Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:15, курсовая работа
Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Терапевтические возможности музыкального искусства 5
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 8
2.1. Музыкотерапия 10
2.2. Вокалотерапия 12
2.3. Ритмотерапия 15
2.4. Фольклорная арттерапия 16
2.5. Терапия творчеством 17
2.6. Улыбкотерапия 18
2.7. Логоритмическая гимнастика 21
ВЫВОД 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Терапевтические возможности музыкального искусства 5
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 8
2.1. Музыкотерапия
2.2. Вокалотерапия
2.3. Ритмотерапия
2.4. Фольклорная арттерапия
2.5. Терапия творчеством
2.6. Улыбкотерапия
2.7. Логоритмическая гимнастика
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сохранения и
Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.
Наша задача – создать условия для сохранения здоровья детей, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
1. Терапевтические
возможности музыкального
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры:
На священной горе Геликон
у темно-синего источника, окруженного
тенистыми лесами, живут вечно
юные музы-дочери Зевса-громовержца
и богини памяти Мнемозины. Когда
наступает ночь, поднимаются они,
окутанные густым туманом, к вершине
горы и водят хороводы у жертвенника
всемогущему Зевсу. Неслышно касаясь
земли, легко кружатся музы. Красота
их необыкновенна. Но особенно славятся
они пением. Пение это доставляет
наслаждение, облегчает печаль; оно
заставляет забыть всякое зло. В своих
песнях музы воспевают «почтенные обычаи»,
«всеобщие законы и славят богов».
Нередко впереди муз
Большое место в их жизни занимала музыка. Древние греки верили, что человек, которого с детства обучали понимать и любить музыку, «не запятнает себя никаким неблаговидным поступком… он будет полезен и себе и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.
Отличительные особенности
здоровьесберегающих
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье обучающихся?
Музыкальная терапия может стать одним из эффективных методов лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают обучающихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждений.
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Содержание программы
по музыке учитывает психологические
особенности детей школьного
возраста (неустойчивость внимания, необходимость
в частой смене эмоциональных
состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная
отзывчивость, стремление к сопереживанию
в процессе восприятия музыки, недостаточная
вокально-слуховая координация и
др.), которые требуют разнообразия
форм и видов музыкальной
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья
учащихся стали особенно актуальными
на современном этапе. Кризисные
явления в обществе способствовали
изменению мотивации
В создавшейся обстановке естественным
стало активное использование педагогических
технологий, нацеленных на охрану здоровья
школьников. По словам профессора Н. К.
Смирнова: «здоровьесберегающие образовательные
технологии — это системный подход к обучению
и воспитанию, построенный на стремлении
педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая
технология» относится к
Данные технологии должны удовлетворять
принципам здоровьесбережения, которые
сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы,
используемые средства должны быть обоснованными,
проверенными на практике, не наносящими
вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье
учителя и учащегося — все используемое должно
быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое
состояние участников образовательного
процесса.
Отличительные особенности
здоровьесберегающих
На уроках учитель применяет различные здоровьесберегающие технологии:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ;
ВОКАЛОТЕРАПИЯ;
РИТМОТЕРАПИЯ;
ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ;
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ;
УЛЫБКОТЕРАПИЯ;
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
2.1. Музыкотерапия
Термин «музыкотерапия»
имеет греко-латинское
Среди разнообразных
Музыкальная импровизация – одна из форм
продуктивной художественной деятельности.
Импровизация способствует развитию музыкально
– творческих способностей.
Под музыкально
– творческой деятельностью понимается
детское импровизационное творчество,
которое возникает в индивидуальной или
коллективной деятельности и направлено
на раскрытие творческих способностей
ребенка. В результате этой деятельности
усилиями детей создается творческий
продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических
движений или инструментального
сопровождения музыкальных произведений. Творческое проявление может
быть реализовано и в освоении музыкальных,
шумовых инструментов. Поиски детей могут
быть направлены на «обследование» звуковых
возможностей разных инструментов, выбор
инструментов детского оркестра при инструментовке
какого-либо произведения.
Традиции позитивного использования инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе «элементарного музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф использовал импровизацию, игру на простейших ударных инструментах. Применение элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки