Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально - игривой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА  РИТМА  У  ДОШКОЛЬНИКОВ  В  МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

                                                                               Выполнила: студентка

                                                                                          3 курса, 303 гр.

                                                                 Руководитель:

                                                                                 преподаватель методики

                                                                                         музыкального развития

 

 

 

 

 

 

Анжеро-Судженск

2012

 

 

Введение

 

На разных исторических этапах становления музыкальной  психологии и педагогики, как и  настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось  много внимания. Но существовали различные  точки зрения. Большое внимание природе  способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин  и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах  деятельности, составляют единую динамическую систему. 

Видный русский  психолог, Б.М.Теплов, подчеркивал, что  каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей, общих и  специальных: «Каждая   способность   изменяется, приобретает качественно  иной характер

в    зависимости    от     наличия   степени   развития   других       способностей»

[26;57]. Б.М. Теплов признавал «….врожденными некоторые особенности, предрасположения человека – задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от  врожденных задатков, но развиваются в процессе музыкальной деятельности» [26;121]. Б.М. Теплов выделяет в качестве основных музыкальных способностей - 3, которые составляют, по  его мнению,  ядро музыкальности:

  • ладовое чувство;
  • музыкально – слуховые представления;
  • чувство ритма.

Н.А Ветлугина, доктор педагогических наук, называет только 2  музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух), по  ее  мнению, указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной    и   слуховой основ

[24; 30]. Н.А Ветлугина считает, что: « Развитие музыкальных способностей возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для определенных способностей. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их развивать, нужны специальные дидактические игры  и игрушки». [4; 93] О возможностях использования музыкально–дидактических игр и пособий в музыкальном воспитании детей и развитии их способностей писала в своих работах доктор педагогических  наук Л.Н. Комиссарова.   

Понимая огромную роль музыкальных  игр в развитии музыкальных способностей дошкольников, воспитатели, тем не менее, очень редко включают эти игры в повседневную жизнь детского сада. В некоторых дошкольных учреждениях  игры используются эпизодически, от случая к случаю. Есть и такие, в которых они совершенно не включаются  воспитателями  в  быт  детского  сада.

       Возникает  противоречие между признанием педагогической и психологической науками необходимости развития музыкальных способностей дошкольников в музыкально игровой деятельности и недостатком использования музыкально – дидактических игр, хороводов, игр с пением в повседневной жизни детского сада. 

         Названное противоречие актуализирует  проблему исследования.

Проблема: Какова эффективность использования музыкально – игровой деятельности в развитии чувства ритма, одной из музыкальных способностей.

Тема: « Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально – игровой деятельности».

Объект: Процесс развития музыкальных способностей  у детей дошкольного возраста.

Предмет: Музыкально – игровая деятельность, как средство развития чувства ритма  у дошкольников,  других  музыкальных способностей.

Цель исследования:  Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования музыкально – игровой деятельности в развитии чувства ритма у дошкольников.

Гипотеза:  Музыкальные игры будут являться  эффективным средством развития музыкальных способностей детей если:

-  работа проводится на диагностической основе;

-  при организации музыкально – дидактических игр учитываются  

   индивидуальные особенности музыкального развития каждого ребенка;

-  воспитатель постоянно, в системе, с постепенным усложнением задач,  

   будет организовывать музыкально – игровую деятельность, и включать

   в нее всех детей, распределяя роли в соответствии с их интересами и  

   индивидуальными возможностями.

Задачи исследования:

  1. Изучить на основе анализа психолого–педагогической и методологической литературы, проблемы развития музыкальных способностей (чувства ритма), через организацию музыкально – игровой деятельности.
  2. Выявить и экспериментально проверить эффективность использования музыкальных игр   в развитие чувства ритма у дошкольников.
  3. Создать сборник  музыкальных    игр    направленных    на       развитие

чувства ритма.

Методы исследования:

  • Теоретический (анализ литературных источников, реферирование).
  • Эмпирический (наблюдения за  музыкально – игровой деятельностью

дошкольников).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

    1. Состояние проблемы развития музыкальных способностей в психолого–педагогической и методологической литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Музыкально  – игровая деятельность, как средство  развития

музыкальных способностей, чувство ритма

 

       Игра  – это один из видов деятельности, значимость которой заключается  не в результатах, а в самом процессе. Игра представляет собой определенную собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности.

       Проблема  игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем  не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во  мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. И по сегодняшний день высказываются взгляды на игру, как деятельность, обусловленную биологическими причинами и, следовательно, имеющую постоянный, вне исторический характер.

       Большинство   современных  ученых  объясняют   игру,  как  особый  вид деятельности,  сложившийся на определенном  этапе развития общества. Высказывались  предположения, что игра возникла  раньше труда. Впервые  с   утверждением о том, что «игра-  это дитя труда», выступил немецкий  психолог и философ В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения  развил русский философ Г.В. Плеханов в работе « Письма без адреса». Г.В. Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По его мнению, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание[ 6; 211]..

       В «  Программе воспитания и обучения  в детском саду» большое значение  придается различным видам игр.  Так, имеются музыкально- дидактические,  игры с пением, игры со словом.

        В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. К музыкальным играм относятся: игры с пением, проводимые под пение воспитателя и детей; музыкально – дидактические игры, как настольно- печатные, так, и подвижные; а также игры со словом. Умение самостоятельно действовать, выполняя задания, позволяет детям лучше и качественнее исполнять музыкально ритмический материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, развитию музыкально – эстетических представлений и музыкально – сенсорных способностей.

        Музыкально – дидактические игры являются важным средством развития музыкальных и музыкально – сенсорных способностей. Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально – сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни.

«Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти  во всех видах детской музыкальной  практике. Но каждый из них, обладая  спецификой, является более благоприятной  средой для развития определенных сенсорных  способностей» [4; 94].

В Программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально–дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н. А. Ветлугина предложила свою классификацию музыкально-дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально – дидактический материал и сформулировала требования к  эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина  и др.

Музыкально – дидактические  игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Кроме того, музыкально – дидактические  упражнения и игры, особенно с применением  настольно – печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Музыкально – дидактическая  игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.  Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к различению основных свойств музыкального звука. Но  самое главное -  игры   развивают музыкальные способности у дошкольников: чувство ритма,  чувство лада,  звуковысотный  слух  и др.

Музыкально – дидактическая  игра должна включать развитие игровых  действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку, в интересной для него форме, услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки и действовать с ними. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкальные игры разучиваются на музыкальных занятиях, совместно музыкальным руководителем и воспитателем. С помощью этих игр музыкальный руководитель развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию.

Музыкальные игры занимают большое место в жизни детского сада. К музыкальным играм относятся игры с пением, проводимые под пение воспитателя и детей.  Дети учатся в этих играх передавать  в движении художественный образ, общий характер музыки, форму и отдельные средства музыкальной выразительности: скорость, громкость, соотношение звуков по времени - ритм. Но самое главное – через игру песня входит в быт детского сада и семьи, исполняется без музыкального сопровождения, если мелодия не сложная.

Выбрав игру, педагог старается заинтересовать детей текстом песни, ее мелодией  и содержанием. Песню для игры надо сначала выучить на музыкальном занятии. Затем,  прежде чем играть под эту песню, необходимо предложить детям показать имитационные движения, соответствующие образу, характеру музыки  и  тексту. Удачно выбранная песня  или игра - помогают вызвать эстетическое отношение к окружающему, которое выражается у  дошкольников  чувством радости, удовлетворения, восхищения.  Ознакомление с песнями, играми, танцами разных  народов, помогает воспитанию  у старших дошкольников  интернациональных чувств. Совместное  пение,  игра – содействуют формированию  дружного  детского  коллектива.

Большое значение имеют песни  и игры, как средство воспитания уважения и любви к труду. Музыка подчеркивает эстетическую сторону труда, его ритм, что привлекает детей, способствует воспитанию у них интереса и уважения к людям разных профессий. Песня организует действия, придает выразительность, ритмичность движениям, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.

Информация о работе Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально - игривой деятельности