Зарубежный опыт организации государственной (муниципальной) службы (на примере одной из высокоразвитых стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии застоя, связанного с тем правовым положением, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально-экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административно - командный режим уже изжил себя, а новый, едва зародившийся, еще недостаточно окреп. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение классификации госслужащих позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.

Вложенные файлы: 1 файл

GMS.docx

— 83.18 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии застоя, связанного с тем правовым положением, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально-экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административно - командный режим уже изжил себя, а новый, едва зародившийся, еще недостаточно окреп. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение классификации госслужащих позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба – часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие.

Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным же механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти, и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.

Государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии. 
Институт государственной службы является юридическим исходным правовым средством в системе построения государственности, т.к. он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства.

Объектом является – государственная служба Франции.

Цель – изучения зарубежного опыта организации государственной службы во Франции.

Предметом является отношения связанные с поступлением на государственную гражданскую службу во Франции, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) и государственного служащего.

Задачи:

  1. Определить сущность и виды государственной службы Российской Федерации
  2. Определить нормативно-правовое обеспечения государственной службы Российской Федерации
  3. Составить общую характеристику государственной службы Франции
  4. Сравнить структуру организации государственной службы Франции и Российской Федерации
  5. Выявить перспективы внедрения государственной службы Франции в Российской Федерации

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

    1. Государственная служба Российской Федерации: сущность и виды

 

Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства главным образом в интеллектуальном отношении. Недаром долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности. Решающим фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный индивидуум. Служба зародилась и, развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества. 
Государственная служба находится в одном ряду с такими явлениями, как государство, государственная власть, государственное управление, взаимосвязана с ними и только через влияние на них может проявлять себя, реализоваться, анализироваться и оцениваться. 
Проблема места и роли государственной службы в системе власти и управления всегда имела не только теоретическое, но и большое политическое значение. От ее решения во многом зависели характер и направленность государственного строительства. Для осуществления политики стабильности необходимо эффективное государство. Однако, несмотря на многие позитивные изменения, эта действительно центральная проблема в полной мере не решена. Очевидно, что ее решение лежит в плоскости определения места и роли административной власти в системе государственной власти и управления. Государственная служба рассматривается как объект теоретического исследования, с одной стороны, и в плане нормативно-правового понимания, с другой. Теоретически государственная служба может быть представлена в аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение задач государственной службы. Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. 
Чтобы наглядно представить природу и предназначение государственной службы в системе государственной власти необходимо определить ее сущность[7].

Есть два подхода к сущностной характеристике государственной службы — институционально-правовой и политический. Первый подход — правовой, смысл его состоит в том, что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт. Его основная цель — обеспечивать интересы государства и общества. Его главные функции — административная и сервисная по существу, не имеющие политического характера. 
          Второй подход — деятельностно-политический. Он заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и поэтому носит политический характер. В полном объеме сущность государственной службы как социального явления не может быть однозначно охарактеризована ни с позиций правового, ни с позиций политического подходов. Необходимо комплексное решение вопроса. Только в триединстве — профессиональная деятельность, социально-правовой институт и публично-правовое отношение — можно целостно и системно представить такое сложнейшее социальное явление, как государственная служба.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает такие виды государственной службы[3]:

1) государственную гражданскую;

2) военную;

3) правоохранительную.

Соответственно служащие подразделяются на гражданских служащих, военнослужащих и служащих в правоохранительных органах.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет, что гражданская государственная служба -- это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в резерве и др. случаи).

Гражданская государственная служба подразделяется на Федеральную государственную гражданскую службу и Государственную гражданскую службу субъекта РФ (в основе данной классификации лежит принцип федерализма).

Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских специальных формированиях и органах, осуществляющих обеспечение обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Гражданский служащий -- это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ[4]

Служащим в правоохранительных органах присваиваются специальные звания и классные чины.

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Государственная служба -- сложный, комплексный, многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы; определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками госорганов в целях выполнения задач и функций государства. В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях, отличающаяся по форме и содержанию от труда рабочих.

Государственный служащий - это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Законом «О государственной службе» ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ[4].

В зависимости от вида организации выделяют служащих таких субъектов права: государства (государственных органов), органов местного самоуправления, общественных объединений, политических партий, негосударственных коммерческих, некоммерческих, религиозных, частных, международных организаций.

К государственным служащим относятся только лица, занимающие государственную должность в госорганах, а не в любых государственных организациях (например, в государственных вузах).

 

 

1.2 Нормативно-правовое обеспечение  государственной службы Российской Федерации

 

Государственная служба тесно связана с главным политическим институтом - государством, а государственная (в том числе политическая) власть во многом осуществляется через государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных, правовых и идеологических механизмов.

К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих. Развитие нормативно-правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду.

Создание нормативной правовой основы государственной службы - одно из основных направлений становления и совершенствования государственной службы РФ. Законодательство о государственной гражданской службе составляют нормативные правовые акты, регулирующие организацию гражданской службы РФ и правовое положение гражданских служащих.

Нормативное правовое регулирование государственной службы РФ осуществляется[1]:

1) Конституцией Российской  Федерации Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) (с послед. изм. и допол.) // Российская газета. - 1993 г. - № 237., которая закрепляет исходные для госслужбы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе;

2) Федеральным законом  от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе  государственной службы Российской  Федерации» Федеральный закон  от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» (с  послед. изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003 г. - № 22. - ст. 2063., который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

3) Федеральным законом  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» Федеральный закон  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с послед. изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004 г. - № 31. - ст. 3215., который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ;

4) другими федеральными  законами, в том числе федеральными  законами, регулирующими особенности  прохождения гражданской службы (в настоящее время проводится  работа по созданию таких законов);

Информация о работе Зарубежный опыт организации государственной (муниципальной) службы (на примере одной из высокоразвитых стран)