Учение о музыкальном этосе. Музыкальная эстетика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 14:04, реферат

Краткое описание

Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения). Этос считался подверженным изменениям и противопоставлялся физису, природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Учение о музыкальном этосе
Учение об этосе души 4
Учение о музыкальном этосе и нравственно-воспитательном воздействии музыки 6
Пифагорейская концепция музыкального этоса 8
Учение Платона о музыкальном этосе 9
Глава 2 Музыкальная эстетика Аристотеля
Учение Аристотеля о прекрасном 10
Эстетическая теория о подражании 14
Заключение 17
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Учение о этосе 1.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

Суммируя то, что говорит Аристотель о подражании, можно отметить, что у него подражание есть деятельность, к которой человек склонен от природы и которой он отличается от других существ; что оно носит познавательный характер (с его помощью человек получает свои первые познания) и что подражание доставляет человеку удовольствие, а следовательно, носит эстетический характер.

Наряду с учением о подражании (мимесисе) в эстетическом учении Аристотеля большое значение имеет учение о трагическом очищении — катарсисе. Это учение Аристотель формулирует в «Поэтике», давая свое знаменитое определение трагедии. Вот оно: «Итак, трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее, благодаря состраданию и страху, очищение подобных аффектов» («Поэтика» 1449 в).

Высказывая это определение, Аристотель задал загадку, которую в течение многих веков пытались разгадать. Он не раскрыл, в чем заключается сущность очищения, а главное, к чему относятся его слова: «очищение подобных аффектов». Из определения Аристотеля не ясно, идет ли речь об очищении чувств сострадания и страха или об очищении чувств, «подобных» состраданию и страху, таких, например, как гнев, беспокойство, жалость, и вообще всяких чувств, связанных с состраданием.

Именно поэтому в истории эстетики возникло огромное количество теорий, пытавшихся по-своему истолковать сущность катарсиса Аристотеля. Среди них этическая концепция катарсиса («поэтики» Возрождения, Дасье, Лессинг), медицинская теория (Бернайс), религиозная (Гаупт) и т. д. Все эти теории в известной мере раскрывают многозначность аристотелевского катарсиса, хотя до сих пор невозможно отдать полное предпочтение одной из них.

Поэтому, комментируя аристотелевскую мысль о трагическом очищении посредством страха и сострадания, но не вдаваясь в подробности судьбы этого учения, подчеркнем, что Аристотель применял идею катарсиса не только к трагедии, но и к музыке. Это свидетельствует о широком, общеэстетическом значении этой теории. Аристотель связывал катарсис с наслаждением, подчеркивая таким образом эстетический характер очищения посредством аффектов.

В «Политике» Аристотель говорит о существе музыкального катарсиса. «...Аффекту, сильно действующему на психику некоторых лиц, подвержены в сущности все, причем действие его отличается лишь степенью своей интенсивности; например, состояние жалости, страха, а также энтузиазма. И энтузиастическому возбуждению подвержены некоторые лица, впадающие в него под влиянием религиозных песнопений, когда эти песнопения действуют возбуждающим образом на психику и приносят как бы исцеление и очищение... То же самое, конечно, испытывают и те, кто подвержен состоянию жалости и страха и вообще всякого рода прочим аффектам, поскольку каждый такой аффект свойствен данному индивиду. Все такие лица получают своего рода очищение, т. е. облегчение, связанное с наслаждением. Точно так же песнопения очистительного характера доставляют людям безвредную радость». Фактически здесь Аристотель рассматривает катарсис в самом широком, общеэстетическом смысле. Он видит в нем основу эстетического наслаждения, считая, что без него не может быть никаких целесообразных эмоций[3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учение о музыкальном этосе является общеантичным учением. В той или иной мере к нему обращались почти все авторы, которые писали по вопросам музыки. Оно разрабатывалось, хотя и с разных философских и эстетических позиций, и пифагорейцами, и Платоном, и Аристоксеном. Учение о музыкальном этосе выходило далеко за пределы собственно теории музыки. Оно было основой всей педагогической теории древних греков классической эпохи, всего того, что греки называли словом «paideia». На музыке и музыкальном воспитании основывалась вся система общественного образования древних греков. Не случайно, что в греческом языке «образованный» человек значит «мусический», то есть тот, кто получил воспитание с помощью муз. Это - не случайное терминологическое совпадение. Оно соответствует всей художественной и педагогической практике античной Греции, где всякое общественное воспитание - художественное, интеллектуальное, нравственное - основывается главным образом на музыкальном воспитании. Античные мыслители полагали, что без музыки вообще невозможно никакое воспитание[5].

Подводя итог, следует указать на следующие принципы эстетики Аристотеля: материалистическая интерпретация учения о подражании, учение о форме и материи, принцип гармонии и меры, органицизм, связь эстетики с проблемами этики и политики, учение об очищении.

Аристотель создал целую школу в области эстетики. К числу его последователей относился Феофраст (ок. 372—287 до н. э.), которому принадлежали трактаты «О комедии», «О смешном», «О вдохновении». Главная мысль эстетики Феофраста — связь искусства с характером человека, учение об этосе искусства.

Другим учеником и последователем Аристотеля был Аристоксен (середина IV в. до н. э.). Аристоксен был плодовитым писателем. Основной пафос музыкальной теории Аристоксена заключается в критике абстрактно-математического подхода и попытках эмпирического подхода к музыкальной гармонии, к изучению музыки вообще. Совершенно очевидно, что этот пафос имел своим теоретическим и идейным истоком эстетику Аристотеля и его учение о природе эстетической гармонии.

Классический период в античной эстетике был необычайно содержательным, но недолговременным. Он охватывает небольшой исторический срок, в полтора-два века, после чего классическая эстетика уступает место новому периоду в развитии античной эстетики — эллинизму.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер, пер. с нем. К. А. Свасьяна. - М: Мысль, 1993. - 592 с.
  2. Золтаи, Д. Атос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Д. Золтаи, пер. с нем. Т. Длугач, И. Науменко. – М.: Прогресс, 1977. – 367 с.
  3. Шестаков, В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В. П. Шестаков; под ред. З. М. Павловой. – М.: Мысль, 1979. – 372 с., ил.
  4. Учение о музыкальном этосе и мусическое воспитание в Древней Греции [Электронный ресурс]. – 20.01.2014. Режим доступа: http://musike.blog.ru/210336787.html?attempt=1. – Дата доступа: 18.11.2014.
  5. Учение о музыкальном этосе [Электронный ресурс]. – 12.08.2014. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post333642338/. – Дата доступа: 18.11.2014.

 

 


Информация о работе Учение о музыкальном этосе. Музыкальная эстетика Аристотеля