Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются определение гражданско-правового статуса рассматриваемых юридических лиц в российском гражданском законодательстве.

В ходе курсовой работе решаются следующие задачи:
определить понятие и признаки унитарного предприятия;
рассмотреть процессы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
рассмотреть соотношение прав собственника имущества и предприятия по распоряжению этим имуществом.

Содержание

Введение
Понятия и признаки унитарного предприятия
Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
Соотношение прав собственника и предприятия

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.docx

— 76.80 Кб (Скачать файл)

     Следует также иметь в виду, что менеджмент унитарного предприятия не имеет  права самостоятельного принятия решения  об участии унитарного предприятия  в коммерческой или некоммерческой организации. Такое решение может  быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также  принадлежащими унитарному предприятию  акциями осуществляется унитарным  предприятием также только с согласия собственника его имущества. Для  бухгалтерских служб унитарных  предприятий это означает необходимость  дополнительной расшифровки в бухгалтерской  отчетности (в пояснительной записке) движения средств по счету 58 "Финансовые вложения". Уровень детализации сумм, учитываемых на этом счете, определяется основным внешним пользователем бухгалтерской отчетности — собственником имущества унитарного предприятия (органом государственного или муниципального управления). В любом случае в отчетности должны быть отдельно показаны суммы, размер которых превышает пять процентов от общей суммы средств, учитываемых на данном счете (принцип существенности)13.

     ПБУ 19/02, в частности, установлено следующее. Для принятия к бухгалтерскому учету  активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

     Унитарное предприятие несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, оно не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

     Российская  Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут  ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

     Статья 7 Закона об унитарных предприятиях регулирует ответственность унитарного предприятия. Унитарное предприятие  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, но не несет ответственность  по обязательствам собственника его  имущества. Это означает, что в  общем случае имущество унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного или муниципального управления не имеет права требовать  от созданного им унитарного предприятия  денежных средств или иного имущества  для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва).

     Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем  унитарному предприятию на праве  собственности, а об имуществе, находящемся  в унитарном предприятии на праве  оперативного управления или хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие может  на свой риск осуществлять предпринимательскую  деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается  за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной  собственности.

     С другой стороны, собственники имущества  унитарных предприятий несут  весьма ограниченную ответственность  по обязательствам государственного или  муниципального предприятия. Такая  ответственность может наступить  только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана  собственником его имущества. При  этом на собственника может быть возложена  субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия только при  недостаточности имущества предприятия14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
 

     Как и любое коммерческое юридическое  лицо, унитарное предприятие может  быть реорганизовано. Однако ГК РФ не содержит норм о реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования, что, считает Г.Б. Леонова, является существенной недоработкой законодателя. Так, в п. 1 ст. 68 ГК РФ содержится общая  норма, предоставляющая хозяйственным  товариществам и обществам одного вида право осуществлять реорганизацию  в форме преобразования в хозяйственные  товарищества и общества другого  вида или в производственные кооперативы. Применительно к конкретным юридическим  лицам указанная норма конкретизируется15.

     В соответствии со ст.29 Закона унитарное  предприятие может быть реорганизовано по решению собственника.

     В практике реорганизации унитарных  предприятий могут быть ситуации, когда в уставе предусмотрено, что  реорганизация унитарных предприятий  может осуществляться Правительством РФ по решению Президента РФ.

     В случаях, установленных федеральным  законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава  одного или нескольких унитарных  предприятий осуществляется на основании  решения уполномоченного государственного органа или решения суда (например, в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства).

     Формы реорганизации унитарных предприятий, предусмотренные в Законе, соответствуют  формам, предусмотренным в ст.57 ГК РФ. Так, согласно п.2 ст.29 Закона реорганизация  может быть осуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных законодательством случаях16.

     Не  является реорганизацией изменение  вида унитарного предприятия, а также  изменение правового положения  унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

     В форме слияния или присоединения  унитарные предприятия могут  быть реорганизованы только в случае, если имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации  в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного  унитарного предприятия.

     В соответствии со ст.8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в ред. от 27 июля 2006 г.) "Об оценочной деятельности в РФ"17 правила об обязательном проведении оценки не распространяются на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, при реорганизации унитарного предприятия не требуется обязательного проведения оценки. Однако неоднозначность формулировки ст.8 дает основания для оспаривания положения о необязательности оценки передаваемого имущества при реорганизации.

     Реорганизация унитарных предприятий в форме  преобразования регламентируется ст.34 Закона. Так, унитарное предприятие  может быть преобразовано по решению  собственника его имущества в  государственное или муниципальное  учреждение. Преобразование же унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством  о приватизации. Отношения, возникающие  при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные  с ними отношения по управлению государственным  и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"18.

     В целом, думается, реорганизация унитарных  предприятий не должна влечь изменения  их правового положения как юридического лица не собственника.

     Не  может признаваться реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

     Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных  законом формах заключается в  том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и  обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому  при ликвидации унитарное предприятие  прекращает свое существование в  качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при  ее осуществлении. Это связано в  первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

     Пункты 1 и 2 статьи 35 предусматривают возможность:

     а) добровольной ликвидации унитарного предприятия  по решению собственника его имущества;

     б) ликвидации такого предприятия на основании  судебного решения.

     Решение о добровольной ликвидации унитарного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов является исключительным правомочием  собственника имущества соответствующего предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 ФЗ № 161). Поскольку норма, установленная в п. 1 ст. 35 Закона, является императивной, в уставе унитарного предприятия нельзя предусмотреть иной, по сравнению с указанным в ней, порядок принятия решения о ликвидации такого предприятия.

     Согласно  п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации юридического лица на основании судебного  решения могут быть:

     а) допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения  носят неустранимый характер;

     б) осуществление деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии);

     в) осуществление деятельности, запрещенной  законом;

     г) осуществление деятельности с иными  неоднократными или грубыми нарушениями  закона или других правовых актов;

     д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.

     Если  решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности  по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный  срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона)19.

3. Соотношение прав собственника и предприятия

 

     Право на хозяйственное ведение имуществом является одним из вещных прав лиц (несобственников), приобретаемых в силу решения  собственника данного имущества (Российской Федерации, субъектов РФ) и предполагающих владение, пользование и распоряжение имуществом в определенных ГК РФ пределах. При этом право хозяйственного ведения  на имущество прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены  ГК РФ, другими законами и иными  правовыми актами для прекращения  права собственности, а также  в случаях правомерного изъятия  имущества у предприятия по решению  собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ)20.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия