Избирательное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть становление избирательного права в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть историю становления избирательного права России во второй половине XIX – начале XX века;
проанализировать проблемы избирательного процесса в России на современном этапе;
в заключение сделать краткие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………...5

1.Избирательное право России в XIX-начале XX века………………6

2.Избирательное право России в 1905-1917 гг……………………….9

3.Избирательное право в советский период…………………………20

4.Избирательное право России на современном этапе………………28

Заключение……………………………………………………………..39

Библиографический список……………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

4_kursovaya_moya.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

На съездах  уездных землевладельцев собирались лица, владевшие в уезде землей в размере от 100 до 800 десятин или недвижимым имуществом (кроме торгово-промышленного) стоимостью не ниже 15 000 рублей. Более мелкие собственники также были представлены здесь своими уполномоченными. Последние также избирались на особом съезде. Таким образом, для мелких землевладельцев предписывались трехступенчатые выборы.

Наконец, для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход. Тот, в свою очередь, выдвигал из своей среды двух уполномоченных на новый съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание.

Закон от 11 декабря 1905 года, сохраняя основы избирательниц системы, установленной «Положением» от 6 августа, расширил состав электората. Право голоса получили фабрично-заводские рабочие и демократические слои городского населения. Для них закон вводил новую, четвертую курию. Для четвертой курии устанавливалась трехступенчатая избирательная система. Благодаря этому,  на первый план выдвигались мелкие предприятия и меньшинство рабочих могло получить на выборах перевес над большинством.

Итак, закон  устанавливал сложную систему косвенных  выборов: двух-, а для мелких землевладельцев, крестьян и рабочих, -трех- и четырехступенчатую. Разное количество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики от курий представляли различное число избирателей.

«Положение  о выборах в Государственную  Думу от 3 июня 1907 года изменило избирательное  законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин Российской империи: Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Якутской областей. Представительство других окраин было существенно ограничено.

Законодательство  от 3 июня 1907 года существенно сужало электорат низших сословий. Теперь в земледельческой курии один выборщик избирался от 230 человек (ранее  от 2 тысяч). Городская курия была разделена на две категории: в первой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1 тысячи избирателей, а во второй - от 15 тысяч. В Государственной думе резко сокращалось представительство малоимущих слоев населения. С введением «Положения» от 3 июня 1907 г. избирательным правом могли воспользоваться лишь 15 процентов населения Российской империи.

В законодательстве Российской империи не было конкретных положений о проведении избирательной  кампании. В нем практически отсутствовали нормы, касающиеся предвыборной агитации. Для организации выборов и проведения голосования создавались избирательные участки. В каждом из них имелись избирательные комиссии в составе председателя и двух членов. Избрание выборщиков происходило путем тайного голосования через баллотировку шарами. Таким же образом избирались депутаты Государственной думы в губернском избирательном собрании.

Выборы  в городское собрание проводились  с помощью избирательных записок (бюллетеней). Специально изданные «Правила о порядке производства выборов в городское избирательное собрание» определяли следующую процедуру голосования: каждый избиратель лично вручал свой бюллетень председателю избирательной комиссии. Он содержал имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосовал избиратель. Число кандидатов в бюллетене не должно было превышать число необходимых для избрания по каждому участку. Бюллетень не должен был содержать никаких отметок, знаков, исправлений и подчисток ни на лицевой, ни на оборотной стороне. В противном случае он признавался недействительным. Получив заполненный бюллетень, председатель комиссии в присутствии избирателя опускал его в особый ящик с отверстием на крышке.Выборы проводились в течение одного дня с 9-ти часов утра до 9-ти вечера одновременно на всех участках. Подсчет голосов производился избирательной комиссией на следующий день и это же время. При этом могли присутствовать избиратели.

Таковы  в общих чертах основные положения  и особенное и российского  избирательного законодательства конца  XIX - на чала XX в. Революция 1905-1907 гг. внесла в его содержание существенные перемены. Новые политические права, несмотря на  их ограниченность, способствовали приобщению к выборам широких слоев населения. Несмотря на то, что в российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство, сформированный на его основе представительный орган - Государственная дума - стал одним из важнейших элементов российском политической системы начала XX века.

 

Принятые  во время Февральской революции  правовые акты, регулировавшие избирательную практику, положили начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права. На их основе впервые демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное собрание.

Временное правительство в декларации от 2 марта 1917 года провозгласило немедленную подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять конституцию страны. Правительство обязалось провести выборы в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования. На тех же принципах планировалось провести выборы в органы местного самоуправления.

21 мая  1917 года были изданы «Временные  правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных».6 Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому законодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. От участия в выборах отстранялись лица недееспособные, осужденные по приговору суда и монашествующее духовенство. Аналогичные нормы содержало и новое законодательство о выборах органов городского самоуправления.

В конце  марта 1917 года было образовано Особое Совещание для подготовки проекта  «Положения о выборах в Учредительное собрание». 25 мая оно приступило к работе.  Авторы проекта ответственно подошли к своим обязанностям. Они особенно настаивали на соблюдении всех формальностей процедуры по организации выборов. Все это затягивало подготовку проекта, и сроки выборов в Учредительное собрание откладывались.

Создатели избирательного законодательства пришли к единому мнению о том, что выборы должны быть всеобщими, равными, прямыми. Но сама система выборов (пропорциональная или мажоритарная), способ их проведения в действующей армии, на флоте, в удаленных регионах страны вызывали мною споров.

Существенные  разногласия возникли и по вопросу  о возрастном цензе. Представители  кадетов предлагали его ограничить 21 годом, Петроградский Свет настаивал на снижении ценза до 20 лет, а большевики предложили предоставлять избирательные права с 18-летнего возраста. Немало трений возникало и по поводу лишения избирательных прав различных групп населения.

К сентябрю 1917 года работа над проектом была завершена. 2 октября 1917 года Временное правительство  утвердило «Положение о выборах  в Учредительное собрание», а  также инструкцию по его применению и роспись числа членов Учредительного собрания.7 Сами выборы предстояло провести 12 ноября 1917 года. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени и даже превосходил их по некоторым положениям. Таким образом, этим документом предусматривало введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.

Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Законом предусматривался ряд гарантий для участия в выборах нерусского населения. Например, статья 60 «Положения» устанавливала возможность перевода избирательного бюллетеня на язык любой национальности.

Существенно расширен был состав избирателей. Впервые  право голоса было предоставлено женщинам (вслед за Новой Зеландией, Австралией и скандинавскими странами), в то время как в подавляющем числе государств женщины были лишены этого права. Уникальным явлением было предоставление избирательных прав военнослужащим. Минимальный возраст для участия  в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные к лишению свободы, каторжным работам, ссылке, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа. Повсеместно создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссии всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в целительное собрание («Всевыборы») до участковых; правила составления списков избирателей. Голосование проводилось подачей избирательных записок (бюллетеней).

Избирательный бюллетень, единая форма которого устанавливалась  окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого  списка и название предложившей его  партии.  Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных.

Выборы  проводились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать  лично. Предъявив именное удостоверение  одному из членов комиссии, он получал  специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, а затем удалялся в закрытую кабину. Там он должен был вложить в конверт избирательный бюллетень с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. Затем заклеенный конверт передавался председателю участковой избирательной комиссии. Последний в присутствии ее членов опускал конверт в специальный ящик. По окончании голосования ящики с бюллетенями опечатывались и оставлялись в этом же помещении, у дверей которого выставляюсь охрана.

При подсчете голосов, прежде всего, определялось количество конвертов. Затем они вскрывались  и подсчитывались бюллетени. Те из них, которые не отвечали установленным правилам, содержали помарки, подчистки или другие знаки, либо подписанные избирателями, признавались недействительными. Если в конверте обнаруживалось более одного бюллетеня, они также признавались недействительными.

Общий подсчет  голосов производился окружной избирательной комиссией, которая определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе. Особый раздел «Положения о выборах» допускал некоторые исключения из общего порядка избирательной кампании. В ряде округов: Аму-Дарьинском, Архангельском, Закаспийском, Камчатском, округе КВЖД, Олонецком, Ордынском, Прикаспийском,  Якутском, а также в Финляндии и русской армии, действовавшей во Франции и на Балканском полуострове, выборы проводились по мажоритарной системе.

На окраинах России разрешалось в случае необходимости  проводить голосование посредством  баллотировки шарами или другими  заменяющими их знаками. Допускалось продление сроков голосования. «Положение» содержало также особые правила о порядке выборов в действующих армии и флоте.

Очевидно, что все эти меры должны были обеспечить подлинно демократический характер выборов, дать возможность проявить свободное волеизъявление наибольшему числу избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Избирательное право в советский  период.

Развитие  российского избирательного права  шло по мере принятий                         Конституций, в истории нашего государства их было пять: это Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Принятие  каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и развитие прежних.

 

Избирательное право в Конституции РСФСР 1918 года.

Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных  органов. Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством  для этого являлся имущественный  ценз. Закон подробно и скрупулезно  перечислял, какие имущество, доходы, квартиру нужно было иметь, чтобы  было возможно получение права голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме не было, - не было и  избирательных прав.

Коммунистическая партия, готовя штурм  самодержавия, выдвинула лозунг демократической  республики, конституция которой  должна была предусматривать и демократическую  избирательную систему. Программа  РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В июле 1918 года собрался V Всероссийский  съезд Советов. Главным итогом его  работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме  советской власти8. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название – Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и  на местах принадлежит этим Советам.

Основной Закон закрепил принцип  всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как  вероисповедание, национальность, оседлость  и т.п. Устанавливается для них  лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет.9 Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Информация о работе Избирательное право России