Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа
Цель нашего исследования – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду. Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19
2.1. Развитие способностей в музыкальной деятельности………………….31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36
3.1. Классификация музыкально-игровых методик………………………...37
3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду……………………………………………..…42
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53
В-пятых, музыкальная игра — самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.
Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами, ролевым распределением или диктатом фабулы. Музыкальная игра — общение равных.
Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Она —
фактор развития ребенка;
способ приобщения ребенка к миру музыкальной общей культуры;
щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениям и навыкам;
способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;
способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;
способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.[6]
Педагогическая технология музыкально игровых методик
Музыкально-игровые методики требуют максимально профессионального и тонкого подхода воспитателя к их применению, который обусловлен сочетанием противоречивых характеристик музыкальной игры: с одной стороны, ребенок свободен поступать как ему вздумается в процессе принятия решений, а с другой — музыкальная игра требует от него подчинения этих решений основным законам музыки.
Каждую музыкальную игру условно можно разделить на три основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.
Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и уютно — комфортно.
Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное
«я». В музыкальной игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребенка, игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны, удобны, гигиеничны и безопасны; каждая музыкальная игра должна создавать положительное эмоциональное настроение (в т.ч. и для проигравших детей).
В организации и проведении музыкальной игры важен способ ее объяснения детям. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение музыкальной игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом молено считать объяснение условий по ходу игры.
Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:
-ясность и четкость в изложении;
-эмоциональная
-использование всевозможных видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).
Главенствующая роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности.
Воздействие музыки па ребенка в проведении музыкальной игры многогранно, так как оно:
• способствует эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций детей;
• воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;
• повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) и работоспособность организма в целом.
В процессе проведения некоторых музыкальных игр важно использовать диалог между педагогом и детьми, т. к. это помогает детям концентрировать внимание па происходящем. Необходимо регулировать темп некоторых Музыкальных игр, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем настроении. Продолжительность музыкальной игры зависит от интереса детской аудитории к ней.
При подведении итогов музыкальной игры необходимо помнить о том, что внутри из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка, а наоборот, при необходимости внушать ему надежду на успех. Детям или подгруппам детей, достигшим хороших результатов, можно наряду с похвалой вручать поощрительные призы.
Необходимо назвать ряд обязательных требований к воспитателю-организатору детской музыкально-игровой деятельности:
эстетика внешнего вида воспитателя;
высокая культура речи;
доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку;
профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальной игры.[6]
Глава 4. Исследование использования технологии музыкально-игровых методик во время прохождения практики в ДУ №45 г.Барановичи
В своём исследовании авторы берут за основу классификацию музыкальных способностей Б.М. Теплова. По Б.М. Теплову структура музыкальных способностей включает:
- музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его;
- ладовое
чувство, т.е. способность эмоционально
различать ладовые функции
- способность
к слуховому представлению, т.е. способность
произвольно пользоваться
В ходе исследования мы предположили, что систематическое использование игровых заданий на музыкальных занятиях в детском саду будет содействовать развитию музыкальных способностей у детей в целом и обеспечит развитие их эмоциональной отзывчивости на характер музыкального произведения в частности.
В исследовании использовались метод наблюдения и эксперимент. В качестве испытуемых выступали воспитанники детского сада №45 г.Барановичи.
В ходе констатирующего эксперимента для определения исходного уровня сформированности музыкальных способностей испытуемым было предложено выполнить следующие задания:
- выразительно
исполнить хлопками
- прослушать
произведение Д. Кабалевского «Три
подружки» и определить по
характеру звучания
- интонационно
чисто передать
Нами получена следующая информация, характеризующая исходный уровень музыкальных способностей испытуемых: точно исполняют ритм 59% детей; чувствуют эмоциональную выразительность движения мелодии 50% детей; чисто интонируют мелодию песни 27,3% детей.
Исходя из результатов констатирующей части эксперимента, в формирующей его части испытуемым были предложены игровые задания с целью повышения исходного уровня развития музыкальных способностей воспитанников и их эмоциональной отзывчивости на музыку, в частности:
- для
развития чувства ритма –
- для развития слухового восприятия – произведения, контрастные по жанру и характеру исполнения «Клоуны» (муз. Д. Кабалевского), «Марш» (муз. Д.Шостаковича), «Сказочка» (муз. С.Прокофьева);
- для развития умения интонационно чисто воспроизводить мелодии – «Зайка» (муз. Н. Френкель, сл. В. Карасевой), «Колыбельная» (муз. Н. Найденовой, сл. Е. Тиличеевой), «Игра с лошадкой» (муз. И. Кишко, сл. Н.Кукловской).
Испытуемым было предложено использовать словарь признаков характера звучания музыкальных произведений:
- радостно (весело, празднично, звонко, бодро, игриво, задорно, ярко);
- спокойно (безмятежно, светло, прозрачно, доброжелательно);
- шутливо (насмешливо, иронично, забавно, шаловливо);
- нежно (ласково, мягко, трогательно);
- энергично (мужественно, решительно, смело, гордо, уверенно);
- торжественно (величаво, ликующе, победно, восторженно).
В процессе систематического и целенаправленного использования игровых заданий у испытуемых фиксировались развитие как музыкальных способностей, так и их компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ниже приведён рисунок, иллюстрирующий данный факт.
Рис. Результаты исследования развития музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости у детей на музыку в процессе использования игровых заданий.
Таким образом, использование игровых заданий на уроках музыки в начальных классах развивает музыкальные способности детей в целом и их эмоциональную отзывчивость на музыку в частности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный анализ литературы и проведенное исследование позволяют сформулировать следующие выводы:
Эмоции – особый класс психических явлений, форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции являются главнейшей характеристикой личности.
Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как эмоциональная отзывчивость. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противоположным качеством является черствость. Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.
С.М. Каргопольцев [24] считает эмоциональную отзывчивость формой актуализации гуманности, альтруистических чувств, в ответ на эмоциональное состояние другого человека, живого существа или антропомофизированного объекта в реальной или воображаемой ситуации непосредственного общения.
Эмоциональная отзывчивость проявляется в симпатии и эмпатии, выполняя когнитивную, оценочную и коммуникативную функции.
В созидании эмоциональной сферы дошкольников самым мощным из всех видов искусства выступает музыка. Развитие эмоциональной отзывчивости в жизни тесно связано с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Эмоциональная отзывчивость в музыке трактуется учеными как центр музыкальности (Н.А.Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М.Теплов).в качестве эмпатического переживания в научной литературе рассматривается человек или образы, созданные в литературе и искусстве (Л.П.Калиновский, Т.П. Гаврилова).
В исследовании эмоциональной отзывчивости дошкольников мы базировались на понятии О.П. Радыновой [40]: “ Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности)”.
Нами использовались технологии музыкально-игровых методик. В ходе исследования мы предположили, что систематическое использование игровых заданий на музыкальных занятиях в детском саду будет содействовать развитию музыкальных способностей у детей в целом и обеспечит развитие их эмоциональной отзывчивости на характер музыкального произведения в частности.
В исследовании использовались метод наблюдения и эксперимент. В качестве испытуемых выступали воспитанники детского сада №45 г.Барановичи. Нами получена следующая информация, характеризующая исходный уровень музыкальных способностей испытуемых: точно исполняют ритм 59% детей; чувствуют эмоциональную выразительность движения мелодии 50% детей; чисто интонируют мелодию песни 27,3% детей. В процессе систематического и целенаправленного использования игровых заданий у испытуемых фиксировались развитие как музыкальных способностей, так и их компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, использование игровых заданий на занятиях музыки в детском саду развивает музыкальные способности детей в целом и их эмоциональную отзывчивость на музыку в частности.
Список используемых источников