Романсовое творчество Гурилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

Содержание

Введение



1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва.



2. Романсы А.Л. Гурилёва.



Заключение


Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гурилёв Теплухина.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Драматизированное прочтение  лирико-элегических стихотворений  очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов "Разлука", "Кольцо" (на ст. А. Кольцова), "Бедная девушка ты" (на ст. И. Аксакова), "Я говорил при расставаньи" (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому "русскому бельканто", в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.

Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные  приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских  певцов. Особенно ярко они проявляются  в "разудалых, молодецких" песнях в народно-плясовом духе, таких, как "Песня ямщика" и "Пригорюнюсь ли я". Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки, Не шуми ты, рожь, Домик-крошечка, Вьется ласточка сизокрылая", знаменитый "Колокольчик" и др.

Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева - ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания - нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь - П. Чайковского.

 

Заключение

 

   Умер Александр  Львович Гурилев в Москве, 30 августа  1858 года. Смерти его предшествовала душевная болезнь, причину которой некоторые исследователи видят в тяжело переживаемой композитором недооценке его деятельности современниками, не разглядевшими в Гурилеве композитора недюжинного таланта, позволившего ему глубоко индивидуально и вместе с тем для каждого узнаваемо раскрыть в своих романсах эмоциональный мир русского человека.

   К сожалению,  и в советское время с объективной  оценкой лирического дарования  А. Гурилева критика явно не  спешила. Композитора постигла  в этом отношении та же участь, что и многих других художников-лириков, в творчестве которых социальная проблематика времени отражалась опосредованно. Трудно пробивались они к своему читателю, слушателю, зрителю. А между тем снисходительное отношение к лирическому дарованию мастера, недооценка этого редчайшего свойства таланта не раз приводила критику к конфузу, вынуждало ее пересматривать свою позицию, к примеру, в отношении поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, А. Ахматовой, М. Цветаевой, музыки А. Лядова, Н. Метнера и даже П. Чайковского. Некоторые исследователи оказались просто неспособными проникнуть в тайное тайных национального мышления этих русских художников, которые, вопреки часто и долго раздававшимся критическим выпадам против них, становились предметом восхищения почитателей искусства.

Многие музыковеды в  своих работах, отнеся Гурилева к  числу композиторов, замкнутых исключительно  на лирической теме, посчитали, что  его произведения в художественном отношении значительно уступают романсовым сочинениям его современников.

Творчество Гурилева явилось живым свидетельством роста русской демократической культуры во второй четверти XIX столетия. Подобно поэзии Кольцова, простая и задушевная лирика этого композитора была выражением народных дум и настроений. Вместе с ней в русскую музыку вошел мир чувств простого человека, представителя широкой разночинно-демократической среды. Талантливый современник Глинки, он во многом предугадал, подготовил будущий путь развития русского романса. Глубоко связанные с народной традицией, его песни явились той крепкой почвой, на которой взросло искусство Даргомыжского и — далее — Чайковского, гениального мастера романса, чье творчество стало одним из высших выражений русской демократической культуры XIX столетия.

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев, A. Русская фортепианная музыка / А. Алексеев. – М., 1963.
  2. Асафьев, Б. В. Важнейшие этапы развития русского романса // Русский романс / Б.В. Асафьев. ― Л., 1930.
  3. Асафьев, Б. В. Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, вып. 1 / Б.В. Асафьев. – М., 1945.
  4. Асафьев, Б. В. Русский романс 19 века // Русская музыка от начала XIX столетия / Б.В. Асафьев. – Л.-М., 1930.
  5. Васина-Гроссман, В. A. Русский классический романс XIX века / В.А. Васина-Гроссман. – М., 1956.
  6. История русской музыки в нотных образцах / под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 3. – М.-Л., 1970.
  7. Музалевский, В. Русское фортепианное искусство / В. Музалевский. – Л., 1961.
  8. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка, 1990.
  9. Тынянова, Е. К биографии Гурилёва / Е. Тынянова // СМ. – №9. – 1946.



Информация о работе Романсовое творчество Гурилёва