Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:14, доклад
Как и многие другие элементы исполнительского искусства, штрихи были порождены живой музыкальной практикой, постоянно искавшей пути для обогащения выразительных средств музыкального исполнения. Термин «штрих» (нем. – черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников. Что-то общее заключалось в движении кисти художника и скрипача. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или иного приема игры и распространился среди музыкантов, играющих на струнных смычковых инструментах. К духовикам штрих «перекочевал» при совместном музицировании в оркестрах. Однако представление о нем долгое время оставалось самым общим, неконкретным. В методической литературе вопрос о штрихах стал разрабатываться только в 40х-50х годах XX века. Исполнители на духовых инструментах все чаше обращаются к вопросу о терминологии, касающейся различных штрихов, стремятся проникнуть в сущность этих исполнительских приемов и понять особенности их звучания.
ВВЕДЕНИЕ.
Штрихи, исполняемые атакой языка.
Штрихи, исполняемые без атаки языка.
Технические приемы и штрихи.
Штрихи и динамические оттенки.
Штрихи и скорость исполнения.
Нотный текст и штрихи.
Штрихи и динамические оттенки
Динамические оттенки позволяют один и тот же штрих исполнить в пяти – шести звуковых градациях, от fortissimo до самого тихого звучания.
При любом разнообразии нюансов сущность определенного штриха не должна изменяться. Если сочинение или эпизод написаны в характере, требующем применение соответствующего штриха, то встречающиеся динамические оттенки не должны изменять этот штрих. Можно наблюдать, как, играя музыку в характере скерцо, исполнитель на тихом звучании применяет стакатто, что соответствует характеру музыки, а встречая обозначение crescendo или forte переходит на деташе. Деташе в быстром темпе играть легче, но этим штрихом не выразить характера скерцо.
Итак, динамические оттенки разнообразят звучание штриха, как бы расцвечивают его, но они не должны изменять сущность штриха.
ДИНАМИКА ШТРИХОВ. Каждый штрих имеет свою природу динамического звучания. Деташе, Маркато могут создать звучание от мощного fortissimo до pianissimo. Легато и маркированное легато не имеют такого диапазона но применение их может дать певучее звучание при любой динамике.
Иную природу имеют штрихи Нон легато и Портато, им свойственно среднее и тихое звучание. Для стаккатных штрихов не характерно громкое звучание, так как сила звука не сочетается с легкостью и беглостью. Для громкого стаккатного звучания целесообразно применять мартеле.
Динамические свойства штрихов, однако, не исключают звучания в разных нюансах.
Штрихи и скорость исполнения
Градацию штрихов, их отличие друг от друга можно наблюдать и анализировать в медленном движении. В быстром движении штрихи как бы сливаются, и, как правило, можно различить звучание только легато, а из штрихов, исполняемых атакой языка, - стаккато и деташе. Задача исполнителя – стремиться и в быстром темпе показать, насколько это возможно, различие в звучании разных штрихов.
Нотный текст и штрихи
Композиторы эпохи Баха еще не выставляли в нотной записи штриховые знаки. Классики Гайдн, Моцарт, Бетховен уже конкретизировали нотный текст знаками, указывающими характер исполнения. У композиторов – романтиков довольно детально выставлены в нотах штриховые обозначения, а у современных композиторов нотный текст изобилует и пестрит штриховыми знаками.
Однако не всегда нотный
текст детально и правильно проштрихован.
В отдельных случаях
Замена залигованных
штрихов штрихами, исполняемыми атакой
языка, есть вторжение в авторский
текст. Такую замену штриха можно
сравнить с редактированием. Основанием
для замены лиги может быть не предусмотренное
автором дыхание и