Формы и методы внеклассной работы по музыке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
1) необходимо раскрыть роль и значение внеклассной музыкальной работы в процессе формирования нравственно – эстетических качеств личности путем изучения и анализа специальной и общепедагогической литературы;
2) на основе изученного материала рассмотреть многообразие видов, форм и методов внеклассной работы по музыкальному воспитанию школьников, их взаимосвязь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...стр.3
§1.Сущность и особенности внеклассной работы по музыке………………….стр.6
§2. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы……………………………………………………………………………..стр.14
§3. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми……..стр.26
Заключение………………………………………………………………………..стр.34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧИСТОВИК.docx

— 98.50 Кб (Скачать файл)
  • музыкальные традиции и классные праздники;
  • музыкальные игры, например: «Идем в концертный зал», «Встреча у дедушки Проигрывателя», «Музыкальный магазин», «День рождения куклы Наташи», «Дирижер и оркестр»;
  • комплексные занятия с привлечением разных видов искусств, например: «Мы слушаем осень», «Музыкальное путешествие во времени», «Весенние голоса».

3) Опыт творческой деятельности. Развитие ребенка, школьника как творца-музыканта, художника, артиста, развитие человека вообще невозможно вне гармонии его фундаментальных человеческих способностей: видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать. Исходя из этого художественная жизнедеятельность в детском возрасте протекает как развитие искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. И музыкальное образование во внеурочное время с самого начала разворачивается не как развитие «специфических» музыкальных способностей (ритма, музыкальной памяти, музыкального слуха во всех видах и пр.), значение которых для музыкального развития неоспоримо, а, в первую очередь, как воспитание у детей искусства слышать. (Конечно, не в физическом смысле.) Именно эти проблемы и кладутся в основу опыта творческой деятельности ребенка во внеурочное время, когда школьники экспериментируют со звучащим материалом, создают свои собственные музыкальные партитуры (для оркестра детских музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность как «пение души». Основными формами этого направления работы с детьми выступают:

  • мастерская композитора,
  • классный хор и хоровое «поле» школы,
  • кружок инструментального музицирования,
  • фольклорный ансамбль,

4) Школьные традиции и праздники. Каждая школа старается иметь свой неповторимый облик. Призыв к реформированию школы, к счастью, не нарушил лучших традиций, которые создавались годами и передавались от выпускников к первоклассникам. Несомненно, новые тенденции в образовании сказываются и на обновлении традиций, стимулируют появление новых традиций и праздников. Многие из них связаны с проблемами искусства: конкурсы моды (каждый класс разрабатывает свое направление и подбирает соответствующую музыку), конкурсы красоты (где декорации, музыкальное сопровождение, музыкальные инсценировки занимают главенствующее место), игры: «Музыкальный ринг», «Угадай мелодию» — сопровождают школьные вечера отдыха.

Формы данного направления  могут быть самые разнообразные:

  • посвящение в музыканты,
  • школьная неделя музыки,
  • фестиваль музыкального искусства,
  • проводы зимы — «Масленица»,  
  • Конкурс «Папа, мама, я – музыкальная семья» и др. [15, стр.30]  Выводы:

1) Внеклассная работа по музыке – это одна из форм работы музыкального педагога, которая является дополнением к основным музыкальным занятиям и позволяет расширить и закрепить знания, полученные на уроке музыки.

2) Внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования. [4, стр. 155]

3) Главная цель таких занятий — пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора и музыкально – эстетическому развитию ребенка.

4) Во внеурочной деятельности можно выделить четыре направления: «Музыкальное просвещение», «Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «Опыт творческой деятельности», «Школьные традиции и праздники».

 

 

 

 

 § 2. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы.

К формам организации музыкальной  деятельности школьников относятся: урок, внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная музыкальная деятельность детей естественно дополняет уроки музыки. Внеклассная и внешкольная музыкально-воспитательная работа имеет следующие назначение и цель: совершенствование исполнительских умений и навыков, углубление музыкальных знаний, расширение музыкального кругозора, накопление музыкального опыта у школьников. Все виды организации внеклассной и внешкольной музыкальной деятельности могут выбираться с учетом интересов детей. После школьных занятий учащиеся по желанию могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на фортепиано, музыкальным театром.

Внеклассная и внешкольная  музыкальная работа имеет следующие  организационные формы проведения: индивидуальные, групповые и массовые. [12, стр165]

Внеклассная музыкальная работа проводится в школе путем организации кружков — хоровых, инструментальных, сольного пения, различных ансамблей. Вступление в тот или другой кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны школьника. Даже хоровые кружки, куда ранее принимались только те дети, которые обнаружили развитой музыкальный слух и певческий голос, в настоящее время часто комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального, здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос. Однако это не означает полного игнорирования руководителями кружков тех природных данных, какими обладают дети, и «при прочих равных условиях» (т. е. при стремлении заниматься именно той или иной музыкальной деятельностью) преимущество должно быть на стороне тех, кто уже проявил свои музыкальные способности. [2,стр.163]

Хоровой кружок. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Песня воздействует на их чувства, занимает досуг, в яркой образной занимательной форме углубляет представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает большей массой  эмоционального  воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид исполнительства.[9,стр.97]

Организация хора — это  первый и весьма важный этап в создании школьного хорового коллектива. Сначала собирается небольшая группа учащихся — любителей хорового которые составят ядро, основу будущего хорового коллектив этой группой следует подготовить несложную программу и выступить с небольшим концертом на школьном вечере. Затем полезно провести беседы на классных собраниях об организации хора и познакомить учащихся с планом работы будущего хорового коллектива, рассказать о содержании хоровых занятий, о разнообразном вокальном репертуаре, предложить слушать произведения зарубежных и отечественных композиторов, народные песни.

При организации школьного  хора в первое время нужно принимать в него всех желающих, не бояться, если у школьника слабый музыкальный слух или плохой тембр голоса, хотя это, конечно, потребует дополнительной индивидуальной работы. В дальнейшем основным требованием к участникам хора станет наличие музыкального слуха и хотя бы небольшого голоса. Пусть даже с неполным диапазоном. Желающему петь в хоре можно предложить спеть знакомую песню. Легкие лопевки в различных тональностях можно использовать для выяснения качества и диапазона голоса. Нужно учитывать, что при первом прослушивании не всегда удается безошибочно определить характер голоса и музыкальные способности новичков, поэтому в процессе учебной работы необходимо периодически их прослушивать. После набора хора руководитель должен иметь список участников с телефонами и именами-отчествами родителей. После зачисления детей в хор рекомендуется провести родительское собрание, на котором руководителю необходимо оповестить родителей о перспективах работы, создать родительский комитет, решить вопрос расписания занятий, приобретения костюмов для концертов и т. д. План работы школьного хорового коллектива включает следующие разделы: организационная, воспитательная работа (проведение лекций, бесед, посещение концертов и т.д.), учебная работа (изучение музыкальной грамоты, развитие вокально-хоровых навыков, слушание музыки и т.д.), совершенствование исполняемого репертуара, концертные выступления.

Кружок ритмики. Идея использования музыкального ритмических движений как средства формирования музыкальности детей принадлежит швейцарскому педагогу, ученому Э.Ж. Далькрозу (1865-1950). Целью использования музыкально-ритмических движений следует полагать развитие творческих способностей детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности. Музыкальное воспитание средствами движения должно осуществляться в упражнениях, играх, плясках, танцах. Все указанные виды выполняют общую задачу — добиться слитности характера движения и музыки. У каждого вида ритмического движения есть свои функции. Упражнения – это формирование основных навыков и умений выразительного движения детей в ходьбе, беге, прыжках (шагают кузнечики, лягушки прыгают, хочется спать). Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки (сюжетные и несюжетные) в зависимости от характера музыкального произведения.

Кружок бальных  танцев. Цель занятий бальными танцами способствовать творческому самовыражению учащихся средствами  хореографического искусства. Содержание занятий бальными танцами включает знакомство с историко-бытовыми танцами (гавот, менуэт, мазурка), народными (полька, кадриль), классическими (вальс), латиноамериканскими (самба, румба) и современными. [12, Стр166-167]

Музыкальный и  кукольный театры. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя. Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как «Зайкина избушка», «Кот, Петух да Лиса»- В.Герчик, «Теремок» М.Красева на слова С.Маршака, «Волк и семеро козлят» М. Коваля и др. (из опыта работы М.С.Осенневой)

Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия  в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:

1) образовательных — формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения;

2)воспитательных — воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа;

3) развивающих — развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы — внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.

В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о том что им особенно запомнилось — актерская игра, музыка, декорации, свет. При этом важно не разрушить излишними рассуждениями непосредственного впечатления, произведенного спектакля на зрителей. Роль педагога — руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций, режиссерскими указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица и т.д. Задача педагога-руководителя — дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля. Предварительно следует готовить нужные атрибуты: декорации, необходимый реквизит, украшения сцены, костюмы для персонажей. Красочная афиша или пригласительные билеты с афишей должны быть подготовлены заранее. Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения. [6, стр. 243]

Фольклорный ансамбль. Освоение детьми фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти. Цель занятий учащихся начальной школы в фольклорном ансамбле — приобщение к отечественной национальной культуре. Задачи ставятся следующие:

1) образовательные — формировать у младших школьников навыки исполнения русских народных песен;

2) воспитательные — воспитывать у детей интерес и уважение к традициям своего народа;

3) развивающие — развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Важным в организации  занятий детей в фольклорном  ансамбле должно стать понимание освоения народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздания среды бытования русских народных песен: изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов. Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия и праздники. Все это может проходить как в школе, так и на природе, так как многим жанрам русских народных песен присущи условия и атмосфера улицы, народного гуляния.

Сама синкретическая сущность музыкального фольклора обусловливает при участии детей в фольклорных ансамблях различные виды занятий: слушание, пение, движение, игра на инструментах русского народного оркестра, театр, импровизация. Позитивным моментом в работе ансамбля являются обращения к видео- и аудиозаписям фольклористов, экспонатам народно-прикладного творчества, истории народного костюма.[16,стр.331-332]

Кроме того, народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и  культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных  созвучий и ритмов, а как явление  культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления. Постепенно ребенок становится готов  осмысленно воспринимать музыку самых  разных направлений и стилей. Доступность  народных инструментов, привлекательность  и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают  предпосылки для дальнейших занятий  музыкой формируют интерес к  познанию мира музыки в разных его проявлениях.[21,стр. 4 - 6] Многие народные инструменты (свистульки, трещотки, ложки, и др.) активно участвовали и продолжают быть незаменимыми предметами в игровом мире детей, оказывают влияние на начальное музыкальное воспитание. Непосредственный, живой язык инструментов доступен детям, пробуждает у них желание к самостоятельному исполнительству. [21,стр.28] Однако, надо признать, что привитию школьникам интереса к русским народным инструментам и народно-инструментальной музыке мешает недостаточная пропаганда данного вида музыкального искусства в школе, недооценка его художественной значимости. Между тем самодеятельные оркестры русских народных инструментов могут сыграть важную роль в массовой пропаганде музыкальной культуры.[3,стр.148]

Информация о работе Формы и методы внеклассной работы по музыке в школе