Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:37, реферат
Природа одарила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое, духовное и нравственное. Образ человека совпадал с образом творца. То мучительное противоречие между повседневностью и нравственным идеалом, которое не мог разрешить Лев Толстой, Шостакович привел в единство не декларациями, а самим опытом своей жизни, став нравственным маяком действенного гуманизма, озарив XX век примером служения людям.
Осенью того же года он в
очередной раз приступил к
написанию Четвертой симфонии, твердо
решив, какие бы трудности его
ни ожидали, довести работу до завершения,
осуществить фундаментальное
Начав писать симфонию 13 сентября 1935 года, он к концу года полностью закончил первую и в основном вторую части. Писал быстро, порой даже судорожно, выкидывая целые страницы и заменяя их новыми; почерк клавирных эскизов неустойчивый, беглый: воображение обгоняло запись, ноты опережали перо. лавиной стекая на бумагу'.
В январе 1936 года вместе с коллективом Ленинградского академического Малого оперного театра Шостакович выехал в Москву, где театр показывал две свои лучшие советские постановки — «Леди Макбет Мценского уезда» и «Тихий Дон». Одновременно «Леди Макбет» продолжала идти на сцене филиала Большого театра Союза ССР.
Появившиеся в прессе отклики на гастроли Малого оперного театра не оставляли сомнений в положительной оценке оперы «Тихий Дон» и отрицательной — оперы «Леди Макбет Мценского уезда», которой была посвящена статья «Сумбур вместо музыки», опубликованная 28 января 1936 года. Вслед за ней (6 февраля 1936 года) появилась статья «Балетная фальшь», резко критиковавшая балет «Светлый ручей» и его постановку в Большом театре.
Многие годы спустя, подводя
в «Истории музыки народов СССР»
итоги развития советской музыки
в тридцатых годах, Ю. В. Келдыш об
этих постановках и вызванных
ими статьях и выступлениях писал:
«Несмотря на ряд верных критических
замечаний и соображений общего
принципиального порядка, резко
безапелляционные оценки творческих явлений,
содержавшиеся в этих статьях, были
необоснованными и
Статьи 1936 года послужили
источником узкого и одностороннего
понимания таких важнейших
Эти догматические установки
не могли приостановить рост-
О коллизиях и смещениях в оценке явлений музыки свидетельствовали развернувшиеся острые споры и дискуссии того времени.
Оркестровка Пятой симфонии
характеризуется, по сравнению с
Четвертой, большим равновесием
между медными и струнными
инструментами с перевесом в
сторону струнных: в Ларго медная
группа вообще отсутствует. Тембровые
выделения подчинены
Ее форма знаменовала упорядочение, систематизацию прежних осуществлений, достижение строго логической монументальности.
Отметим типичные для Пятой симфонии черты формообразования сохраняющиеся и развивающиеся в дальнейшем творчестве Шостаковича.
Возрастает значение эпиграфа-вступления. В Четвертой симфонии это был жесткий, судорожный мотив, здесь — суровая, величавая мощь запева.
В первой части выдвигается
роль экспозиции, увеличиваются ее
объем, эмоциональная целостность,
что оттеняется и оркестровкой (звучание
струнных в экспозиции). Преодолеваются
структурные границы между
Развитие не прекращается и в коде. И здесь продолжаются тематические трансформации, ладовые преобразования тем, их динамизация средствами оркестровки.
В финале Пятой симфонии
активного конфликта, как в финале
предыдущей Симфонии, автор не дал.
Финал упростился. «На большом
дыхании Шостакович ведет нас
к ослепительному свету, в котором
исчезают все горестные переживания,
все трагические конфликты
Такой финал подчеркивал классические истоки, классическую преемственность; в его лапидарности наиболее четко проявилась тенденция: создавая свободный тип трактовки сонатной формы, не отходить от классической основы .
Летом 1937 года началась подготовка
к декаде советской музыки в ознаменование
двадцатилетия Великой
«До сих пор не
могу понять,—писал он в 1966
году,—как это я осмелился
принять такое предложение без
особых колебаний и раздумий.
Если бы мне сделали его
сейчас, то я бы долго размышлял,
сомневался и, может быть, в
конце концов не решился. Ведь
на карту была поставлена не
только моя репутация, но и
— что гораздо важнее —
судьба нового, никому еще не
известного произведения
Почти два года музыка Шостаковича
не звучала в Большом зале. Часть
оркестрантов относилась к ней с
настороженностью. Дисциплина оркестра
без волевого главного дирижера снижалась.
Репертуар филармонии вызывал критику
прессы. Сменилось руководство
Без колебаний М. И. Чудаки
распределил ответственные
Весь сентябрь Шостакович жил только судьбой Симфонии. Сочинение музыки к фильму «Волочаевские дни» отодвигал. От других заказов отказывался, ссылаясь на занятость.
Большую часть времени проводил в филармонии. Играл Симфонию. Мравинский слушал и спрашивал.
На согласие дирижера дебютировать
с Пятой симфонией повлияла надежда
получить в процессе исполнительской
работы помощь от автора, опереться
на его знания и опыт. Однако «первые
встречи с Шостаковичем,—
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
- величайший музыкант XX века. Никто
в современном искусстве
С невиданной полнотой и
глубиной эта музыка запечатлела
народную жизнь на переломных этапах
— революции 1905 года и первой мировой
войны, Великой Октябрьской
«Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди в его век, на его родине. Природа наградила его особой чуткостью слуха: он слышал, как плачут люди, он улавливал низкий гул гнева и режущий сердце стон отчаяния. Он слышал, как гудела земля: шли толпы за справедливостью, гневные песни закипали над пригородами, ветер доносил напевы окраин, взвизгивала грошовая гармошка: в строгий мир симфоний входила революционная песня. Потом лязгало и скрежетало железо на окровавленных полях, выли над Европой гудки стачек и сирены войны. Он слышал стон и хрип: на мысль надевали намордник, щелкали кнутом, искусство учили припрыгивать у сапога власти,, выпрашивать подачку и стоять на задних лапах перед квартальным... Вновь II вновь въезжали на пылающее небо всадники Апокалипсиса. Над миром завывали сирены, как трубы Страшного суда. . . Менялись времена. . . Он трудился всю жизнь» . Не только в музыке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1.—Л.: Сов. композитор, 1985.—544 с. с ил.
(Нумерация сверху)
Козинцев Г. М. О Д. Д. Шостаковиче.— Цит. по кн.: Козинцев Г. М. Собр. соч. в пяти томах.—Л.: Искусство, 1983, т. 2, с. 426, 433.
Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича.—Цит. по кн.: Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки.—М.: Сов. композитор, 1982, с. 274
Кабалевский Д. Б. Несколько слов о Дмитрии Шостаковиче.—В кн.: Дмитрий Шостакович.—М.: Сов. композитор 1967, с. 91.
Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича.— В кн.: Дмитрий Шостакович, с. 105.
Шостакович Д. Д. Жизнеописание. ЦГАЛИ, ф. 2048, on. 1, ед. хр. 66.
Д. Шостакович. о времени и о себе.—М.: Сов. композитор, 1980, с. 242.
Серебрякова Г. И. О других и о себе.— М.: Сов. писатель, 1971, с. 312.
Стенографический отчет
заседания правления
Шостакович Д. Д. Будем трубачами великой эпохи.
Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды—Л.: Музгиз, 1956, с. 295
Частично выписки Шостаковича сохранились.— ГЦММК, ф. 32. ЦГАЛИ, ф. 2048. оп. 1, ед. хр. 64.
Выступление на дискуссии 1935 года о советском симфонизме // Сб.: Памяти И. И. Соллертинского.— Л.: Сов. композитор, 1978, с. 193.
Шостакович ЛЛ. Балет и музыка.
Келдыш Ю. В, Итоги развития советской музыки в 30-х годах.— В кн.: История музыки народов СССР, т. 2, с. 473.
Шостакович Д. Д. Мой творческий ответ.
Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича, с. 112
Смена, 1938, 18 окт.