Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы являются определение гражданско-правового статуса рассматриваемых юридических лиц в российском гражданском законодательстве.
В ходе курсовой работе решаются следующие задачи:
определить понятие и признаки унитарного предприятия;
рассмотреть процессы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
рассмотреть соотношение прав собственника имущества и предприятия по распоряжению этим имуществом.
Введение
Понятия и признаки унитарного предприятия
Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
Соотношение прав собственника и предприятия
Заключение
Библиографический список
В
результате анализа приведенной
нормы ГК РФ складывается впечатление,
что основания прекращения
Однако в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при:
1)
отчуждении собственником
2) отказе собственника от права собственности;
3)
гибели или уничтожении
4)
утрате права собственности на
имущество в иных случаях,
По этим основаниям в силу п. 3 ст. 299 ГК РФ прекращается и право хозяйственного ведения. Что касается случаев правомерного изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия по решению собственника, о которых говорится в п. 3 ст. 299 ГК РФ, то следует заметить, что действующим законодательством они не определены. Бесспорным в данной ситуации является только то, что первое, третье и четвертое из вышеуказанных оснований прекращения права собственности (права хозяйственного ведения) исключают необходимость последующего изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия собственником данного имущества21.
В этом состоит одно из отличий права хозяйственного ведения от права оперативного управления, в отношении которого установлено, что собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
В
соответствии со ст. 236 ГК РФ отказ от
права собственности не влечет прекращения
прав и обязанностей собственника в
отношении соответствующего имущества
до приобретения права собственности
на него другим лицом. Ввиду прекращения
права хозяйственного ведения в
порядке, предусмотренном п. 3 ст. 299
ГК РФ, и с учетом запрета унитарным
предприятиям на распоряжение имуществом,
закрепленным за ними на праве хозяйственного
ведения, установленного п. 2 ст. 295 ГК РФ,
становится очевидным, что прекращению
права хозяйственного ведения на
имущество при отказе от него унитарным
предприятием должно в обязательном
порядке предшествовать принятие собственником
имущества решения об изъятии
указанного имущества из хозяйственного
ведения унитарного предприятия. Это
подтверждает несостоятельность исходящего
из п. 3 ст. 299 ГК РФ вывода о невозможности
изъятия имущества из хозяйственного
ведения унитарного предприятия
собственником при прекращении
права хозяйственного ведения на
данное имущество по основаниям, предусмотренным
для прекращения права
Решение вопроса о порядке изъятия имущества собственником из хозяйственного ведения унитарного предприятия тесно связано с определением порядка отказа соответствующим предприятием от права хозяйственного ведения на данное имущество22.
Исходя из смысла норм ст. 236 и п. 3 ст. 299 ГК РФ, предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Однако практическая реализация объявления унитарным предприятием об отказе от хозяйственного ведения на имущество представляется несколько затруднительной.
В действующем законодательстве отсутствует определенность относительно формы объявления об отказе унитарного предприятия от права хозяйственного ведения на имущество (устной либо письменной).
Правовое
положение государственных
Государственные
унитарные предприятия являются
средством, обеспечивающим этот процесс.
Таким образом, в экономике, участниками
которой являются и унитарные
предприятия, происходит взаимопроникновение
элементов частного и публичного
права. Следовательно, законодательство
об унитарных предприятиях нуждается
в совершенствовании и с этих
позиций. Мало определить положение
предприятий как унитарных
Актуальность
совершенствования
1.
Унитарные предприятия
Наличие у унитарного предприятия целевой правоспособности означает, что никакие его действия, в том числе совершаемые сделки, не должны привести к созданию условий, при которых реализация им функций, установленных собственником, будет затруднена либо невозможна. В этой связи формулировки в уставе унитарного предприятия о том, что предприятие «вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом», не соответствуют действующему законодательству и подлежат исключению из текстов уставов.
2.
На наш взгляд, установление в
Законе о предприятиях
Так ч.2 ст. 8 Закона о предприятиях после слов необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий следует дополнить словами «в иных необходимых случаях».
3. Законом о предприятиях предусмотрено, что органы исполнительной власти и муниципальные образования по унитарным предприятиям, находящимся в их ведении, должны согласовывать создание последними филиалов и представительств; совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований и т.д.
Все это позволяет сделать вывод о том, что Закон о предприятиях и принятые в его развитие нормативные правовые акты в значительной мере ограничили права унитарных предприятий, что вряд ли оправданно, поскольку подобные ограничения в конечном счете сужают конкурентные возможности предприятий и лишают их производственной инициативы.
4. На основании изложенного можно утверждать, что государственные предприятия, несмотря на их очевидную полезность и необходимость для экономики, находятся в правовом поле, не свободном от неблагоприятных для них элементов. Это обстоятельство ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании законодательства о таких предприятиях, имея в виду расширение их прав и ликвидацию неоправданных бюрократических процедур, препятствующих нормальной работе.
Вместе с тем хочется отметить, что не нашел достаточного освещения и регламентации вопрос о самостоятельном распоряжении доходами предприятия.
Нужно
четко определить на уровне ГК РФ понятие
«права самостоятельного распоряжения
доходами», которое, если признать его
«правом хозяйственного ведения», не
будет приводить к расширению
дополнительной ответственности учредителей-
Следует предоставить собственнику возможность распоряжаться имуществом только переданным на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а не имуществом приобретенным на самостоятельно заработанные учреждением деньги.
Возможно, сейчас существует больше возможностей и путей разрешения изложенной проблемы. Так ч.2 ст. 299 ГК РФ можно изложить в следующей редакции: «Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в собственность предприятия или учреждения, собственник имущества имеет право на часть прибыли определяемой уставом».
5.
Не извлечение прибыли
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература
Беднов
О.В. Правовые проблемы реорганизации
государственных унитарных
Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия