Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

     На  головку сели.

     Сели,сели, посидели

     Да  опять полетели,

     Уты, уты, уты...

     Учат  ребенка стоять:

         .Дыбок, дыбок,

     Завтра  годок!

     Дыбок, дыбок,

     Целый годок!

     При ушибе ребенка:

       У кошки боли,

     У собаки боли,

     У лошадки боли,

     А у Ванюшки не боли.

     При купании младенца:

          Вода текучая,

     Дитя  растучее,

     С гуся вода —

     С тебя худоба.

     Вода  книзу,

     А дитя кверху.

     Потешки. Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребёнком. Малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладевание собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. Ребёнок удовлетворяет эти потребности через посредство играющего с ним взрослого. Ребёнка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.

         Водичка, водичка,

         Умой моё личико,

     Чтобы глазки блестели,

     Чтоб  смеялся роток,

       Чтоб кусался зубок. 

Маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами их повторяют.

Ценность  потешек  и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.

     Прибаутки. Основное назначение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Оригинальны песни, состоящие из вопросов и ответов, причём ответ, оканчивающий строку, даёт повод к новому вопросу, образуют,  таким образом, непрерывную цепь; такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям бесконечные вопросы.

     В прибаутках большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, сравнивает, познаёт неведомые ему  явления, через сюжеты песен знакомится с окружающим миром, голосами птиц и  животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребёнка, отвлекает его  от отрицательных эмоций, освобождает  от депрессивных эмоциональных состояний. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления  речи, тренировки памяти.

     Ценность  прибауток для пения в том, что это единственный жанр в детском  музыкальном фольклоре, где встречаются  длинные тексты с интересными  живописными сюжетами; и несмотря на простоту напева, мелодия в каждой музыкальной фразе или строфе нередко варьируется, что позволяет петь свободно и раскованно, импровизировать.

     Как у нашего овса

     Растёт  руса коса.

     У нашей пшеницы

     Жёлтые  ресницы.

     У нашей гречки

     Чёрные  колечки.

     Небылицы. Особый вид в пении со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанные на невправподобности, вымысле (мужик пашет на свинье, а свинья свила гнездо на дубе, медведь по небу летит, корабль бежит по полю, море горит и т.п.) С другой стороны, все эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают ребёнку утвердить в своём мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить в себе чувство реальности.

     Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные  эмоции. 

     Чики, чики, чикалочки

     Фома  едет на палочке.

     Ерёма на тележке

     Щёлкает орешеи.

     Трошка  едет на быке,

     Балалаечка  в руке.

     Балалаечка  упала,

     Быку  ноженьку сломала.

            Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определённым кругом игр. Во дворе или на улице дети играют в мяч или в верёвочку, скачут через резиночку и прыгалку. Играют в салки и в прятки, разыгрывают целые театрализованные сценки в играх: «У медведя во бору», «горелки», «Гуси и волк», «в коршуна». И в каждой такой игре исполняется своя песня – игровой припев, основная функция которого заключается в организации и сопровождении игрового действия.

     Считалки. Задача считалки – помочь подготовить, организовать игру. Важна организующая функция считалки как пролога игры, она объединяет коллектив детей в единое целое, помогает выбрать вожаков игры и распределить в ней их роли, игры при этом могут быть самые разнообразные и по цели, и по исполнению. Характерные музыкальные интонации и поэтический текст считалок, воздействую на детей эмоционально, настраивают их на игру, заражают игровым задором.

     Баба  сеяла горох,

     Уродился  он не плох.

     Уродился  он густой,

     Мы  помчимся, ты постой!

     Дразнилки. Это форма проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы.

     Ай дуду, ай дуду, на зелёном на лугу

     Потерял мужик дуду.

     А козёл гулять пошёл,

     Козёл дудочку нашёл.

     Стал  он в дудочку играть,

     А два борова – плясать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.  Значение сказки  для всестороннего   развития ребёнка

              Всегда ли мы, взрослые, задумываемся  о том, какую роль играет  в становлении личности маленького  человечка сказка?

       Сказка - это  основа духовной  пищи маленького ребенка, это  — неотъемлемая часть фундамента  его будущих представлениях о мире, это - совершенно особый язык, и особый мир.

     Почему  об этом стоит говорить? Потому что  все мы рассказываем или читаем сказки своим детям. Покупаем книги или  достаем с полок те, по которым  учились сами много лет назад. Позволяем смотреть любые мультфильмы. И крайне редко при этом задумываемся над смыслом самих сказок и о том, как они влияют на ребёнка.

      
     Достоверно установлена  связь между некоторыми основными  ценностными установками взрослых  людей с тем, какую сказку  они больше всего любили в  детстве. Соответственно, по любимой  когда-то (и обязательно рассказанной  или прочитанной много-много раз)  сказке можно угадать многие  особенности характера человека. В некотором смысле сказка  программирует глубинную основу личности.

     Вопрос:  что именно и как программирует?

     Главная сила и главная опасность любой  сказки состоит в том, что она  влияет непосредственно на подсознание. Для ребенка сказка — первый источник представлений о том, что есть добро, а что есть зло, не в значении примитивно-бытового «хорошо-плохо» (это ребенок усваивает в повседневном общении с родителями), а именно в морально-этическом плане. Другим способом представления об этих понятиях ребенку дошкольного возраста передать невозможно. Конечно, он может зазубрить определения в виде схемы «добро — это то-то и то-то», но без наглядного (пусть условного) примера, они останутся для него пустыми словами. Психологами проведено немало экспериментов, доказывающих, что даже реальные этические задачи многие дети младшего возраста начинают решать правильно,  если подтолкнуть их к проведению аналогии между поведением положительных и отрицательных героев.

Не имея возможности обстоятельно разобрать  все черты сказок, остановимся  лишь на таких наиболее характерных  их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

     Материалом  для народных сказок служила жизнь  народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В  верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное - следствие тяжелого исторического  прошлого трудящихся. В большинстве  же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в  бою и труде, безграничная преданность  народу и родине. Воплощение в сказках  положительных черт народа и сделало  сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти  черты, народность оказывается одной  из важнейших характеристик сказок.

     В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные  высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия  героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят  себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем, освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

     Положительным сказочным героям, как правило, в  их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое  дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие  кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке  и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

     Многие  народные сказки внушают уверенность  в торжестве правды, в победе добра  над злом. Как правило, во всех сказках  страдания положительного героя  и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

     Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности  стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей  должен по возможности стремиться к  простоте, фабула - к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних  столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду