Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ
Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………
∮ Дети исполняют песню “Зима прошла”, музыка Метлова.
А теперь мы проведем маленькое соревнование: 1 куплет песни споют 3 мальчика, 2 куплет – 3 девочки, а 3 куплет мы споем все вместе. Ребята, слушайте внимательно, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.
Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.
Молодцы, ребята, все старались, хоть и было трудно.
Хорошо мы с вами поработали, а теперь пора отдохнуть.
Воспитатель.
Идемте, ребята, походим по этой полянке,
рассмотрим ее внимательно.
Там, где речка-баловница
По камням течет-струится,
Там, где лес густой шумит,
Дом бревенчатый стоит.
Подойдем-ка мы к окошку
И заглянем в него немножко.
(Заглядывает в окошко, стучит) никого в домике нет. Но, ребята, здесь столько всего интересного! (выносит шапочки, костюмы для театрализации сказки «Кораблик») А вот и письмо от хозяйки этого домика. Оказывается она хотела нам сказку рассказать и показать, но не дождалась. Что же нам делать? А давайте сами попробуем эту сказку рассказать. Садитесь на пенёчки. (дети рассаживаются на стульчики) Сказка называется «Кораблик» вспомните, какие персонажи в этой сказке? (дети отвечают) Хорошо. Сейчас давайте споём песенку, которою пели мышка, лисичка, волк, медведь. (поём напев разными голосами (высоким, средним, низким) (затем воспитатель спрашивает у детей, кем бы они хотели быть и одевает костюмы.
Музыкальный руководитель. (достаёт лапоть и даёт девочке – мышке)
Плыл по воде лапоть. Мышка бежала, увидала и говорит:
Мышка. – Какой кораблик плывёт хорошенький! (поёт)
Сяду на кораблик новенький,
Из лыка плетёненький,
Мне за морем побывать,
Белый свет повидать!
Музыкальный руководитель.
Заяц. – Какой корабличек плывёт хорошенький, из лычка плетёненький и новенький!
И запел: Сяду в лапоточек ходовой – корабличек ездовой и т.д.
Прогнал мышку и поплыл. Бежала лиса, увидела лапоть: - Какой корабличек плывёт хорошенький, из лычка плетёненький и новенький!
И запела: Сяду в лапоточек ходовой – корабличек ездовой и т.д.
Прогнала зайца и поплыла. Бежал волк, увидел лапоть: - Какой корабличек плывёт хорошенький, из лычка плетёненький и новенький!
И запел: Сяду в лапоточек ходовой – корабличек ездовой и т.д.
Прогнал лису и поплыл. Бежал медведь, увидел лапоть, заревел:
Ух –гу – гу, поплыву!
Ух –гу – гу, поплыву!
По воде, по воде,
Чтобы видели везде!
Прогнал волка и как сел, лапоть отяжелел, воды хлебнул да потонул, медведь чуть жив ушмыгнул.
Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в вагончиках.
Дети исполняют 3 куплет песни “Машинист”.
Музыкальный руководитель. Ну вот и закончилось наше путешествие. Чем вам запомнится оно? (Ответы детей.)
Дети выходят из зала.
Приложение №5
Итоговое занятие для детей старшей группы
«путешествие в страну сказок»
Программное содержание:
Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи, развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром, в подгруппах. Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.
Ход занятия: звучит в грамзаписи спокойная музыка.
Музыкальный руководитель:
- Мне очень приятно видеть
ваши приветливые лица и
- Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которую дети из детского сада сделали сами «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны. В книге картинки с героями сказок прикрепляются на липкую ленту. Во время занятия взрослый незаметно меняет картинки с героями сказок).
Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! (из книги неожиданно вылетает записка):
Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает
Сказки слушать не даёт?
- Кто это? Догадались?
Узнали Бабу Ягу?
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки!
- А вы знаете, почему её зовут Баба Яга? От слова «ягать», значит «кричать, ругаться». Откуда вы её знаете?
- Как нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках, а то дети начнут читать, и ничего не поймут. Как вы думаете, что нужно сделать? (выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки. Произнесём волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!
- Интересно, в какую сказку мы попали? Попробуйте отгадать. (музыкальный руководитель напевает мелодию из сказки «овечка – серебряные копытца» , дети отвечают)
-Вы помните песенку мамы – овечки целиком?
Дети отвечают.
- Мы поможем героям этой сказки, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды и попробовать спеть этот напев с разным настроением. (одна команда поёт весело, другая грустно)
- Нам пора двигаться дальше. Загадка 2.
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Петух не помогл,
Козёл не помог,
Одна кукушка
Горю помога. («Золотой серпок»)
-Узнали сказку? Давайте поиграем в неё.
Этюды на выражение эмоций и движений:
«У лисы нет золотого серпка»
Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки. Как вы думаете, когда лиса не смогла нажать ржи, какое у неё было настроение? (Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики жалобное выражение лица, позы, жестов.)
«Лиса забрала у зайца серпок»
Когда лиса прогоняла зайца, какое у неё было настроение? (Под «гневную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, грозно потрясают кулачками, притопывают ногой.)
«Заяц с петухом идут к лисе»
Идет зайка и плачет. А навстречу ему…..(петух). Узнал он про горе зайца и решил выгнать лису. Покажите, какое у него было настроение. (У детей решительное выражение лица. Маршируют. Но слова лисы пугают зайца и петуха, и меняется настроение.) Как изменилось настроение у петуха и зайца, когда лиса испугала их?
«Заяц с козлом идут к лисе»
С каким настроением пошёл козёл прогонять лису? Что изменилось после слов лисы?
(Дети имитируют походку зайца и рассерженного козла. Потом выражение лица у детей меняется после слов лисы.)
«Кукушка и заяц выгоняют лису»
Каким голосом пела кукушка?
Какое настроение было у лисы?
Дети пропевают напев кукушки, подражают героям, показывая счастливого зайца, испуганную лису.
Послушайте ещё один напев: (из сказки « Лиса и волк»)
Дети отгадывают сказку
- Давайте вспомним, как лиса притворилась больной и разговаривала с волком. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто лисой. (разыгрывание диалога, потом меняются ролями)
- Давайте заглянем в книгу.
Посмотрите – все герои сказок
в своих сказках! Мы
Беседа: почему Баба Яга злая + выход из ситуации.
- Как вы думаете, почему Баба
Яга такая злая? Может она хочет,
чтобы мы её боялись? А мы
её будем бояться? Что сделать,
- А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает.
Спасибо за ваши добрые глаза
и приветливые улыбки. А закончить
наше занятие я хотела бы
снова улыбкой. Встанем в круг,
возьмемся за руки и улыбнёмся
всем вокруг и друг другу.