Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа
Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
1) необходимо раскрыть роль и значение внеклассной музыкальной работы в процессе формирования нравственно – эстетических качеств личности путем изучения и анализа специальной и общепедагогической литературы;
2) на основе изученного материала рассмотреть многообразие видов, форм и методов внеклассной работы по музыкальному воспитанию школьников, их взаимосвязь.
Введение…………………………………………………………………………...стр.3
§1.Сущность и особенности внеклассной работы по музыке………………….стр.6
§2. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы……………………………………………………………………………..стр.14
§3. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми……..стр.26
Заключение………………………………………………………………………..стр.34
Список используемой литературы
Вокально-инструментальные ансамбли в настоящее время являются, пожалуй, наиболее популярной среди школьников формой музицирования. Будучи довольно свободными и по составу, по исполняемому репертуару, ВИА не могут иметь однозначной оценки: в ряде случаев они становятся центром музыкально-просветительской работы, вызывают активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствуют воспитанию хорошего музыкального вкуса; но очень часто они же способствуют популяризации низкопробных шлягеров, музыки, идеологически чуждой нашему обществу. Поэтому, поддерживая инициативу школьников в создании ВИА, учителю необходимо ненавязчиво, тактично направлять их работу, заинтересовывать исполнением именно такого репертуара, который мог бы положительно влиять на учащихся. Иначе говоря, роль ВИА в массовом музыкальном воспитании может быть негативной, а может быть и позитивной, в зависимости от тех целей, которые перед ними ставятся, а следовательно, от содержания, характера их деятельности. [2,стр.165-166]
Кружки индивидуального обучения игре на инструменте (фортепиано, народные инструменты) способствуют решению очень важной задачи: дать возможность учиться детям, стремящимся к музыке, но по той или иной причине не обучающимся в специальном музыкальном учебном заведении (или дома). Как известно, дети старше 7—8 лет обычно не могут поступать в I класс ДМШ, тем более подросток или юноша, нуждающийся в обучении «с азов». В школьный же кружок может прийти любой, независимо от возраста и уровня музыкального развития. Индивидуальные занятия позволяют строить их с каждым кружковцем по специальному плану, учитывающему все его особенности — психические, физические, музыкальные и др. Вместе с тем школьный кружок имеет преимущества по сравнению с домашним обучением музыки в том, что в нем создается определенный коллектив класса, который связан с жизнью школы. Кроме того, достижения ученика не замыкаются семейным кругом, а становятся достоянием многих благодаря его участию в школьных мероприятиях.
Оркестровые коллективы, к сожалению, довольно редкое явление в школе. Причин тому много (и материальные, и организационные), но там, где такие коллективы есть, их положительное влияние на общий уровень музыкальной культуры школьников — несомненно. Конструктивные особенности русских народных инструментов позволяют школьникам довольно быстро овладевать техникой игры на них, а, следовательно, включаться в активное музицирование (и сольное, и коллективное). Безусловно, важнейшее значение, как и в других кружках, здесь имеет верный отбор репертуара, интересные методы работы, развитие у кружковцев творческой самостоятельности, а не слепого копирования игры руководителя. Хотя игра в оркестре не сопряжена с теми трудностями, которые испытывают хористы при частых выступлениях, особенно с исполнением сложных произведений, все же и здесь должна быть предусмотрена разумная мера выступлений (их частота, длительность, сложность). Для всех оркестрантов каждое выступление должно стать событием, к которому готовишься, которого ждешь и радуешься его свершению. [2, стр.166-167]
Особое место в системе
внеклассной и внешкольной
Тематические и комплексные занятия — одна из форм активного отдыха ребят в группе продленного дня, способствуют формированию их интересов и вкусов. На тематических занятиях (вечерах), где ведущее место отводится музыке, учащиеся знакомятся с ее жанрами, творчеством русских и зарубежных композиторов. Учитывая интересы школьников, педагог может планировать самые различные темы, например «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Вечер фольклора», «Русские народные инструменты», «Твой любимый композитор» и др. Тематические занятия могут включать разные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), что создает условия для активного развития музыкальных способностей младших школьников. Комплексные занятия объединяют разные виды художественной деятельности (изобразительную, литературную, музыкальную), которые связаны одной темой например «Космос», «Искусство и русская природа». Цель занятий — воспитание нравственных чувств (любви к Родине к родной природе и т.д.) — достигается благодаря активизации инициативы и творческих способностей детей. Чтобы расширить их знания и представления о различных явлениях окружающей действительности, учитель использует не только хорошо знакомый репертуар, но и новый. Насыщенность занятий различными впечатлениями и творческими заданиями стимулирует интерес ребят, усиливает их переживания, обогащает художественное восприятие. [8,стр.204-205]
Само название массовые формы говорит о том, что главной их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом музыкальном мероприятии вообще не требует от детей никакой подготовки. Определенная подготовка нужна для участия в любом деле, только суть ее может быть весьма различной. Под массовыми формами музыкального воспитания детей понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки музыкальных данных школьника, уровня его музыкального развития. Они эпизодичны, не предусматривают планомерного музыкального обучения. Достаточно желания, интереса — и школьник становится участником какого-либо конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания — составляет основу его подготовки. Какие же мероприятия имеются в виду? Это лекции-концерты для школьников, коллективные посещения оперных спектаклей, организация и проведение массовых музыкальных праздников, конкурсов, смотров. Выполняя музыкально-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей, имеющих специальные музыкальные данные, пробуждают или углубляют их музыкально-эстетические чувства, потребности. [2,стр.161-162]
Многие дети получают возможность выступать на лучших сценах города, проводящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распространять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной музыкальной работы. Музыкальные конкурсы, фестивали, смотры часто организуются с помощью радио, телевидения, что дает возможность познакомиться с лучшими образцами детского музыкального творчества во всех регионах страны. В организации и проведении внеклассной и внешкольной музыкальной работы активное участие принимают Всероссийское музыкальное общество и его отделения, Союз композиторов России и его отделения, филармонии, музыкальные театры, Международный союз музыкальных деятелей. Каждая из этих организаций обладает своими особыми возможностями приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству, а вместе, взаимно дополняя друг друга, они создают условия для решения различных задач музыкального образования. [4,стр. 154-155]
Школьные праздники являются одной из массовых форм внеклассной работы. Их тематика может быть самой разнообразной, но особое значение приобретают календарные Праздники (Рождество, Новый год и др.), а также посвященные знаменательным датам (Международный женский день 8 Марта, День Победы и др.). Музыка в сочетании с другими видами искусства (живописью, литературой) делают праздник эмоционально окрашенным.
В щколе проводятся и музыкальные праздники, Они могут быть посвящены современной песне, музыке народов нашей страны, а также событиям музыкальной жизни. Праздники должны доставлять учащимся радость, объединять, вызывал общие чувства, переживания, и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности и творческую инициативу. Как же лучше организовать праздник? Безусловно, он всегда должен быть рассчитан на учащихся определенного возраста. Ведь то, что интересно первоклассникам, уже не увлекает учащихся IV класса и тем более подростков. Поэтому при подготовке всегда учитываются интересы, склонности ребят, особенности классов. В организации праздников, кроме учителя музыки, активное участие принимают классные руководители, учителя начальных классов воспитатели групп продленного дня. К обсуждению замысла привлекаются и учащиеся, которые также входят в актив. Всем вместе необходимо найти оригинальное название праздника, отражающее его идею, составить сценарий, продумать художественное оформление, подобрать литературный и музыкальный материал, распределить основные обязанности. В сценарий вводятся номера, подготовленные участниками школьных кружков: хорового, драматического, ВИЛ, фольклорного ансамбля, — словом, тех, которые есть в школе. Являясь источником радостных впечатлений, праздник оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, обогащает его внутренний мир. [8,стр.203]
Обобщая сказанное можно сделать следующие выводы:
1) К основным формам
внеклассной работы можно
2) Массовые формы внеклассных музыкальных занятий являются значительным резервом, увеличивающим время общения с музыкой всех школьники, что особенно важно при одном уроке музыки в неделю.
3) Доступность массовых форм музыкальных занятий учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня обеспечивает повсеместно охват младших школьников сферой музыкального влияния как в городе, так и в сельской местности. Главная их особенность — в преемственности целей и задач музыкального воспитания на уроках и на внеклассных музыкальных занятиях. Эта преемственность заключается в последовательном и целенаправленном формирование музыкальной культуры школьников как важной части всей их духовной культуры.[16, стр. 54]
§3. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми.
Организация внеклассных
музыкальных мероприятий
1) Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
2) Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями
3) Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
4) Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
5) Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
6) Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
7) Соблюдать определенную продолжительность занятия в засимости от возраста детей. [6, стр.224]
Кроме того, организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:
1) все виды музыкальных
внеклассных занятий должны
2) широкое использование
различных методов должно
3) необходимо воспитывать
у учащихся интерес к
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывает семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае. [8, стр.191]
Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
—соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
—связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
— комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
— постоянство требований и систематическое повторение действий;
— сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
— увлеченность и интерес;
— активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
— учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детскими
коллективами выдвигает собственные принципы
— единство эмоционального и сознательного;
— единство художественного и технического;
— единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
1) зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий.
2) осознание целей обучения;
3) значимость для детей усваиваемого репертуара;
4) сложность произведений;
5) профессионализм преподавателя.
Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности — словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам - восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским коллективом основан на особенностях учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. В задачи методики входит изучение практики и опыта работы видных деятелей и известных коллективов. [9,стр.209-212]
Информация о работе Формы и методы внеклассной работы по музыке в школе