Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа
в качестве цели исследования мы выбрали – анализ возможных рисков и выгод от преобразования муниципального учреждения в автономное муниципальное учреждение.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
1. Изучить социально-исторические условия развития необходимости автономизации бюджетных учреждений.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность автономных учреждений.
3. Охарактеризовать специфические черты функционирования автономного учреждения и управления им.
4. Разработать технологии преобразования муниципального учреждения культуры Тюменской области «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Сущность и основы введения нового типа государственного (муниципального) учреждения – автономного учреждения в сфере социальных услуг………………………………………………………
Предпосылки и причины разделения государственных и муниципальных учреждений на три типа: казенные, автономные и бюджетные…………………………………………………………
Основные преимущества автономных учреждений……………..
Правовые основы деятельности учреждений культуры………….
Глава 2. Порядок и особенности перевода муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение……
2.1. Технологии перевода муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение……………..
2.2. Анализ рисков, связанных с переводом муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное учреждение………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Автономное учреждение
как новая модель государственного (муниципального) учреждения культуры
(на примере
муниципального учреждения куль
Тюменской области
«Центр прикладного творчества и ремесел»)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и основы введения нового типа государственного (муниципального) учреждения – автономного учреждения в сфере социальных услуг………………………………………………………
Глава 2. Порядок и особенности перевода муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение……
2.1. Технологии перевода муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение……………..
2.2. Анализ рисков,
связанных с переводом
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Введение
С осени 2007 года в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа – так называемые автономные учреждения. В профессиональном сообществе, связанном с государственным или муниципальным управлением, по поводу автономных учреждений существуют разные мнения, основанные и на объективных данных, и на предположениях, традиционно сопровождающих любое инновационное общественно значимое действие. Последние, по нашему мнению, своим появлением обязаны как недостаточной информированности своих носителей, так и бурным дискуссиям, которые сопровождали разработку и принятие федерального закона «Об автономных учреждениях» в 2005-2006 годах.
Осмысленность преобразования бюджетных учреждений в автономные встречается в практике далеко не всегда. В подавляющей степени эта проблема характерна для учредителей автономных учреждений – исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бывают ситуации, когда чиновники, участвующие в преобразованиях на уровне принятия решений, не могут аргументировать смысл изменения типа подведомственного им учреждения с бюджетного на автономный. Это делает проблему, поднятую в нашем исследовании, актуальной.
Необходимость изучения и широкого обсуждения специфики автономных учреждений обоснована также существованием множества причин молчаливого сопротивления инновациям сотрудников этих учреждений. Открытых противников чаще всего нет. Многие считают инновации желательными вообще, но в данном конкретном случае скорее неуместными, так как любое нововведение может принести с собой сокращение штатов, изменение социального статуса, интенсификацию труда и пр. В связи с этим распространение объективной информации об автономных учреждениях играет роль в снижении психологической напряженности в трудовых коллективах.
На сегодняшний день особенности экономического обеспечения и бухгалтерского учета автономных учреждений рассмотрены в публикациях Володиной Т.Е., Абанкиной Т.В., Игнатьевой, Е.Л. и др. Концепцию правового регулирования статуса автономного учреждения изучали Гусева Т.А., Григорьева Н.С., Игнатьева Е.Л., Кожевников О.А., Лескова. Ю.Г. и др. Развитие автономизации учреждений культуры привлекло внимание Субботина Т.П., Мельвиль Е.Х., Малащук Н.В., Кочевой Е.Ю. и др.
Учитывая недостаточность изученности проблемы перевода в новую форму хозяйствования учреждений культуры муниципального подчинения, в качестве цели исследования мы выбрали – анализ возможных рисков и выгод от преобразования муниципального учреждения в автономное муниципальное учреждение.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
1. Изучить социально-исторические условия развития необходимости автономизации бюджетных учреждений.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность автономных учреждений.
3. Охарактеризовать специфические черты функционирования автономного учреждения и управления им.
4. Разработать технологии преобразования муниципального учреждения культуры Тюменской области «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение.
Объектом исследования является процесс перевода муниципального учреждения в муниципальное автономное учреждение.
Предмет исследования – специфические особенности перехода муниципального учреждения культуры в муниципальное автономное учреждение культуры в условиях малого города.
Мы выдвигаем следующую гипотез
Для доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия), эмпирические (беседа, включенное наблюдение и сбор фактов, констатирующий эксперимент, моделирование).
Исследование проводилось в три этапа:
1. Аналитический, включающий изучение нормативно-правовой базы автономного учреждения, специфику его функционирования, сравнение с бюджетным учреждением.
2. Этап моделирования – разработка теоретической модели автономного учреждения культуры в условиях малого города.
3. Технологический – обоснование перевода «N… городской дворец культуры» в автономное учреждение и разработка необходимой для этого документации.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 58 первоисточников.
Глава 1. Сущность и основы введения нового типа государственного (муниципального) учреждения – автономного учреждения в сфере социальных услуг
В течение длительного времени бюджетные учреждения, находясь в едином статусе, имели равные права и возможности. Такая ситуация не позволяла в полной мере проявить свою индивидуальность, использовать специфику социального окружения, сковывала инициативу. В связи с этим, длительное время ставился вопрос об изменении формы учреждений, разработке таких механизмов, которые позволили бы им быть более самостоятельными, включиться в рыночную деятельность, активнее использовать свои конкурентные преимущества.
Значительное количество
бюджетных учреждений ведет усиленную
предпринимательскую
Первоначально рассматривалась идея новой организационно-правовой формы – государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация. Затем от данной идеи отказались, и началась разработка закона об автономных учреждениях. Первоначально проекты законов о государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях были инициированы в Центре стратегических разработок в ведомстве Г. Грефа, а их авторы исходили из двух противоречивых предпосылок. Первая: если коммерческая составляющая оказываемых учреждениями услуг достаточно велика, то «пусть они будут чистыми субъектами рынка, а государству за их деятельность отвечать не надо. Заодно и бюджетные средства можно сэкономить» [57]. Вторая предпосылка представлена высказыванием А.А. Фурсенко: «Нехорошо зарабатывать деньги на государственной собственности» [30].
Параллельно с дискуссиями
шел процесс ужесточения
18 мая 2006 года был
опубликован Проект
По мнению противников закона, его принятие могло привести к коммерциализации науки, культуры и образования и к росту коррупции в социальной сфере.
Сторонники же законопроекта,
со своей стороны, провозглашали, что
переход государственных
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона «Об автономных учреждениях» «введение автономных учреждений будет способствовать дальнейшему развитию отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а само принятие закона будет способствовать более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов государства». Очевидно, что эти формулировки весьма декларативны и расплывчаты и поэтому нуждаются в дополнительных уточнениях. Для таких уточнений можно прибегнуть к другому документу, упоминаемому в пояснительной записке – «Принципам реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года», подготовленными Министерством финансов Российской Федерации (далее – «Принципы» [14]), ведь именно в соответствии с этим документом, как говорится в записке, и разработан законопроект.
Между появлением «Принципов» и принятием федерального закона «Об автономных учреждениях» прошло около 3 лет, в течение которых идеи «Принципов» эволюционировали под воздействием различных факторов. Поэтому содержание «Принципов» и закона далеко не всегда соответствует друг другу. Так, например, в «Принципах» не встречается такого словосочетания как «автономные учреждения», а говорится о необходимости преобразовывать отдельные бюджетные учреждения в специализированные государственные/муниципальные некоммерческие организации (СГМНО) или государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАНО). Организации с этими наименованиями так и остались в теории, однако задачи их создания можно рассмотреть и проанализировать применительно к тому, что получилось в конечном итоге – к механизму автономных учреждений.
Таким образом, основная идея создания автономных учреждений заключается в предоставлении им значительно больших, по сравнению с бюджетными учреждениями, финансово-экономических возможностей для самостоятельного развития и изменении принципов их финансирования со стороны государства. Одновременно, это и повышение ответственности автономных учреждений.
Итогом законотворческих усилий стал Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [1], с принятием которого в законодательстве появилось два типа государственных (муниципальных) учреждений. Закон вступил в силу с 08 января 2007 года. Однако, изменения, внесенные Федеральным законом от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации, начали действовать с 1 января 2007 года [5].
Процесс реформирования бюджетных учреждений к 2009 году принес некоторые результаты. Например, итоги создания автономных учреждений в области культуры побудили Департамент Генерального секретариата Министерства культуры Российской Федерации совместно с Фондом «Институт экономики и социальной политики» издать Методические рекомендации [20], которые содержат подробное описание процесса перехода бюджетного учреждения в автономное, предлагают опробованные и обоснованные способы определения возможности создания и эффективного функционирования автономных учреждений культуры на основе анализа социально-экономического состояния региона (муниципального образования), оценки состояния и определения целесообразности перехода, а также подробно регламентируют порядок перехода. Появление Рекомендаций облегчает подготовку руководителей регионального и муниципального уровней к внедрению новой формы хозяйствования, подтверждает серьезность намерений государственных органов в этом вопросе.
Таким образом, в период с 2006 по 2010 годы в российской экономике положено начало созданию и функционированию новой формы управления учреждениями социальной сферы – автономных учреждений, целесообразность функционирования которых подтверждена объективными условиями экономического развития страны в целом и отдельных регионов и населенных пунктов.
С принятием в мае 2010
г. Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законода