Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

У.: Что же музыка нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную вьюжную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди. Как они называются? Как звучат? Кто исполняет?

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение. Берегите родную природу.

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Урок по теме «Богатырские образы в творчестве композиторов и художников»

1 слайд

Перед уроком учитель открывает презентацию с первым слайдом на котором отображена тема занятия.

Звучит музыка М.П. Мусорского «Богатырские ворота». 

Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель приветствует детей (музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята…», «Здравствуйте, учитель…»). Представляется.

- Мы продолжаем изучать  с Вами большую тему «Музыка  и изобразительное искусство». Сегодня  на уроке мы познакомимся с  великими художественными и музыкальными  произведениями искусства, раскрывающими  образ богатырей.

2 слайд

- Когда речь идет о  музыке, мы говорим, что мы ее  слышим. А как вы думаете, а  можем ли мы ее увидеть? /ответы  детей.

- Давайте попробуем вместе найти ответ на этот вопрос / давайте в этом убедимся (если ответы детей отрицательные/положительные). 

Эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова немецкого писателя Г. Гессе:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

 

3 слайд

Изучение новой темы.

Учитель открывает третий слайд презентации с картиной «Три богатыря» и портретом В.М. Васнецова.

- Обратите внимание на  доску. Знакома ли Вам эта картина? Как она называется? Кто ее  автор? /если дети не отвечают, учитель еще раз повторяет  название картины и имя художника/.

 

4 слайд

Слова учителя:

Под славным городом под Киевом

На тех на степях на Днепровских

Стояла застава богатырская

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и был на заставе Добрыня Никитич млад…

А и был там Алеша Попович млад,

Что из красна города Ростова.

5 слайд

Именно этот былинный рассказ воодушевил В.М. Васнецова на создание своей главной картины в жизни. На ее написание у него ушло почти десять лет.

6 слайд

Учитель просит внимательно рассмотреть картину.

Рассматривание картины обучающимися.

Вопросы учителя:

- Кто изображен на картине? /ответ детей – богатыри, Илья  Муромец, Добрыня Никитич, Алеша  Попович/.

- Каково было  предназначение  богатырей на Руси? /ответы детей  – защитники Родины, отчизны/.

Учитель:

- Совершенно верно. Богатыри  на картине стоят на страже  русской земли. Они охраняют ее  границы.

- Какими качествами характеризуются  богатыри? /ответы детей – сильные, храбрые, смелые, мужественные …./

- Какие цвета преобладают  в картине? /ответы детей –  зеленый, серый, красный/.

Учитель:

- Верно ребята. В соседстве  с темно – зелеными и приглушенными  серыми тонами по краям картины  особенно выразителен неяркий  красный цвет в центре.

- Как вы думаете, какое  настроение передает красный  цвет? /ответы детей – торжественное, тревожное/ Если дети не говорят, учитель подводит их к правильному ответу (радостно – торжественно, кровь – война - тревога).

Учитель:

- Верно, ребята. Богатыри  находятся в боевой тревоге и готовы в любую секунду жизнь положить за свою Родину.

- Каким образом художник  изобразил боевую тревогу богатырей? /ответы детей - Илья Муромец всматривается  вдаль, Добрыня Никитич достает  меч из ножен,  а Алеша Попович  в любую минуту готов пустить  стрелу/.

Учитель:

- А теперь давайте попробуем  представить музыку, подходящую  картине «Три богатыря».

Учитель просит обучающихся рассмотреть словарь эстетических эмоций, который лежит у каждого ребенка на парте.

Словарь эстетических эмоций

Раздел словаря

Слова, отражающие эстетические эмоции

Торжественно

роскошно, шумно, эффектно, величаво

Властно

Твердо, магически, воинственно, сурово

Тяжело

Грузно, неловко, мощно, неуклюже


 

 

- На ваших столах лежит  словарь эстетических эмоций. Выберите пожалуйста те слова, которые подходят по характеру воображаемой музыке о богатырях.

Дети выбирают слова из словаря эстетических эмоций/величаво, твердо, воинственно, сурово, мощно/.

Учитель просит обучающихся рассмотреть средства музыкальной выразительности, которые лежат у каждого ребенка на парте.

 

 

Музыкальная палитра

Средства музыкальной выразительности

Основные характеристики музыкальных средств

Лад

Мажор (радостно), минор (тревожно)

Темп

Быстро, умеренно спокойно, медленно

Регистр

Высокий, средний, низкий


 

 

- На ваших столах находится  таблица со средствами музыкальной  выразительности.

- Какой лад музыки будет  соответствовать картине «Богатыри»? /дети отвечают, минор/.

- Какой темп? /дети отвечают - умеренный, спокойный/

- Какой регистр?/дети отвечают - низкий/

Учитель раскрывает перед учащимися таблицу, заранее приготовленную на передвижной доске маркером.

Сравнительная характеристика

художественного и музыкального образа русского богатыря

 

Художественный образ

Музыкальный образ

характер

лад

темп

регистр

сильные

величаво

минор

умеренный

низкий

храбрые

твердо

     

смелые

воинственно

     

мужественные

сурово

     

торжественное

мощно

     

тревожное

величаво

     

 

 

7 слайд

Учитель:

- Богатырская тема привлекала  не только художников, но и  музыкантов. Русский композитор  А.П. Бородин написал симфонию  № 2. Давайте послушаем ее и  сравним собственный музыкальный  образ богатыря с музыкальным  образом композитора.

8 слайд

Учитель открывает слайд, где изображены богатыри.

Слушание симфонии № 2 (фрагмент 1 части): 1 минута 25 секунд

Учитель: Давайте обратимся к нашей сравнительной таблице. Скажите, совпадает ли созданный нами музыкальный образ русского богатыря с музыкальным образом А.П. Бородина? /ответы детей - да/.

- Как вы думаете, а какое  название имеет симфония № 2 А.П. Бородина? /дети отвечают – богатыри, три богатыря/

Учитель поправляет обучающихся:

- Друзья А.П. Бородина  назвали симфонию героической, богатырской. Это название и закрепилось  за ней.

- Для того, чтобы быть сильными и ловкими, что нужно делать каждый день? /дети отвечают - зарядку/

9 слайд

Физическая минутка

У Ильи богатыря                                 руки к груди

Плечи шире, чем река.                        потянуться, руки в стороны

Далеко Илья глядит.                           руку к бровям

Враг боится и бежит.                          бег на месте

А Добрыня – молодец!                                 руки вперед с противопоставленным большим пальцем

Сильный, храбрый  удалец!                руки полукольцом над плечами

Меч из ножен он достанет                  нагибаются, правая рука от левой ноги вверх

И врага дрожать заставит.                  «фонарики» руками

Вот Алеша встал в дозор.                    руки на талию

Под Алешей – рыжий конь.                 шаг на месте

Тетива струной звенит                          натягивание лука

Шлем на солнышке блестит.                поворот головы вправо - влево

- Ребята, а как вы думаете, может ли ребенок быть богатырем? /дети отвечают «да», другие –  «нет»/

- Сейчас прозвучит песня  композитора Сергея Никитина. Ваша  задача ответить на вопрос, можно  ли назвать маленького трубача, о котором пойдет речь в  песне, богатырем? И если «да», то  почему?

Учитель под фортепиано исполняет песню «Песня о маленьком трубаче».

Обучающиеся слушают.

Учитель:

- Итак, можно ли назвать  маленького трубача богатырем  и почему?

Обучающиеся:

- Да, можно, так как ребенок  совершает подвиг. Маленький мальчик  в трудную минуту поднимает  полк.

Вокально – хоровая работа.

Учитель:

- Сейчас мы разучим  первый куплет песни. Но сначала  распоемся.

Дыхательная гимнастика.

Разучивание первого куплета (на столах у детей слова с песней).

Песня «Песня о маленьком трубаче»

1. Кругом война, а этот маленький…

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах