Романсовое творчество Гурилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

Содержание

Введение



1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва.



2. Романсы А.Л. Гурилёва.



Заключение


Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гурилёв Теплухина.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История музыки»

 

РОМАНСОВОЕ  ТВОРЧЕСТВО А.Л.ГУРИЛЁВА

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Бойчук М.П., доцент

 

Исполнитель:

студентка группы 4-07

Теплухина Ирина  Петровна

Специальность: Народное художественное творчество

Квалификация: Художественный руководитель вокально-хорового коллектива (народный хор). Преподаватель

Домашний адрес: г. Смоленск,

ул. 25 Сентября, д. 32, кв. 66

Место работы: Дворец творчества детей  и молодёжи

Должность: педагог дополнительного  образования

 

 

 

Контрольная работа принята: «____» ______________2011 г.

Методист факультета: _______________________

Отметка о зачёте:

« ___» ______________________2011 г.

Преподаватель: ____________________

 

Смоленск, 2011

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

 

1. Жизненный и творческий  путь А.Л. Гурилёва.

 

 

 

2. Романсы А.Л. Гурилёва.

 

 

 

Заключение

 

 

Список литературы

 

Введение

 

А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

 

1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва

 

Александр Львович Гурилев, сын известного русского крепостного музыканта, автора многочисленных фортепианных, вокальных и камерно-инструментальных произведений Льва Степановича Гурилева, родился в 1802 году в Москве. Детские годы жизни будущего композитора прошли в подмосковном имении графа В. Г. Орлова, известного мецената и любителя музыки, содержавшего крепостной оркестр.

Первые навыки игры на скрипке и фортепиано он приобрел, занимаясь с отцом, который в  свое время был учеником знаменитого  итальянского композитора Д.Сарти. Первоначальные знания по композиции юный музыкант получил, когда ему еще не было и двенадцати лет, у известного московского пианиста и педагога И. Геништы, который был приглашен графом для музыкальных занятий с его детьми.

О жизни Гурилева в  юношеские годы, к сожалению, нам известно очень немного. Одним из самых примечательных событий этого периода, как установлено, несомненно, была его встреча со знаменитым пианистом и педагогом, кумиром московской публики -Джоном Фильдом и последовавшие затем занятия с ним. По всей вероятности, она состоялась между 1814—1815 годами. Есть сведения, говорящие о том, что в этот же период он играл в качестве альтиста в квартете Н. Голицына, что само по себе говорит о разносторонней музыкальной одаренности будущего композитора.

После смерти графа Владимира  Григорьевича Орлова, последовавшей, по-видимому, в конце двадцатых — начале тридцатых годов, семейство Гурилевых  получило вольную и переселилось из подмосковного имения Отрада в  столицу, где вскоре начинается интенсивная творческая деятельность молодого музыканта. Именно в этот период, по всей вероятности, происходит его сближение с А. Варламовым, который во многом способствовал формированию художественных критериев и вкусов талантливого музыканта. В Москве, занимаясь педагогической деятельностью в частных ломах, Гурилев приобрел репутацию одного из лучших преподавателей фортепиано и пения.

С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась  с выступлениями в концертах  и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения - в первую очередь вокальные - становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально "уходят в народ", исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

В тридцатые годы композитор значительное внимание уделяет сочинению  фортепианной музыки как в инструктивных целях, так для концертной эстрады.

Гурилев, с давних пор интересовавшийся русским фольклором, обращается к поиску народных напевов, что увенчалось выпуском и сороковых годах сборника под названием «47 русских народных песен».

 

2. Романсы А.Л.  Гурилёва

 

Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник "Избранные народные песни", изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле "русской песни". Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности, Гурилев - певец-лирик. Он чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников. Гурилев написал около 200 романсов, в свое время очень распространенных. Многие из них и теперь еще охотно поются в дилетантских кругах. Среди широкого ряда композиторов, Гурилев занимает первостепенное место.

Романсы композитор сочиняет наиболее интенсивно в сороковых  — начале пятидесятых годов. Именно к этому периоду, судя но косвенным свидетельствам, относится создание таких широко и шестных и в наше время вокальных сочинений композитора, как «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Не шуми ты, рожь», «Разлука» на стихи А. Кольцова и, наконец, его наиболее популярный романс «Колокольчик».

Лучшие романсы Гурилева во многом перекликаются с лирикой  его современников М.И. Глинки и  А.С. Даргомыжского. Несомненное влияние  Глинки нашло отражение в элегии Гурилева «Вам не понять моей печали»  и в романсе «Внутренняя музыка». А в романсах «Разлука» на слова Кольцова, «Я говорил при расставаньи» на слова Фета и «Бедная девушка ты» на слова К.С. Аксакова, композитор приближается к типу романса – монолога, который широко представлен в творчестве Даргомыжского и Чайковского. В элегиях на слова М.Ю. Лермонтова «Оправдание» и « И скучно, и грустно», Гурилев чутко передает скорбную исповедь поэта.

Многие романсы и  песни Гурилёва основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Так, мелодия  песни "Домик-крошечка" в характере задорного игрового вальса. Напротив, мелодиям песен "Колокольчик" и "Вьется ласточка сизокрылая" свойственны задушевные интонации и плавный ритм элегического вальса.

Песня "Колокольчик" стала народной. Она поэтична, согрета  искренним чувством. Далека и необозрима дорога, раскинувшаяся перед глазами, грустна и задумчива песня ямщика, однообразен звон колокольчиков. Мелодия развивается в ритме вальса. Плавная и задумчивая в начале, она достигает в конце драматической кульминации.

Романс «Колокольчик» (музыка А. Гурилева, слова И. Макарова) написан в 1953 году. Другое название романса – «Однозвучно гремит колокольчик»

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному  полю

Разливается песнь ямщика.

 

 

Столько грусти в той песне унылой,

Столько грусти в напеве родном,

Что в душе моей хладной, остылой

Разгорелося сердце огнем.

 

И припомнил я ночи иные

И родные поля и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

 

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка.

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека…

 

Последняя строка куплетов повторяется

 

Сборник «47 избранных  народных песен» вошел в историю  русской музыки как замечательный  памятник народно-бытовой песенной культуры 30—40-х годов. В нем композитор сумел отобрать наиболее популярные, любимые песни городского быта и передать их так, как они звучали в широкой разночинно-демократической среде, в исполнении любителей, народных певцов-«песельников», цыган. Многие песни сборника Гурилева известны нам уже по первым песенным сборникам XVIII века. Но в обработках Гурилева лирическая песня как бы сливается с бытовым романсом, она приобретает оттенок большей страстности, порой даже острого драматизма или надрывности.

«Не одна во поле дороженька» — протяжная песня, разработанная Гурилевым в свободной, импровизационной манере. Она содержит два куплета, причем во втором композитор, сохраняя гармоническую основу, допускает свободное мелодическое варьирование, словно по той же гармонической канве вышиваются все новые узоры. Вокальная мелодия, широкая и распевная, свободно льется от верхнего звука, взятого мягким скачком голоса; в то же время яркие акценты на кульминациях, широкие взлеты голоса (на квинту, на сексту, на октаву и на нону вверх) придают ей скорбно-патетический оттенок, присущий лирическим романсам Гурилева

«Уж как пал туман». Здесь еще более отчетливо сказываются черты «романсности». Композитор заметно отступает от народного подлинника и на основе народной мелодии создает концертную песню-арию в свободной, импровизационной манере. Мелодия обильно украшена цветистыми разводами, фиоритурами, насыщена виртуозными каденциями:

Контрастом к песням скорбно-лирического характера у Гурилева служат светлые, радостные хороводные песни и бойкие плясовые. Такие песни композитор обычно обрабатывает в манере цыганского пения: ритм резко акцентирован, мелодия сопровождается отрывистыми «гитарными» аккордами; широко использованы фактурные вариации в аккомпанементе, сделанные в подражание игре народных гитаристов.

К обработкам народных песен  близко примыкают собственные произведения Гурилева, его романсы и песни.

«Русские песни» Гурилева в основном лирические. В них обычно выражены настроения мечтательной грусти, сожаления, скорбного раздумья. Таковы лучшие из них: «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом», «Вьется ласточка», «Колокольчик». По своему содержанию они глубоко родственны народной песне (в «Матушке-голубушке» — задушевная беседа матери с дочерью, в «Колокольчике»—типично русские образы зимней дороги и песни ямщика).

«Матушка-голубушка» на слова Ниркомского. Образцом для нее послужил, несомненно, «Красный сарафан» Варламова. Но, по сравнению с ясной и светлой лирикой варламовского напева, мелодия песни Гурилева носит более печальный характер. Гурилев акцентирует яркие, выразительные интонации возгласа, вздоха; особенно характерны заключительные кадансовые обороты с чувствительными задержаниями на сильной доле такта:

 

И в область лирического  романса Гурилев вносит индивидуальные  черты.  В душевный мир людей он проникает глубоко и отражает чувства искренне и правдиво. Для Гурилева типичны романсы скорбные, с оттенком надрывности. Он нередко пользуется речитативом, подчеркивая моменты драматической кульминации. Обилие задержаний, «вздохов», выразительные паузы, использование низкого, грудного регистра — таковы характерные черты лирики Гурилева с ее повышенной эмоциональностью и скорбной патетикой.

«Разлука» на слова Кольцова — один из лучших образцов творчества Гурилева. Романс, чутко передает поэтическое содержание стихотворения, связанное с чувством любви и горечью разлуки. В простую и задушевную лирику проникают здесь черты подлинного драматизма. Мелодия, вначале широкая, песенная, в заключительном, кульминационном эпизоде естественно перерастает в напряженный драматический речитатив, ярко передающий боль расставания. Это один из самых замечательных примеров использования речитатива в раннем русском романсе:

Наряду с романсами  и песнями существенное место  в творчестве Гурилева занимает фортепианная музыка. Хороший пианист и педагог, Гурилев оставил множество фортепианных пьес, по преимуществу в жанре танцевальной миниатюры и вариаций. В своем фортепианном творчестве, как и в романсах, он развивал традиции бытовой музыки.

Наряду с народной песней, распространенной в разночинной  городской среде, большое влияние  на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева "И скучно, и грустно, Оправдание (Когда одни воспоминанья), В минуту жизни трудную". Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.

Информация о работе Романсовое творчество Гурилёва