого ему трудно создавать образы воображения. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создавать новый образ [2, с.202].

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В Новом Государственном стандарте начального общего образования в программах по музыке сделан особый акцент на принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие творческого воображения и личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческого самовыражения. [24, с.4] В связи с этим комплексный подход к воспитанию  творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического воспитания.

Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед школой, а музыкальное искусство, уроки музыки способствуют творческому (креативному) развитию ребёнка. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме.

Научно-теоретические основы развития воображения заложены в трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Челпанова, Д.Б. Эльконина.

Изучению творческого воображения ученика посвящены следующие исследования: В.В. Давыдова, И.С. Дубровиной, Л.С. Занкова, Г.И. Щукиной и др., выявивших важнейшие закономерности в развитии ученика; В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а также Ю.К. Бабанского, Д.Н. Богоявленского, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, М.Н. Скаткина, и др., установивших место и роль творческой познавательной активности ученика в его учебной деятельности.

В работах Л.П. Аристовой, И.Э. Унт, И.Ф.Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. творческое воображение рассматривается как высший уровень познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность, самостоятельность.

Проблема развития творческого воображения была отражена в трудах исследователей в области музыкознания и музыкальной педагогики С.М. Аскеровой, В.И. Петрушина, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпина, Н. А. Терентьева. В них раскрыта структура, роль, место воображения в приобщении к искусству. 

Музыкальное искусство обладает широким спектром художественных средств, способных помочь в развитии воображения. Музыкальная педагогика также накопила значительный методический потенциал для развития творческого воображения детей в процессе музыкально-эстетического воспитания и обучения. Занятия музыкой предоставляют значительные возможности для развития важнейшего механизма личности, каким является творческое воображение. Наука приходит к выводу, что существует специфическое  музыкальное воображение.Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К современному же образованию предъявляются требования не столько увеличивать сумму преподаваемых знаний, сколько развить  эвристические  способности ребенка.

Проблема развития творческого воображения в младшем школьном возрасте средствами музыки представляет собой научный и практический интерес, так как воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяет представлять результат труда до его начала. А в последние годы перед обществом встала актуальная проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. Развитие же творчества необходимо начинать как можно раньше и на таком благодатном материале, как музыка.

Актуальность проблемы развития творческого воображения школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.

Цель работы: определение педагогических условий организации уроков музыки, способствующих развитию творческого воображения.

Объект исследования - содержание и формы музыкальных занятий с младшими школьниками.

Предмет исследования - педагогическое руководство процессом развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: процесс развития творческого воображения будет проходить более эффективно если:

- в существующие педагогические  условия развития творческого  воображения добавить музыкально-эстетическую  составляющую;

- будет происходить отбор  и внедрение в процесс обучения  методов, способствующих актуализации  личностного опыта ученика и  активизации его творческой деятельности;

- если будет организовано проблемное обучение, основанное на интеграции художественного материала трёх видов - музыки, изобразительного искусства, литературы;

-понимание учителем значимости  развития творческого воображения;

-владение учителем диагностическими  и развивающими методиками по данной проблеме;

- будет присутствовать  демократический стиль руководства  при организации обучения, проявление  и учителем, и учениками ярких  положительных эмоций, а также  направленность методов обучения  на создание ситуации успеха для каждого ученика;

- будет высоким уровень  мотивации учения у младших  школьников;

-систематическая работа по решению данной задачи.

Задачи исследования:

- проанализировать научную и методическую литературу по изучаемой проблеме;

- определить наиболее  эффективные формы, методы и педагогические  условия организации учебной  деятельности на уроках музыки  по активизации воображения у  младших школьников;

- разработать методические рекомендации по использованию эффективных форм и методов учебной работы, направленных на развитие у школьников творческого воображения.

Методы исследования:

- теоретический анализ  работ отечественных педагогов, психологов, искусствоведов и музыковедов  по проблеме исследования;

- опытно –практическая работа, наблюдение;

- анализ результатов практической  деятельности и творческих работ  учащихся.

Методологическая основа данной работы:

- выводы ученых из области  общей, возрастной и художественной психологии (Игнатьев Е.И, Немов Р.С., Выготский Л.С., Медушевский В.В.,Петрушин В.И.) об активной роли субъекта в преобразовательной деятельности), о роли эмоциональных переживаний в восприятии произведений искусства, о механизмах взаимовлияния искусства на человека;

- концепции Б.Асафьева, Н.Ветлугиной, Б.Яворского, Н. А. Терентьевой о закономерностях развития детского музыкального творчества;

- метод моделирования  процесса творчества (Л. Школяр, И. Кадобнова, В.Усачёва);

- эмпирические наблюдения  известных музыкантов исполнителей (Игумнов К.Н., Гинзбург Г.Р., Нейгауз Г.Г).

База исследования Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Белебея 

Структура работы включает: введение, две главы, заключение, библиографию.

Глава 1. Проблема развития творческого воображения в педагогической науке и образовательной практике

 

    1. Воображение как психолого-педагогический феномен

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники.

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах