Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности младших школьников;
2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте;
3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;
4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;
5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;
6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;
7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;
8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
2. Образное мышление………………………………………………………….19
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23
2.2. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28
3. Практическая часть………………………………………………………….34
3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34
3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36
3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки по методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37
3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Жакупова. Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

      А младшим школьникам, которым в результате обучения в школе необходимо регулярно выполнять задания, надо научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда нужно, а не тогда, когда нравится. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, рассказывать свои суждения.

      В начальной школе формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей и объединением на основе существенных. По мере обучения в школе мышление детей становиться более произвольным, более программируемым, т.е. словесно-логическим.

       Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основная нагрузка падает на формирование приемов рассуждения и умозаключения. Вместе с тем известно, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное. Одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления, например, задачи, связанные с конструированием и изготовлением на уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния предметов и явлений, например, при написании изложений, подготовке рассказа по картинке и т.п. Третья группа детей легче рассуждает, строит условные суждения и умозаключения, что позволяет им более успешно, чем остальным детям, решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных случаях.

       Встречаются такие дети, которым трудно, и мыслить практически, и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко. Различия в мышлении детей требуют индивидуализации подбора заданий, упражнений, выполняемых в процессе познавательной деятельности, учета их специфики и направленности на развитие той или иной функции мышления.

1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками.

 

        Способность воспринимать музыку вырабатывается успешнее всего при целенаправленном музыкальном воспитании с возможно более раннего возраста.

    Известный  венгерский композитор и музыкальный  ученый, создатель одной из современных  систем музыкального воспитания  детей З. Кодай писал: «Если  в наиболее восприимчивом возрасте, от 6 до 16 лет, ни разу не пронзит ребенка ток великой музыки, то позднее она вряд ли уже подействует на него».(25, 60)

     Школьный  возраст – самый плодотворный  для приобщения детей к культуре  эстетического восприятия. В младшем школьном возрасте (6-10лет)  дети бывают в состоянии довольно  точно определить эмоциональный склад музыки, дать  ей образное объяснение, а благодаря свойственной им наблюдательности услышать отдельные детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Наибольшее значение в музыкальном восприятии детей данного возраста имеют такие особенности звучания, как громкость и темп, исходя, из которых ребенок и представляет себе содержание музыки.

В чем особенности  восприятия музыки детьми?

    В  младшем школьном возрасте (6-10лет) преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия. Дети бывают в состоянии довольно точно определить эмоциональный склад музыки, дать ей образное объяснение, а благодаря свойственной им наблюдательности услышать отдельные детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Наибольшее значение в музыкальном восприятии детей данного возраста имеют такие особенности звучания, как громкость и темп, исходя из которых ребенок и представляет себе содержание музыки.

     Учебная  деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

       Наиболее характерная черта восприятия  этих учащихся его малая дифференцированность, где совершают неточности и  ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся, ярко выраженная эмоциональность восприятия.

      В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

      Возможности и особенности восприятия музыки школьниками позволяют нам сделать некоторые выводы. Во-первых, являясь основой музыкального воспитания в школе, формирования и развития соответствующих специальных умений должно стать особой учебной задачей и осуществляется в процессе комплексного изучения музыкальных произведений. Во-вторых, развитие музыкального восприятия является проблемой обучения, а точнее, специального научения, имеющего свою систему средств и методов. Их практический характер обусловлен необходимостью сознательного овладения определенными приемами познавательной музыкальной деятельности, в процессе которой функционирует слух, память, воображение, мышление, а также активно проявляется эмоционально-волевая сторона личности.

 

1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе

     

        В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог Л. Выготский  даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса.

       Одним из видов музыкальной деятельности является восприятие.     Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периода  школьника. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». (31,89) В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Поэтому важно формировать именно музыкальное восприятие.

          Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия.

        Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».(16,248)

           Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развитие человека, от целенаправленного воспитания.

         В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так  
и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Б. М.Теплов считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения средств выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие школьников, тренировать его.

       Различие нюансов музыки развивается, у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

        Знаменитый скрипач  С. Стадлер однажды  заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего младшего школьного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. Итак, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности в наибольшей же степени - в процессе восприятия музыки.

        Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением». Стало известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки. 
         Б.М.Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев 
и т.д.). Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение школьник ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. Что означает современный подход к развитию эмоционально-образного восприятия школьника  через выразительное движение? (46,134)

          На мой взгляд, это понимание и принятие его индивидуальных особенностей в качестве важнейшего компонента педагогического процесса.

           В центре процесса должна находиться личность школьника  в воспитательной среде, гарантирующей переход к гуманистической модели педагогических технологий на основе личностно-ориентированного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе I

Проблема развития образного мышления через слушание музыки  учащихся в процессе обучения – одна из центральных. По сути дела ее решение связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному процессу слушания музыки, отражению в сознании учащихся жизненных явлений, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой основе пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к урокам музыки, которое наполнено готовностью, овладевать знаниями.

Развитие образного  мышления через слушание музыки  при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.

          Развитие  мышления через слушание музыки на уроках даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся, воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка, развить эстетический вкус, побудить к познавательной деятельности и, что самое главное - это создать условия для творчества школьника.

Информация о работе Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников