Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа
Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.
Структурно данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………..2
1.Понятие и сущность гарантий местного самоуправления…………...5
2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7
3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления………………………………………………….12
4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую
независимость местного самоуправления………………………………...17
5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….36
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и сущность гарантий местного самоуправления…………...5
2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7
3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного
самоуправления…………………………………………
4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую
независимость
местного самоуправления………………………………...
5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Понятие местного
самоуправления относительно недавно
вошло в современную
Местное самоуправление
является важнейшим элементом
Органы местного
самоуправления призваны решать вопросы
местного значения, создавать условия
для обеспечения повседневных потребностей
населения - но это и есть реализация одного
из ключевых прав человека и гражданина,
гарантируемых демократическими государствами
- права на достойную жизнь. Таким образом,
местное самоуправление не только оппонент,
но и соратник государственной власти,
а развитое, местное самоуправление освобождает
органы государственной власти от "текучки",
позволяет сконцентрироваться на решении
общегосударственных проблем, способствует
оптимизации государственного управления.
Обеспечение текущих
потребностей граждан требует государственных
средств независимо от наличия или отсутствия
местного самоуправления. А органы местного
самоуправления, будучи властью, создаваемой
населением муниципальных образований
из своего состава, из людей, знающих все
нюансы проблем своей территории, властью,
подотчетной населению, властью, действующей
в буквальном смысле на глазах своих избирателей,
объективно являются органами власти,
в наибольшей степени способными решать
вопросы местного значения в экономически
эффективных формах.
Представляется, что задача создания действенного
местного самоуправления в условиях декларированного
Конституцией Российской Федерации построения
правового демократического государства
является одной из ключевых. Правовое
демократическое государство неразрывно
связано с наличием гражданского общества,
а местное самоуправление - и неотъемлемая
часть, и, одновременно, условие существования
гражданского общества. Таким образом,
тема работы является весьма актуальной.
Главные цели,
поставленные в моей работе, заключаются
в следующем: более тщательно изучить
тему «Гарантии местного самоуправления»,
делая акцент на основных понятиях, терминах,
структурных элементах; познакомится
с научной литературой по данной теме
и на основании ее анализа попытаться
систематизировать накопившиеся знания,
сделать определенные выводы и разобраться
в основных проблемах, связанных с ней.
Структурно данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту1
Согласно п. 2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций2.
Необходимым условием полного
и эффективного осуществления
задач и функций местного
В современном муниципальном
праве Российской Федерации
- гарантии
понимаются, как реально существующие
условия и средства, обеспечивающие
реализацию местного
- гарантии понимаются, как совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления;
- гарантии
местного самоуправления
Гарантии
местного самоуправления определены Конституцией
РФ, Федеральным законом РФ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», Федеральным законом
РФ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»,
Федеральным законом РФ «Об основах
муниципальной службы в Российской
Федерации», законами субъектов Российской
Федерации о местном
2. Классификация гарантий
В законодательстве не существует четкого решения вопроса о классификации гарантий местного самоуправления. Подходы же к классификации гарантий местного самоуправления, имеющиеся в юридической литературе, наоборот, отличаются большим разнообразием. На характеристике некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
Наиболее
распространено разделение
Под
общими гарантиями понимаются
экономические, политические
К политическим гарантиям
Под духовными гарантиями понимается существующий в обществе уровень развития культуры, правосознания, духовных ценностей.
Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления. Построение системы местного самоуправления должно базироваться на основе учета существующих традиций и обычаев. Насаждение чуждых той или иной культуре институтов обречено на провал. Характеризуя современное состояние духовных гарантий, следует отметить, что правовая культура нашего населения пока еще низка. В связи с этим очень часто можно наблюдать безразличие людей к решению вопросов местного значения, проведению выборов в различные органы власти5.
Особое
место в системе гарантий
Юридические
гарантии по своему характеру могут
быть материальными и
В
зависимости от целевого
1) гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления;
2) гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления;
3) судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные. Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования.
Международно-правовые
Внутригосударственные
3. Гарантии, обеспечивающие
организационную
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления7.
Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и действовать в известных пределах автономно.
Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).