Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:02, курсовая работа
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему.
Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, на занятиях и в быту детского сада можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью их является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированый текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев. В процессе проведения игр со словом мы развиваем у дошкольников чувство ритма, ритмично – мышечные ощущения, активность и четкость движений.
К сожалению, воспитатели недооценивают значение музыкальных игр в развитии дошкольников и поэтому не часто используют их в быту детского сада. Одной из причин, на которую указывают воспитатели, является то, что рекомендованные «Программой» игры - малоинтересны детям по тематике и содержанию. Другой причиной, о которой часто приходиться слышать от воспитателей, является отсутствие времени для организации этого вида игр.
Такое отношение к ценнейшему музыкальному материалу, вызывает недоумение. Ведь музыкальные игры, помогают педагогу развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки
( веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности: скорость звучания ( темп), громкость звучания (динамику), соотнесение звуков по времени (ритм). Музыкальные игры развивают детское творчество, фантазию, воображение; содействуют формированию музыкального вкуса и оценочных суждений.
Выводы по 1 главе.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Изучив и проанализировав психолого – педагогическую и методологическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей детей, через организацию музыкально – игровой деятельности, мы выяснили, что на разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, проблеме развития музыкальных способностей уделяли много внимания такие психологи и музыковеды как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.С. Лейтес, А.Н. Ландо, К.В. Тарасова. Они пришли к выводу, что музыкальность – это комплекс способностей, которые необходимо развивать последовательно и планомерно. И что разные музыкальные способности развиваются у детей неодинаково.
Видный отечественный психолог - Б.М. Теплов, выделяет 3 основные музыкальные способности:
Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов и имеют огромное значение в развитии ребенка. А Ветлугина Н.А. и Н.Г. Кононова считают, что формирование музыкальных способностей целесообразнее всего осуществлять в дошкольном возрасте, в музыкально – игровой деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Учёт актуального уровня развития чувства ритма у детей старшей группы.
Педагогическое исследование проводилось в старшей группе ДОУ № 4 «Сказка». На первом этапе эксперимента нами была сформулирована цель исследования: проанализировать состояние музыкально-игровой деятельности в повседневной жизни детского сада и выявить уровень развития музыкальных способностей каждого ребенка. Для достижения поставленной цели мы выбрали разнообразные методики:
Вначале мы проанализировали планы воспитателей и выяснили, что музыкально – дидактические и другие музыкальные игры практически не включаются в планирование, а, следовательно, не внедряются в повседневную жизнь детского сада.
В ходе беседы с воспитателями, а также через наблюдения за музыкальной деятельностью детей, было установлено, что дети старшей группы имеют определенный опыт музыкальной деятельности, но эта деятельность организуется только музыкальным руководителем на занятиях, а самостоятельная музыкальная деятельность возникает очень редко и характеризуется примитивностью. Что касается музыкально – дидактических игр, то для их проведения в группе отсутствует необходимый дидактический материал.
С целью выяснения индивидуальных интересов и предпочтений, с детьми была проведена беседа о музыке и музыкально – дидактических играх. Содержание разговора фиксировалось по возможности дословно, с сохранением особенностей речи участников. Анализ ответов позволил сделать вывод, что дети данной группы имеют весьма отдаленное представление о музыкально – дидактических играх, хотя и любят играть в музыкальные подвижные игры и имеют представление о музыкальных жанрах, характере музыке, отдельных средствах музыкальной выразительности.
Для проведения диагностики нами был составлен критериально – оценочный аппарат. В качестве критериев развития чувства ритма, одного из компонентов музыкальных способностей, мы рассмотрели:
Первый критерий характеризуется следующими показателями:
Второй критерий характеризуется следующими показателями:
Для проведения диагностики нами были использованы следующие диагностические средства: дидактическая игра – текст «шаги великана, Тома и гнома», музыкально – ритмическое упражнение « марш, вальс, полька», дидактическая игра - текст « ладошки», дидактическая игра « сыграй, как я».
Наглядно, данный критериально – оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:
Таблица 1
Критерии развитие чувства ритма |
Показатели |
Диагностические средства | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||
Способность равномерного движения (с заданной скоростью) |
Точное обозначение медленных, умеренных и быстрых шагов. |
Воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями метрической координации. |
Сбивчивое метрическое исполнение шагов, много несовпадений. Незавершенные дорожки. |
Дидактическая игра-текст «Шаги великана, Тома и гнома».
|
Соответствие ритма движений ритму предлагаемых музыкальных произведений. |
Недостаточная точность в передаче ритма музыки в движениях. |
Несоответствие ритма
движений ритму музыкальных |
Музыкольно-ритмическое упражнение «Марш, вальс, полька». | |
Слухо моторная способность обозначать последователь-ность и сочетания длительности звуков. |
Безошибочное воспроизведение ритмического рисунка без помощи воспи-тателя, одними ладошками (8 тактов) |
Воспроизведе- ние метра с 1-2 нарушениями и с некоторой помощью голоса. |
Неверное, сбивчивое метрическое исполнение с пением(4-5 тактов) |
Дидактическая игра-текст «Ладошки». |
Четкое воспроизведение ритмического рисунка на металлофоне вслед за воспитателем. |
Воспроизведение ритмического рисунка вслед за воспитателем с ошибками. |
Неправильное воспроизведение ритмического рисунка. |
Дидактическая игра «Сыграй, как Я». |
Результаты приведенного обследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики развитие чувства ритма у дошкольников.
Ф.И. ребенка |
1 критерий |
2 критерий |
Средний показатель | ||
Показатели | |||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Данил М. |
Н |
С |
С |
С |
С |
Настя Б. |
С |
С |
С |
Н |
С |
Артем Г. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Таня Р. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Маша С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Миша В. |
Н |
С |
С |
С |
С |
Карина Ю. |
С |
С |
С |
С |
С |
Саша В. |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Олеся Ж. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Леша П. |
В |
В |
С |
В |
В |
Анализ результатов
Учитывая тот факт, что 90% детей обладают низким и средним уровнем развития музыкально – ритмических способностей, что бесспорно, неблагоприятно влияет на общее и музыкальное развитие детей, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение уровня развития музыкально – дидактических игр у дошкольников старшей группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально - игривой деятельности