Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа
А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
Введение
1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва.
2. Романсы А.Л. Гурилёва.
Заключение
Список литературы
ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История музыки»
РОМАНСОВОЕ ТВОРЧЕСТВО А.Л.ГУРИЛЁВА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Бойчук М.П., доцент
Исполнитель:
студентка группы 4-07
Теплухина Ирина Петровна
Специальность: Народное художественное творчество
Квалификация: Художественный руководитель вокально-хорового коллектива (народный хор). Преподаватель
Домашний адрес: г. Смоленск,
ул. 25 Сентября, д. 32, кв. 66
Место работы: Дворец творчества детей и молодёжи
Должность: педагог дополнительного образования
Контрольная работа принята: «____» ______________2011 г.
Методист факультета: _______________________
Отметка о зачёте:
« ___» ______________________2011 г.
Преподаватель: ____________________
Смоленск, 2011
Содержание
Введение
1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва.
2. Романсы А.Л. Гурилёва.
Заключение
Список литературы
Введение
А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва
Александр Львович Гурилев, сын известного русского крепостного музыканта, автора многочисленных фортепианных, вокальных и камерно-инструментальных произведений Льва Степановича Гурилева, родился в 1802 году в Москве. Детские годы жизни будущего композитора прошли в подмосковном имении графа В. Г. Орлова, известного мецената и любителя музыки, содержавшего крепостной оркестр.
Первые навыки игры на скрипке и фортепиано он приобрел, занимаясь с отцом, который в свое время был учеником знаменитого итальянского композитора Д.Сарти. Первоначальные знания по композиции юный музыкант получил, когда ему еще не было и двенадцати лет, у известного московского пианиста и педагога И. Геништы, который был приглашен графом для музыкальных занятий с его детьми.
О жизни Гурилева в юношеские годы, к сожалению, нам известно очень немного. Одним из самых примечательных событий этого периода, как установлено, несомненно, была его встреча со знаменитым пианистом и педагогом, кумиром московской публики -Джоном Фильдом и последовавшие затем занятия с ним. По всей вероятности, она состоялась между 1814—1815 годами. Есть сведения, говорящие о том, что в этот же период он играл в качестве альтиста в квартете Н. Голицына, что само по себе говорит о разносторонней музыкальной одаренности будущего композитора.
После смерти графа Владимира Григорьевича Орлова, последовавшей, по-видимому, в конце двадцатых — начале тридцатых годов, семейство Гурилевых получило вольную и переселилось из подмосковного имения Отрада в столицу, где вскоре начинается интенсивная творческая деятельность молодого музыканта. Именно в этот период, по всей вероятности, происходит его сближение с А. Варламовым, который во многом способствовал формированию художественных критериев и вкусов талантливого музыканта. В Москве, занимаясь педагогической деятельностью в частных ломах, Гурилев приобрел репутацию одного из лучших преподавателей фортепиано и пения.
С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения - в первую очередь вокальные - становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально "уходят в народ", исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.
В тридцатые годы композитор значительное внимание уделяет сочинению фортепианной музыки как в инструктивных целях, так для концертной эстрады.
Гурилев, с давних пор интересовавшийся русским фольклором, обращается к поиску народных напевов, что увенчалось выпуском и сороковых годах сборника под названием «47 русских народных песен».
2. Романсы А.Л. Гурилёва
Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник "Избранные народные песни", изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле "русской песни". Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.
В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности, Гурилев - певец-лирик. Он чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников. Гурилев написал около 200 романсов, в свое время очень распространенных. Многие из них и теперь еще охотно поются в дилетантских кругах. Среди широкого ряда композиторов, Гурилев занимает первостепенное место.
Романсы композитор сочиняет наиболее интенсивно в сороковых — начале пятидесятых годов. Именно к этому периоду, судя но косвенным свидетельствам, относится создание таких широко и шестных и в наше время вокальных сочинений композитора, как «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Не шуми ты, рожь», «Разлука» на стихи А. Кольцова и, наконец, его наиболее популярный романс «Колокольчик».
Лучшие романсы Гурилева во многом перекликаются с лирикой его современников М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Несомненное влияние Глинки нашло отражение в элегии Гурилева «Вам не понять моей печали» и в романсе «Внутренняя музыка». А в романсах «Разлука» на слова Кольцова, «Я говорил при расставаньи» на слова Фета и «Бедная девушка ты» на слова К.С. Аксакова, композитор приближается к типу романса – монолога, который широко представлен в творчестве Даргомыжского и Чайковского. В элегиях на слова М.Ю. Лермонтова «Оправдание» и « И скучно, и грустно», Гурилев чутко передает скорбную исповедь поэта.
Многие романсы и песни Гурилёва основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Так, мелодия песни "Домик-крошечка" в характере задорного игрового вальса. Напротив, мелодиям песен "Колокольчик" и "Вьется ласточка сизокрылая" свойственны задушевные интонации и плавный ритм элегического вальса.
Песня "Колокольчик" стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством. Далека и необозрима дорога, раскинувшаяся перед глазами, грустна и задумчива песня ямщика, однообразен звон колокольчиков. Мелодия развивается в ритме вальса. Плавная и задумчивая в начале, она достигает в конце драматической кульминации.
Романс «Колокольчик» (музыка А. Гурилева, слова И. Макарова) написан в 1953 году. Другое название романса – «Однозвучно гремит колокольчик»
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем.
И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…
Последняя строка куплетов повторяется
Сборник «47 избранных народных песен» вошел в историю русской музыки как замечательный памятник народно-бытовой песенной культуры 30—40-х годов. В нем композитор сумел отобрать наиболее популярные, любимые песни городского быта и передать их так, как они звучали в широкой разночинно-демократической среде, в исполнении любителей, народных певцов-«песельников», цыган. Многие песни сборника Гурилева известны нам уже по первым песенным сборникам XVIII века. Но в обработках Гурилева лирическая песня как бы сливается с бытовым романсом, она приобретает оттенок большей страстности, порой даже острого драматизма или надрывности.
«Не одна во поле дороженька» — протяжная песня, разработанная Гурилевым в свободной, импровизационной манере. Она содержит два куплета, причем во втором композитор, сохраняя гармоническую основу, допускает свободное мелодическое варьирование, словно по той же гармонической канве вышиваются все новые узоры. Вокальная мелодия, широкая и распевная, свободно льется от верхнего звука, взятого мягким скачком голоса; в то же время яркие акценты на кульминациях, широкие взлеты голоса (на квинту, на сексту, на октаву и на нону вверх) придают ей скорбно-патетический оттенок, присущий лирическим романсам Гурилева
«Уж как пал туман». Здесь еще более отчетливо сказываются черты «романсности». Композитор заметно отступает от народного подлинника и на основе народной мелодии создает концертную песню-арию в свободной, импровизационной манере. Мелодия обильно украшена цветистыми разводами, фиоритурами, насыщена виртуозными каденциями:
Контрастом к песням скорбно-лирического характера у Гурилева служат светлые, радостные хороводные песни и бойкие плясовые. Такие песни композитор обычно обрабатывает в манере цыганского пения: ритм резко акцентирован, мелодия сопровождается отрывистыми «гитарными» аккордами; широко использованы фактурные вариации в аккомпанементе, сделанные в подражание игре народных гитаристов.
К обработкам народных песен близко примыкают собственные произведения Гурилева, его романсы и песни.
«Русские песни» Гурилева в основном лирические. В них обычно выражены настроения мечтательной грусти, сожаления, скорбного раздумья. Таковы лучшие из них: «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом», «Вьется ласточка», «Колокольчик». По своему содержанию они глубоко родственны народной песне (в «Матушке-голубушке» — задушевная беседа матери с дочерью, в «Колокольчике»—типично русские образы зимней дороги и песни ямщика).
«Матушка-голубушка» на слова Ниркомского. Образцом для нее послужил, несомненно, «Красный сарафан» Варламова. Но, по сравнению с ясной и светлой лирикой варламовского напева, мелодия песни Гурилева носит более печальный характер. Гурилев акцентирует яркие, выразительные интонации возгласа, вздоха; особенно характерны заключительные кадансовые обороты с чувствительными задержаниями на сильной доле такта:
И в область лирического романса Гурилев вносит индивидуальные черты. В душевный мир людей он проникает глубоко и отражает чувства искренне и правдиво. Для Гурилева типичны романсы скорбные, с оттенком надрывности. Он нередко пользуется речитативом, подчеркивая моменты драматической кульминации. Обилие задержаний, «вздохов», выразительные паузы, использование низкого, грудного регистра — таковы характерные черты лирики Гурилева с ее повышенной эмоциональностью и скорбной патетикой.
«Разлука» на слова Кольцова — один из лучших образцов творчества Гурилева. Романс, чутко передает поэтическое содержание стихотворения, связанное с чувством любви и горечью разлуки. В простую и задушевную лирику проникают здесь черты подлинного драматизма. Мелодия, вначале широкая, песенная, в заключительном, кульминационном эпизоде естественно перерастает в напряженный драматический речитатив, ярко передающий боль расставания. Это один из самых замечательных примеров использования речитатива в раннем русском романсе:
Наряду с романсами и песнями существенное место в творчестве Гурилева занимает фортепианная музыка. Хороший пианист и педагог, Гурилев оставил множество фортепианных пьес, по преимуществу в жанре танцевальной миниатюры и вариаций. В своем фортепианном творчестве, как и в романсах, он развивал традиции бытовой музыки.
Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева "И скучно, и грустно, Оправдание (Когда одни воспоминанья), В минуту жизни трудную". Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.