Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа
в качестве цели исследования мы выбрали – анализ возможных рисков и выгод от преобразования муниципального учреждения в автономное муниципальное учреждение.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
1. Изучить социально-исторические условия развития необходимости автономизации бюджетных учреждений.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность автономных учреждений.
3. Охарактеризовать специфические черты функционирования автономного учреждения и управления им.
4. Разработать технологии преобразования муниципального учреждения культуры Тюменской области «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Сущность и основы введения нового типа государственного (муниципального) учреждения – автономного учреждения в сфере социальных услуг………………………………………………………
Предпосылки и причины разделения государственных и муниципальных учреждений на три типа: казенные, автономные и бюджетные…………………………………………………………
Основные преимущества автономных учреждений……………..
Правовые основы деятельности учреждений культуры………….
Глава 2. Порядок и особенности перевода муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение……
2.1. Технологии перевода муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное автономное учреждение……………..
2.2. Анализ рисков, связанных с переводом муниципального учреждения «Центр прикладного творчества и ремесел» в муниципальное учреждение………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Таким образом, автономное
учреждение, в целом, является некой
модернизированной версией
В современных условиях проблеме перехода бюджетных учреждений в автономные уделяется много внимания, что выражается в создании нормативно-правовой базы. Регламентируют процессы поэтапного перевода учреждений культуры в автономные – федеральные законы, постановления и распоряжения федерального и регионального правительства, органов муниципальной власти. Вектор повышения эффективности использования государственных ресурсов (бюджетных средств) в государственном секторе экономики путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм деятельности с участием государства и органов местного самоуправления задают Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и положенияБюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» [4].
Автономное учреждение (далее – АУ) это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта[1].
АУ может быть создано: путем его учреждения, т.е. «с нуля» или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения. При этом изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией, сохраняется действие лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и других правоустанавливающих документов.
Изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения происходит не в принудительном порядке, а путем подготовки предложения об этом. Предложение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается соответственно исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.
На основании предложения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение. Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.
Решение о создании АУ принимается:
- на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, – местной администрацией муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Земельные участки, необходимые для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Собственником имущества АУ могут являться: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам этого учреждения, не имеет права на получение доходов от осуществления учреждением деятельности и использования закрепленного за ним имущества.
Учредителем АУ может являться:
- Российская Федерация – в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
- субъект Российской Федерации – в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
- муниципальное образование – в отношении АУ, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
АУ может иметь только одного учредителя.
К компетенции учредителя в области управления АУ относятся:
- утверждение устава АУ, содержащего исчерпывающий перечень видов деятельности, которые это учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
- рассмотрение и одобрение предложений руководителя АУ о создании и ликвидации филиалов учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
- назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;
- рассмотрение и одобрение предложений руководителя АУ о совершении сделок с имуществом этого учреждения в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие его учредителя;
- решение иных вопросов, предусмотренных Законом № 174-ФЗ.
АУ без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение.
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности существенно затруднено.
Подлежит обособленному учету в установленном порядке:
- недвижимое имущество, закрепленное учредителем за АУ;
- недвижимое имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
- особо ценное движимое имущество, находящееся у учреждения.
АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. АУ осуществляет в соответствии с заданиями учредителя деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом:
- расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
- расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
- финансового обеспечения развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Финансовое обеспечение уставной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Начиная с 2008 г. бюджеты всех уровней формируются в расчете на три года. Соответственно на три года планируются и расходы органов исполнительной власти, направленные на реализацию ими своих полномочий. Очевидно, что на аналогичный срок должны выдаваться задания и автономным учреждениям.
Безусловно, существенное влияние на размер финансового обеспечения задания, выдаваемого Учредителем автономному учреждению, окажут объемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю в установленном порядке на очередной финансовый год и плановый период.
Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, установлены ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г. С этой же даты на основании п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не подлежит налогообложению финансовое обеспечение выполнения программ, установленных учредителем АУ, полученных только в виде субсидий.
Условия и порядок формирования задания учредителя, а также финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
- Правительством Российской Федерации – в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (в настоящее время – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.08 г. № 182);
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
- местной администрацией – в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Поскольку большинство полномочий органов исполнительной власти носят социальный, ориентированный на определенные группы населения характер, то в задании приводится перечень категорий потребителей услуг, оказываемых АУ в рамках государственного (муниципального) задания, выделяются те категории, которые имеют право на бесплатное и (или) частично платное получение услуг. Если же характер задания допускает возможность планирования количества потребителей услуг, то целесообразным является отражение в задании соответствующих плановых и расчетных показателей.
Учредитель обязан довести до АУ порядок предоставления услуг с приведением методики расчета значений показателей, реквизитов соответствующих правовых актов, которыми утверждены требования к качеству оказания услуг и другие документы. Это необходимо не только для определенных гарантий со стороны Учредителя потребителям услуг, но и для последующего контроля качества этих услуг и эффективности деятельности самого учреждения.
При отсутствии регламента оказания услуг в задании излагается следующее:
- описание основных
процедур оказания услуги
- описание порядка
информирования потенциальных
- перечисление основания для приостановления или отказа в оказании услуг потребителям.
Особое внимание в
задании уделяется порядку
- требования к периодичности осуществления контроля;
- перечень органов исполнительно
- основные формы и процедуры осуществления контроля;
- условия и порядок досрочного
прекращения выполнения АУ
В свою очередь, требования к отчетности автономного учреждения о выполнении задания включают:
- форму отчета о выполнении задания;
- требования к периодичности
предоставления автономным
Важнейшими показателями выполнения АУ задания Учредителя являются срок действия задания и порядок внесения изменений в задание.
Кроме заданий учредителя и обязательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях. АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.
Управление АУ осуществляют его органы. Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и формы деятельности определяются уставом АУ.
Органами АУ являются:
- наблюдательный совет;
- руководитель;
- иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы – общее собрание (конференция) работников АУ, ученый совет, художественный совет и др.
Наблюдательный совет АУ создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав входят представители:
- учредителя АУ;
- исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом;