Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа
Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему «Гарантии местного самоуправления», делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.
Структурно данная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………..2
1.Понятие и сущность гарантий местного самоуправления…………...5
2.Классификация гарантий местного самоуправления………………….7
3.Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления………………………………………………….12
4.Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую
независимость местного самоуправления………………………………...17
5.Судебная форма защиты местного самоуправления…………………...21
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….36
Федеральный закон 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развивает конституционные положения, закрепляя гарантии организованной самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем устанавливая основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
2. Самостоятельность
определения населением
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.
Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области» от 1 февраля 1996 г. отмечается, что статья Устава Читинской области, предписывающая органам местного самоуправления образовывать свои исполнительные органы, не соответствует Конституции Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит понятия «исполнительные органы местного самоуправления»8, требуя в обязательном порядке лишь наличия выборных органов муниципальных образований. Образование других органов местного самоуправления Закон оставляет на усмотрение самих муниципальных образований.
3. Организационная
самостоятельность местного
Вместе с Законом 2003г. Об общих принципах организации местного самоуправления допускает:
а) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
б) участие
органов государственной власти
в и их должностных лиц в
формировании органов местного
Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Для самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.
5. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
6. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования.
4. Гарантии, обеспечивающие
финансово-экономическую
Важнейшей гарантией самостоятельности
местного самоуправления в решении
вопросов местного значения выступает
закрепляемая законодательством финансово-
Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (ст. 9), что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом9.
Гарантии финансово-
1) органы местного
2) органы местного
3) органы местного
Органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок
деятельности муниципальных предприятий
и учреждений, утверждают их уставы,
назначают на должность и освобождают
от должности руководителей данных
предприятий и учреждений, заслушивают
отчеты об их деятельности в порядке,
предусмотренном уставом
4) наличие муниципального
бюджета является обязательным
условием осуществления
Конкретизируя это конституционное положение, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними региональными законами (ч. 3 ст. 52).
А. Органы государственной
власти обязаны передавать органам
местного самоуправления материальные
и финансовые ресурсы, необходимые
для осуществления отдельных
государственных полномочий. Финансовое
обеспечение переданных отдельных
государственных полномочий осуществляется
только за счет предоставляемых местным
бюджетам субвенций из соответствующих
бюджетов. Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно
Статья 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий определяется федеральным законом о федеральном бюджете или законом субъекта Федерации о региональном бюджете субъекта на очередной финансовый год. При этом субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.
Кроме того, Конституция Российской Федерации в ст. 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Б. Органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации). В статье 9 Европейской хартии местного самоуправления установлено, что по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом. В России перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил порядок зачисления в местные бюджеты доходов от региональных налогов и сборов (ст. 58) и доходов от федеральных налогов и сборов (ст. 59).
В. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации (ст. 64 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
4. Судебная форма защиты местного самоуправления
Гарантированность судебной защиты законных интересов граждан, юридических лиц, органов публичной власти является базовым принципом любого демократического правового государства.