Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 14:04, реферат
Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения). Этос считался подверженным изменениям и противопоставлялся физису, природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной.
Введение 3
Глава 1 Учение о музыкальном этосе
Учение об этосе души 4
Учение о музыкальном этосе и нравственно-воспитательном воздействии музыки 6
Пифагорейская концепция музыкального этоса 8
Учение Платона о музыкальном этосе 9
Глава 2 Музыкальная эстетика Аристотеля
Учение Аристотеля о прекрасном 10
Эстетическая теория о подражании 14
Заключение 17
Список использованных источников 18
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
Кафедра специального музыкального инструмента
Учение о музыкальном этосе.
Музыкальная эстетика Аристотеля
Реферат
по предмету «Музыкальная эстетика»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Учение о музыкальном этосе
Глава 2 Музыкальная эстетика Аристотеля
Заключение 17
Список использованных источников 18
ВВЕДЕНИЕ
Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения). Этос считался подверженным изменениям и противопоставлялся физису, природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной.
В то же время этос, как более устойчивый во временном смысле нравственный характер, часто противопоставляется также пафосу, как душевному переживанию.
Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Древние греки использовали и понятие патос (от пафоса). Если этос описывал спокойный, нравственный характер, разумный стиль поведения, то патос определял поведение беспокойное, неупорядоченное, иррациональное, аффективное. Сегодня понятие «патос» может быть использовано для обозначения всего того, что приводит к расшатыванию нормативного порядка в социуме, к деструкции ценностей этоса, к «порче нравов».
Одним из величайших завоеваний древнегреческой эстетики было учение о музыкальном этосе. Это учение было специфически античной теорией. В музыкальной эстетике Древнего Востока музыке также придавалось огромное значение, но здесь доминирующую роль играли космологические и магические представления о музыке: о её связи с временами года, с первоэлементами, с жизнью животных и растений. Все эти представления, дошедшие в той или иной форме до Древней Греции и отразившиеся в античной мифологии, были затем переработаны в учение об этическом значении музыки, о связи её с психикой, темпераментом и нравственными способностями человека.
Мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения <...> и ради времяпрепровождения, т.е. ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности.— Аристотель. Политика, 1341b .[5]
ГЛАВА 1
УЧЕНИЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ЭТОСЕ
1.1 Учение об этосе души
Этос (ethos) - нрав, обычай, душевный склад (качества), устойчивость характера.
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером.
Античное понятие «этос» имеет мало общего с нашим понятием «характера» по мнению О.Шпенглера. «То, что «этос» переводили словом «характер», вместо того, чтобы передать неподдающееся переводу понятие описательно (например, как «роль», «идеальный способ держать себя», «жест»), имело для целого столетия погибельное следствие»[1].
Древние связывали с этосом не только совокупность постоянных (устойчивых) черт характера человека, данных ему от рождения, но и некую направляющую силу, которая как бы формирует сущность человека.
Гераклит говорит: «Этос человека есть его демон». Полигнот: «Этос — приобретенные, сильные качества личности, высокие моральные устремления души». Квинтилиан понимал этос как некую устойчивую силу, выражающую спокойное равновесие души, величие того, что причастно возвышенному».
Древние считали, что этос проявляется как выражение внутреннего бытия, картины души человека определенной культуры через лицо, осанку, жест, одежду, речь. Полагали, что определенным чертам характера соответствуют определенные выражения, интонации речи, по которым можно было усмотреть нравственный облик выступающего.
Этос — это «то, сообразно чему человек в жизни бывает таким и не иным; и если кто произносит слова, соответствующие душевному складу, то обнаруживает свой нрав, потому что мужлан и человек образованный сказали бы не одно и то же и ни в одних и тех же выражениях» (Аристотель).
В иерархической триаде человеческой личности логос-этос-пафос «этос» (спокойная, гармонизированная и уравновешенная душа) занимает серединное положение.
Он является мостом, соединяющим «логос» (разумное начало, этические нормативы, истина) и «пафос» (страсти, неразумные аффекты, возмущения души, вредные ее мутации).
«Этос» и «пафос», «этос» и «логос» противопоставлены как феномены. Только их глубокая (органичная) связь образует гармонию личности. «Этос» и «пафос» противоположны по содержанию и направленности эмоций.
Аристотель противопоставляет убывающую градацию (лестницу) страстей негативного характера «вражда», «ненависть», «гнев», «негодование» и т.п. лестнице этических чувств противоположного характера: «любовь», «дружба», «сострадание», «милосердие» и т.п.
Феномен «этос» противостоит также феномену «логос». Эти два разных способа мирочувствования обозначены у О.Шпенглера как становление (выражение, образование) и ставшее.
«Все логическое — пространственно неподвижно, механично; все этическое есть чистый (текучий) живой образ, который можно передать физиогномически, драматически, музыкально, но нельзя ввести в схему. Настоящее (интонационное) музыкальное искусство есть всегда необманное откровение этического образа души» (О.Шпенглер)[1].
Для изучения этических способностей (которые отделялись от способностей разума) Аристотель ввел дисциплину «Этику» (философию человека) и определил ее центром учения о добродетелях (аретэ).
Добродетель (добро делание) состоит из 2-х начал: 1) «добро» - обобщенное представление человека о нравственно положительном, 2) деятельность, активное начало.
И Платон и Аристотель предполагали существование врожденных этических способностей, т.е. признали неравенство людей и, следовательно, неодинаковую возможность для них достичь совершенной добродетели.
«Если существует в человеке в достаточной мере понятие нравственности, то он не будет нуждаться в исследовании причины прекрасного, справедливого и доброго, ибо подобный человек сам обладает принципами или легко найдет их.
Кто хочет с пользой слушать исследование о причинах прекрасного и справедливого, должен быть нравственным человеком. Тот же, кто не имеет ни того ни другого (ни понятия, ни причины) пусть послушает Гесиода:
Тот превосходный человек, кто сам все познал,
Хорош также и тот, кто слушает умные речи,
А тот, кто и сам ни о чем не мыслит и не принимает к сердцу
Речи другого, тот совершенно бесполезный».
1.2 Учение о музыкальном этосе и нравственно-воспитательном воздействии музыки
Учение о музыкальном этосе и нравственно-воспитательном воздействии музыки было господствующей эстетической доктриной всей античной философии на протяжении более чем 10-ти веков.
Оно было основой всей педагогической теории древнегреческой классической эпохи, всего того, что греки называли словом «Пайдейя».
«Музыка прежде всего влияет на состояние души, область любви и добродетели и способна воспитывать нравы, смягчать характеры, исцелять болезни, отвращать от дурных страстей» (Аристотель).
Концепция этического (нравственно-воспитательного) воздействия музыки независимо от греков и раньше их возникла на Востоке (Египет, Китай, Индия).
Согласно «Шуцзин», император Шунь (третье тысячелетие до н.э.) учредил первое в мире министерство музыки. Ему приписывается следующий приказ: «Куи, я назначаю вас управляющим музыкой. Воспитывайте наших сыновей так, чтобы прямой был все же мягок, а кроткий сохранял чувство достоинства, сильный не был жесток, а стремительный не был дерзок.
Поэзия есть выражение значительной мысли, а пение увеличивает совершенство этого выражения. Тоны сопровождают это совершенство, и в таком случае они гармонизуются в духовных инструментах. На этом пути восемь различных инструментов могут быть согласованы так, чтобы один не заглушал другого и не мешал ему, а души людей тем самым были бы приведены в состояние гармонии».
Установилось наличие в античной музыкальной эстетике двух основных этических направлений: каноников (пифагорейцев) и гармоников (сторонников Аристоксена).
Каноники были последователями Пифагора (580—500 г. до н.э.) и его школы. Учение пифагорейцев о музыке основывалось на признании числовой идеальной гармонии небесных светил.
Пифагорейцы, занимаясь математикой и астрономией и изучая роль числа, заложили основы акустики, ввели так называемый пифагорейский строй, основанный на чисто математических отношениях между звуками при делении струны, и провозгласили математический и физический принцип критерием художественной оценки музыкального произведения.
На этом космическом понимании музыки пифагорейцы одни из первых обосновали учение об этическом влиянии музыки и ее «очищающем» воздействии.
Гармоники сторонники ученика Аристотеля — Аристоксена (III в. до н.э.), выдвинули положение, что критерием оценки музыкального произведения является не сама акустика, а слуховое восприятие, приятность звучания. Аристоксен разработал также дальше вопрос об этическом значении музыки.
Впервые в истории эстетики точную формулировку содержания музыкального этоса приводит афинец Дамон (учитель музыки Перикла и Сократа).
В речи, адресованной членам государственного суда, подчеркивая политико-социальное и воспитательное значение музыки, он ссылался на то, что различные ритмы и мелодии по разному воздействуют на душу человека.
Анализируя Musike, как первоначально единое искусство, в котором собственно музыкальные элементы всегда тесно связаны с текстом поэтического произведения, он подчеркивает, что структурно разные мелодии обладают различным этическим воздействием на психику.
«О взаимосвязи стихотворения, ритма и человеческого характера мы посоветуемся с Дамоном, а именно, какие размеры подходят для выражения низости, наглости, безумия, и других дурных свойств, а какие надо оставить для выражения противоположных состояний» (Платон).
Важнейший прогрессивный элемент концепции музыкальной Paideia Дамона — непосредственное единство «музыкальной красоты» и «музыкальной добродетели» (т.е. единство этико-эстетического в музыкальном воспитании). «Посредством смены музыки мы можем сознательно формировать личность»[4].
1.3 Пифагорейская концепция музыкального этоса.
Пифагорейская доктрина музыкального этоса включает понятие «музыка небесных сфер».
По этой доктрине музыка (первая среди искусств) является по сути дела подражанием. Образцом для нее служит гармония, существующая среди небесных тел.
Высота тона в этой небесной гармонии «определяется скоростью движения небесных тел, а эта скорость в свою очередь зависит от расстояния между ними, которое находится в той же пропорции, что интервалы между звуками в октаве».
Этот пифагорейский космос представляет собой своеобразную божественную музыкальную шкатулку: звезды, расположенные на гармонических расстояниях одна от другой. Двигаются на своих орбитах с твердо установленной скоростью. И колеблемый их движением эфир издает самую мощную из всех существующих мелодий.
Параллельная доктрина у пифагорейцев — доктрина о этосе души. Душа представляет собой гармонию, или, точнее созвучие, основанное на цифровом соотношении. Такое толкование сущности души объясняет то удовольствие, которое мы получаем от музыки.
Пифагор рассматривал музыку как средство терапевтического «врачевания человеческих нравов и страстей и восстановления гармонии духовных способностей».
Пифагор установил в качестве первого — воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония духовных способностей в том виде, как они были сначала.
Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая смешение тех или иных мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде, скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели при помощи подходящих мелодий.
Информация о работе Учение о музыкальном этосе. Музыкальная эстетика Аристотеля