Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:27, курсовая работа
целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности младших школьников;
2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте;
3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;
4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;
5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;
6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;
7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;
8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
2. Образное мышление………………………………………………………….19
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23
2.2. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28
3. Практическая часть………………………………………………………….34
3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34
3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36
3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки по методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37
3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...45
2. Образное мышление
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. (31,345)
Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. (31,234)
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление
– это особого рода умственная и практическая
деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций
преобразовательного и познавательного
(ориентировочно-
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.
Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и образное – в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.
Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психического мышления. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре (А.Н. Леонтьев). Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, действие, переживание, интеракция, ситуация. Образ является восходящей ступенью от сигнала к миропостижению (А.В. Петровский, В.А. Петровский) (38,284). Категория образа может быть конкретизирована в таких понятиях как восприятие, представление, воображение, память, мышление и др. (Л.Б. Ительсон). Образ рассматривается как часть внешнего и внутреннего мира, культуры, языка (Е.Ф. Василюк). Целостный образ предмета или явления (мыслеобраз) отличается разнообразными характеристиками, которые выводят исследователей за рамки одной науки (психологии, физики и др.) Образы взаимодействуют с их носителем, вызывая те или иные поступки или изменения в жизни человека (К. Прибрам; Р. Сперри; В. Вульф). В процессе работы над образом проявляется неповторимое индивидуальное своеобразие каждой личности (И.С. Якиманская).
Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.
Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых. Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская, И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий. (46,96)
В рамках данной работы образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами школьника, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного развития образного мышления у младшего школьника через слушание музыки.(45)
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте
«Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки» (Блонский П.П.: 1997, с. 34).
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при прослушивании музыкального произведения на уроке музыки. Для полного восприятия и понимания музыкального произведения требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять музыкальное произведение - это значит понять и прочувствовать внутренний его смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения музыкальных средств выразительности, сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление.
Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость. В постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.
Во многом
формированию такому
Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное. Одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления, например задачи, связанные с конструированием и изготовлением изделий на уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния предметов или явлений. Например, при написании изложений, подготовке рассказа по картинке и т.п. Третья часть школьников строит условные суждения и умозаключения, что позволяет им более успешно, чем остальным детям, решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных случаях.
Встречаются
такие дети, которым трудно, и
мыслить практически и
Наличие такого разнообразия в развитии разных видов мышления у разных детей в значительной мере затрудняет и осложняет работу учителя. Поэтому ему целесообразно более отчетливо представлять основные уровни развития видов мышления у младших школьников.
О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду мышления задачи. Так, если при решении легких задач - на практическое преобразование предметов, или на оперирование их образами, или на рассуждение - ребенок плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решения, то в этом случае считается, что у него первый уровень развития в соответствующем виде мышления (Зак А.З.: 1984, с. 42).
Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.
И наконец, если ребенок успешно решает легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же может придумывать сам легкие задачи, то в этом случае считается, что у него третий уровень развития соответствующего вида мышления.
Опираясь на эти уровни в развитии мышления, учитель сможет более конкретно охарактеризовать мышление каждого ученика.
Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у школьника лучше формируются те или иные качества ума. Так решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развить у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач.
Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.
Поскольку, работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи. Или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение, не узнав результата.
С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.
Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления, а только по воображению.
Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно-образного мышления, ребенку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами.
Информация о работе Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников