Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа
А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
Введение
1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва.
2. Романсы А.Л. Гурилёва.
Заключение
Список литературы
Драматизированное прочтение
лирико-элегических
Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в "разудалых, молодецких" песнях в народно-плясовом духе, таких, как "Песня ямщика" и "Пригорюнюсь ли я". Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки, Не шуми ты, рожь, Домик-крошечка, Вьется ласточка сизокрылая", знаменитый "Колокольчик" и др.
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева - ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания - нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь - П. Чайковского.
Заключение
Умер Александр Львович Гурилев в Москве, 30 августа 1858 года. Смерти его предшествовала душевная болезнь, причину которой некоторые исследователи видят в тяжело переживаемой композитором недооценке его деятельности современниками, не разглядевшими в Гурилеве композитора недюжинного таланта, позволившего ему глубоко индивидуально и вместе с тем для каждого узнаваемо раскрыть в своих романсах эмоциональный мир русского человека.
К сожалению,
и в советское время с
Многие музыковеды в своих работах, отнеся Гурилева к числу композиторов, замкнутых исключительно на лирической теме, посчитали, что его произведения в художественном отношении значительно уступают романсовым сочинениям его современников.
Творчество Гурилева явилось живым свидетельством роста русской демократической культуры во второй четверти XIX столетия. Подобно поэзии Кольцова, простая и задушевная лирика этого композитора была выражением народных дум и настроений. Вместе с ней в русскую музыку вошел мир чувств простого человека, представителя широкой разночинно-демократической среды. Талантливый современник Глинки, он во многом предугадал, подготовил будущий путь развития русского романса. Глубоко связанные с народной традицией, его песни явились той крепкой почвой, на которой взросло искусство Даргомыжского и — далее — Чайковского, гениального мастера романса, чье творчество стало одним из высших выражений русской демократической культуры XIX столетия.
Список литературы