Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что после проведения системы занятий уровень творческого воображения повысился у   человек, это может свидетельствовать об эффективности проведенной работы.

 

Приводим результаты первичной и вторичной диагностики по методике «Вербальная фантазия» в таблице 3.

Таблица 3

 

Результат первичной диагностики по методике

«Вербальная фантазия».

 

Фамилия

Диагностика1

Диагностика2

Уровень развития и динамики

Баллы

1

Абдуназаров Рафаэль

5(средний)

7(средний)

0(средний)

2

Ануфриев Александр

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

3

Бикмухаметов Данис

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

4

Букарева Анастасия

5(средний)

6(средний)

0(средний)

5

Бухарин Владислав

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

6

Квашнина Дарья

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

7

Колпашникова Софья

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

8

Курбанова Рената

3(низкий)

3(низкий)

0(низкий)

9

Ласьков Евгений

7(средний)

7(средний)

0(средний)

10

Мастерова Дарина

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

11

Никитина Дарья

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

12

Никифоров Дима

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

13

Петров Иван

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

14

Питателева Кристина

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

15

Сердюк Никита

3(низкий)

3(низкий)

0(низкий)

16

Семенова Диана

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

17

Степанова Валерия

5(средний)

7(средний)

0(средний)

18

Стрельцова Анна

3(низкий)

5(средний)

+(средний)

19

Ульмаскулова Диана

7(средний)

7(средний)

0(средний)

20

Фиданян Ася

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

21

Филиппова Анна

6(средний)

9(высокий)

+(высокий)

22

Хабиров Тимур

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

23

Цыбров Данил

5(средний)

6(средний)

0(средний)

24

Чернов Сергей

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

25

Шакирова Алина

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)


 

 

Таким образом, данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что после проведения системы занятий уровень творческого воображения повысился у   человек, это может свидетельствовать об эффективности проведенной работы.

 

Приводим результаты первичной и вторичной диагностики по методике «Скульптура» в таблице 4.

Таблица 4

 

Результат первичной диагностики по методике

«Скульптура».

 

Фамилия

Диагностика1

Диагностика2

Уровень развития и динамики

Баллы

1

Абдуназаров Рафаэль

5(средний)

7(средний)

0(средний)

2

Ануфриев Александр

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

3

Бикмухаметов Данис

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

4

Букарева Анастасия

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

5

Бухарин Владислав

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

6

Квашнина Дарья

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

7

Колпашникова Софья

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

8

Курбанова Рената

3(низкий)

3(низкий)

0(низкий)

9

Ласьков Евгений

7(средний)

7(средний)

0(средний)

10

Мастерова Дарина

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

11

Никитина Дарья

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)

12

Никифоров Дима

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

13

Петров Иван

7(средний)

7(средний)

0(средний)

14

Питателева Кристина

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

15

Сердюк Никита

3(низкий)

3(низкий)

0(низкий)

16

Семенова Диана

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

17

Степанова Валерия

5(средний)

7(средний)

0(средний)

18

Стрельцова Анна

3(низкий)

5(средний)

+(средний)

19

Ульмаскулова Диана

7(средний)

7(средний)

0(средний)

20

Фиданян Ася

7(средний)

8(высокий)

+(высокий)

21

Филиппова Анна

6(средний)

9(высокий)

+(высокий)

22

Хабиров Тимур

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

23

Цыбров Данил

5(средний)

6(средний)

0(средний)

24

Чернов Сергей

3(низкий)

4(средний)

+(средний)

25

Шакирова Алина

6(средний)

8(высокий)

+(высокий)


 

 

Таким образом, данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что после проведения системы занятий уровень творческого воображения повысился у   человек, это может свидетельствовать об эффективности проведенной работы.

 

Приводим сводную таблицу динамики полученных результатов по четырём методикам в таблице 5.

Таблица 5

 

Сводная таблица динамики полученных результатов

 

Фамилия

1 методика

2 методика

3 методика

4 методика

Общая динамика

1

Абдуназаров Рафаэль

0

+

0

0

0

2

Ануфриев Александр

+

0

+

+

+

3

Бикмухаметов Данис

+

+

+

+

+

4

Букарева Анастасия

0

0

0

+

0

5

Бухарин Владислав

+

+

+

+

+

6

Квашнина Дарья

+

+

+

+

+

7

Колпашникова Софья

0

+

+

+

+

8

Курбанова Рената

+

+

0

0

+

9

Ласьков Евгений

0

+

0

0

0

10

Мастерова Дарина

+

+

+

+

+

11

Никитина Дарья

+

0

+

+

+

12

Никифоров Дима

+

0

+

+

+

13

Петров Иван

0

0

0

0

0

14

Питателева Кристина

+

+

+

+

+

15

Сердюк Никита

0

+

0

0

0

16

Семенова Диана

0

+

+

+

+

17

Степанова Валерия

+

0

0

0

0

18

Стрельцова Анна

+

+

+

+

+

19

Ульмаскулова Диана

+

+

0

0

0

20

Фиданян Ася

0

+

+

+

+

21

Филиппова Анна

0

+

+

+

+

22

Хабиров Тимур

0

+

+

+

+

23

Цыбров Данил

+

0

0

0

0

24

Чернов Сергей

0

+

+

+

+

25

Шакирова Алина

+

+

+

+

+


 

 

Сводная таблица наглядно демонстрирует позитивные изменения в развитии творческого воображения у большинства испытуемых. Этот факт демонстрирует эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы и подтверждает нашу гипотезу.

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Целью эмпирического исследования было: разработка и апробация системы развивающих занятий по проблеме исследования.

Первым этапом эмпирического исследования была первичная диагностика учащихся с целью выявления уровня развития творческого воображения. С этой целью нами были использованы следующие методики: первая методика «Несуществующее животное», вторая методика тест Г. Дэвиса, третья методика «Вербальная фантазия, и четвертая методика «Скульптура».

Первичная диагностика показала недостаточно высокий уровень развития творческого воображения у испытуемых, поэтому вторым этапом эмпирического исследования была разработка и апробация системы занятий по развитию творческих способностей.

Развитие творческого воображения становится одной из основных задач образования. Для этого нужна специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальные способности каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческого воображения учащихся.

Проведённое исследование показало, что проблема развития творческого воображения актуальна в современной педагогической науке и практики.

На каждом уроке музыки проводились упражнения, способствующие развитию творческого воображения. В процессе выполнения этих творческих заданий каждый учащийся проходил путь: от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства; от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству; от сотворчества к самостоятельному творчеству. Каждое из заданий предполагало: углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения; выработку навыков художественного анализа; активизацию самостоятельного творчества.

На уроках музыки систему творческих заданий мы проецировали в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращались к жизненным примерам, к впечатлениям младших школьников, а с другой- к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации. [34,19]

Использовались такие упражнения как:

  1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой:

а) перевод музыкального образа в пластический – «Снежинки», целью которого было помочь ребенку сознательно обратить внимание на связь средств музыкальной выразительности с характером музыкального образа, проявив при этом творческую фантазию);

б) «Словесное рисование» («Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения»), развивающее воображение, ассоциативное мышление, многогранное постижение художественного образа;

в)«Музыкальное рисование» , суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние, а так же с помощью доступных музыкальных инструментов изобразить движение поезда, топот коня, капли дождя;

г) «Изобразительное воплощение музыкальных образов» («Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков, «Зима» А. Вивальди ).

2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать:

а) Задание: заменить материал из которого сделан персонаж: вместо деревянного человечка человечек стеклянный или ватный ( «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский), где музыкальная характеристика должна соответствовать особенностям материала;

б) Импровизацию на развитие творческого воображения и способности к перевоплощению: спеть песню от имени медведя, лисы, зайца. («Пестрый колпачок» Г. Струве).

3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию её художественной ценности и многомерности, т.е. от частного к общему:

а) По прослушанному музыкальному отрывку сконструировать художественные произведения в целом.

б) Воссоздать отсутствующие в песне слова незнакомой песни ( Цель: развитие творческого воображения).

4. Театрализация (инсценировка песен, пьес), а также нахождение общих свойств предметов, нахождение общих и различных признаков предметов, делать логические выводы, находить действия противоположные по значению, устанавливать ситуативные и причинные связи между событиями, представлять последствия событий, объяснять образное сравнение, анализировать проблемные ситуации, оценивать события с разных сторон и другое. [34, 21-26]

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах