Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:04, реферат
Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления в сельской местности как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ. За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России.
Введение___________________________________________________________________________2
1.Глава 1 Основные характеристики и модели местного самоуправления в сельской местности____________________________________________________________________3
1. Англосаксонская модель____________________________________________________3
2. Континентальная модель____________________________________________________3
3. Компетенция местного самоуправления: общие формулировки или детализация_____4
2.Глава 2 Рассмотрение конкретных примеров местного самоуправления в сельской местности____________________________________________________________________6
1. Местное самоуправление в Великобритании___________________________________6
2.Местное самоуправление во Франции_________________________________________9
Заключение________________________________________________________________________14
Список использованной литературы___________________________________________________15
Содержание
Введение______________________
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Мировая практика дает огромное разнообразие
организационных и
Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности».
Среди актуальных проблем развития
современной России особое место
занимает становление местного самоуправления
в сельской местности как важнейшего
института в сложившихся
Целью работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления.
Глава 1 Основные модели местного самоуправления
Принято считать, что в Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – англосаксонская и континентальная.
1.1 Англосаксонская модель
Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Ее черты:
-высокая степень автономии
местного самоуправления, выборность,
контроль прежде всего со
-отсутствие местных
Основной принцип здесь “
1.2 Континентальная модель
Континентальная модель распространена
в странах континентальной
Ее черты:
-сочетание местного
-ограниченная автономия
Ярким примером является Франция, где
предусмотрено местное
В Германии, Австрии, Японии, в некоторых
постсоциалистических и развивающихся
странах действуют смешанные
модели, вобравшие в себя разные
черты англосаксонской и
«Сравнивая англосаксонскую
и континентальную модели
Сущностные черты для всех муниципальных систем, развивающихся в условиях демократии, – сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это справедливо и для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий. Например, в Германии, где коммунальное право – исключительная компетенция земель, существует множество различий между земельными Коммунальными конституциями. В стране действуют четыре модели организации местного самоуправления:
-«сильный мэр», занимающийся и
местными вопросами, и
-«сильный магистрат», избираемый
Собранием депутатов и
-«сильный директор» - глава исполнительной
власти, избираемый коммунальным
советом при том, что
-«сильный совет», являющийся высшим
органом власти общины, бургомистр
является председателем совета
и одновременно главой
Попытки унифицировать структуру органов местного самоуправления в Германии предпринимались неоднократно, но были признаны нецелесообразными.
Для первой группы стран характерны
общие формулировки компетенции
местного самоуправления. В Финляндии
сферы деятельности (предметы ведения)
муниципалитетов определены в самом
общем виде: образование; здравоохранение;
социальное обеспечение; техническая
инфраструктура; контроль за сохранением
окружающей среды. В законе о местном
самоуправлении Дании вообще не раскрываются
вопросы местного значения. Муниципалитеты
Дании вольны заниматься любыми вопросами,
которые они находят важными
для местного сообщества, если только
данные вопросы не являются компетенцией
государства и не регулируются отраслевым
законодательством. В частности, отраслевым
законодательством регулируется организация
библиотек и музыкальных школ.
Если датский муниципалитет захочет
открыть у себя муниципальную
школу, он должен соблюдать определенные
стандарты ее содержания. Исключительно
местным законодательством
В Финляндии с 1988 года проводится
эксперимент по повышению
Для второй группы стран компетенция более детально устанавливается законом и судебной практикой. Во Франции органы местного самоуправления могут быть наказаны за проведение социальных или экономических мероприятий, необходимость которых не оправдана. Известным примером является судебное дело Коммуны Монтмани о муниципальной службе юридических консультаций (1970 г.). Российский опыт «подсказывает» нам, что коммуне грозило наказание за то, что она незаконно взяла на себя часть государственных полномочий. Но это не так, коммуне пришлось доказывать, что в силу определенной местной специфики она была вправе потратить бюджетные средства на услуги, которые обычно оказывает частный сектор. Таким образом, хотя во второй группе стран и существуют ограничения компетенции местного самоуправления, они вводятся не для того, чтобы оградить сферу государственного влияния, а для того, чтобы защитить свободу предпринимательства и частную инициативу.
В Германии задачи, выполняемые коммунами делятся на «добровольные» и «обязательные». «Добровольные» задачи находятся в полной компетенции коммунального Совета, который определяет, будут ли они решаться, и если да, то каким образом. К ним относятся обеспечение населения водой и энергией, вопросы культуры, спорта и социального обеспечения. «Обязательные» задачи устанавливаются землями, в ведении местных органов остается лишь их конкретное исполнение. Это, например, планирование застройки. Собственные финансовые ресурсы коммуны идут в первую очередь на решение «обязательных» задач в рамках самоуправления; оставшиеся средства могут быть использованы при решении «добровольных» задач.
Глава 2 Рассмотрение конкретных примеров местного самоуправления в сельской местности
2.1 Местное самоуправление в Великобритании
Для местных органов
1) все органы местного
2) органы местного управления
в основном обладают
3) финансироваться местные
4) руководство в местных органах
осуществляется советниками,
Уровни управления. Долгое время в Великобритании существовали три уровня местного управления. Актом о местном управлении 1972 года в целях организации местного самоуправления с 1-го апреля 1974 года Англия разделена на области местного самоуправления, называемые графствами, а в этих графствах образованы районы местного самоуправления, называемые округами. Те округа, которые по закону считались "сельскими", разделены на приходы. В каждом графстве, округе образуется совет. В каждом приходе создается собрание прихода или образуется совет.
Отдельный регион может иметь
три уровня местного
Говоря об уровнях местного
управления, следует сразу определиться,
что это понятие достаточно
условно, поскольку органы
Разграничение полномочий между уровнями управления . Разграничением полномочий между различными уровнями местного управления ведает парламент. В Англии действует довольно четкое, возможно даже жесткое распределение функций. Каждый орган уполномочен осуществлять управленческие функции в пределах, установленных законом.
Так, в ведении советов
графств находятся все дороги
(за исключением магистральных
дорог и мостов), образование и
библиотеки, социальные службы, пожарная
охрана, полиция, музеи,
Советы округов занимаются
борьбой с шумом и
В ведении приходских советов
находятся: распределение