Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:05, контрольная работа
Первостепенное значение имеет проведение жилищно-коммунальной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается ЖКХ, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищно-коммунальной системы.
2. получает реальную возможность
самостоятельно решать вопросы
организации обслуживания и
3. имеет возможность применять ресурсосберегающие мероприятия, что позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов;
4. приучает население экономно относиться к предоставляемым жилищно-коммунальным услугам, так как у него появляется возможность прослеживать связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.
Реформа собственности в жилищной сфере должна была привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
а) конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственников на управление жилищным фондом;
б) конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Можно подвести некоторые итоги реформирования ЖК сферы на сегодняшний день:
1) построена система
2) введена система социальной
защиты граждан при оплате
ими жилого помещения и
3) изменена система
4) создана система органов
5) упорядочена система льгот, предоставляемых
отдельным категориям граждан, и
определены источники их
6) введена дифференциация ставок
7) осуществляется переход к
Но многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остались нерешенными:
- увеличился износ основных фондов;
- недофинансирование ЖКХ продолжается;
- жилищно-коммунальные услуги продолжают предоставляться с высокой затратной частью;
- демонополизация в сфере управления жилищным фондом не наступила;
- сложившаяся система управления жилищным фондом осталась неэффективной;
- дотационность сферы ЖКХ не ликвидирована;
- не созданы условия для привлечения частных инвестиций;
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.
Недостатки ранее действующей системы договорных отношений были обусловлены следующими обстоятельствами:
- управляющие организации в зависимости от организационно-правовой формы находились в неодинаковых условиях при осуществлении хозяйственной деятельности;
- органы местного самоуправления осуществляли выбор управляющих организаций путем проведения открытых конкурсов на управление жилищным фондом, собственником которого они не являлись;
- при создании управляющих организаций предполагалось, что они будут в системе договорных отношений выступать в интересах собственников жилья и защищать их права как потребителей ЖКУ. Фактически созданные управляющие организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты стали выступать в договорных отношениях от своего имени и за свой счет;
- управляющие организации несли убытки в связи с неисполнением населением и бюджетами обязательств по оплате за предоставленные ЖКУ и др. причины.
В период с 2002-2004 гг. началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным кредитам увеличился с 3,6 млрд. руб. до 25-30 млрд. руб., т.е. увеличился более чем в 7 раз. Но все же существенным препятствием развития жилищно-коммунального строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых на этот сектор.
На сегодняшний день ЖКХ требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.».
Основные цели реформирования ЖКХ:
- обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек
- смягчение для населения
- переход отрасли на
Основные способы достижения указанных целей:
1. совершенствование системы
2. переход на договорные
3. совершенствование системы
4. совершенствование системы
Реформа ЖКХ предполагает:
1) переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;
2) увеличение тарифов на жилищно-
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
а) сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;
б) необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено договорами найма;
в) введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования - совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:
- создать и усовершенствовать
экономические и
- совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;
- повысить инвестиционную
- сократить бюджетное дотировани
- повысить долю внебюджетного
финансирования ЖКХ за счет
средств населения при
Сегодня жилищное и коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Совершенствование социально-экономических отношений на уровне муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии и тактики управления с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами. Реформирование жилищно-коммунальной сферы во многом зависит от степени организации управленческого воздействия со стороны институтов местного самоуправления. Для формирования эффективной системы управления и развития сектора жилищно-коммунальных услуг необходимо решение методологических вопросов о структуре механизма управления в ЖКХ.
Для эффективного решения проблем ЖКХ на муниципальном уровне следует прежде всего осуществить следующее:
1. формирование эффективных
2. определение принципов
определение специфики муниципального управления ЖКХ, базирующегося на количественных и качественных показателях;
3. определение особенностей
4. определение методов
5. формирование функции
Формирование задач механизма муниципального управления ЖКХ. Общими из них являются:
1. формирование стратегии и
2. внедрение новых форм и
3. управление обеспечением
4. решение вопросов
5. осуществление, в соответствии
с законодательством, контроля над
деятельностью системы ЖКХ муни
Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления. Но в администрации многих регионов отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона и вывода его из кризисного состояния.
Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются следующими показателями:
Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство в условиях реформ